«Основная причина не усвоения обусловлена присутствием сомнения. Пока твои сомнения не исчезнут, ты будешь задавать вопросы, вроде «Почему это так, а не иначе?», когда я что-то рассказываю тебе. Испытай это на себе и сам всё поймёшь, другого пути нет. Без личного опыта нет ясного понимания. Это ещё одна причина того, почему я никого не учу. Как я могу учить? Люди тратят всё своё время, пытаясь что-то понять и задавая вопросы, но большинство из них даже не знают, какие вопросы нужно задавать!»
Мне как раз хотелось задать вопрос, но я воздержался.
«Почему никто не спросит о грантхи-бхедане, пронзании узлов, которые препятствуют свободному движению Кундалини в нади? Существует три основных узла: Брахма-грантхи, Рудра-грантхи и Вишну-грантхи. Кундалини не пробудится полностью, пока Она не пронзит эти узлы».
«Где они расположены?»
«Ага, теперь ты спрашиваешь! — Он засмеялся. — Как-нибудь мы поговорим и об этом».
Этого я и ожидал. «Некоторые люди возлагают вину за большинство физических и психических заболеваний на «блокированные чакры», — продолжал я. — Есть тут какая-то связь с этими узлами?»
«Есть, но не такая, как они думают. Неполное знание — опасная штука. Чакры существуют в тонком теле, и их связь с физическим телом имеет весьма тонкий характер. Действительно, как физические, так и тонкие сплетения могут блокироваться, но у большинства людей Кундалини крепко спит в Муладхара-чакре, их чакры полностью закрыты и не играют роли в повседневной жизни. Именно потому, что чакры у всех закрыты, такое значение приобретает кундалини-йога. Поскольку люди полны привязанностей к жизни, их сознание никогда не сможет приблизиться к какой-либо из чакр. Оно не сможет даже уловить их аромат, не то что ощутить их.
«Но в некотором смысле эти люди правы: если ты взвалишь на себя слишком много Шакти, не избавившись предварительно от этих узлов, Шакти будет заблокирована по всему пути, в результате чего либо нервная система выйдет из строя от перегрузки, либо эта энергия заполонит организм, и ты впадёшь в неистовство. Шакти увеличивает и расширяет всё на свете, в частности, это относится и к привязанностям. Нужен хороший проводник на каждом шаге пути, иначе неизбежно падение, откат назад в самсару.
«Над Манипура-чакрой располагается Анахата-чакра, первая из трёх верхних чакр, которые предназначены только для духовной деятельности, например для жертвоприношений. Жертвоприношения предписаны Ведами, и сегодня многие священнослужители занимаются стяжательством под прикрытием Вед, собирая пожертвования бездумно, только ради денег. На санскрите жертвоприношение обозначается словом яджна, состоящим из двух слогов: я и джна. Джна, конечно, означает духовную мудрость (джнана); «ям» — одна из главных биджа-мантр для Анахата-чакры. Этим предполагается, что яджна вовлекает эфирные миры, и это действительно так. Фактически одна из главных задач яджны состоит в том, чтобы кормить различные эфирные существа и ублажать их ароматом возжигаемых жертвоприношений. Также предполагается, что в яджне следует использовать Бхута-агни, а не Джатхара-агни, и что лишь человек с действительно воспламененным Бхута-агни может правильно выполнят!) яджну.
«Когда ты попадаешь в Анахата-чакру, чакру Элемента Воздуха, ты познаешь эфирные существа, «духов воздуха», которые перемещаются, подобно ветру. Анахата означает «безударный»; в Анахата-чакре ты начинаешь слышать Анахата-нада, «звук, который не вызван ударом». Связанный с Анахата-чакрой, на правой стороне грудной клетки, находится маленький орган, который из-за его размера называют «мальчик-с-пальчик». Он приносит огромную пользу, функционируя как универсальный переводчик. С его помощью ты можешь понять любой язык, поскольку он обеспечивает синхронный перевод на твой родной язык. Язык — это звук, а звук распространяется в воздухе. Когда ты постигаешь Воздух, ты развиваешь понимание, пригодное для восприятия любого языка.
«Из Анахата-чакры Кундалини перемещается в Вишуддха-чакру. Вишуддха означает «особо чистая», и здесь ты получаешь знание об Элементе Эфира, самом тонком и чистом из Пяти Великих Элементов. Ты также преодолеваешь Шесть Вкусов, поскольку вкус — это лишь комбинация Пяти Элементов в пище. Отныне единственное, что скрывает Кундалини, — это Три Гуны. Когда Кундалини находится в Вишуддха-чакре, твой выдох распространяется лишь на два пальца от ноздрей, что указывает на то, что твой ум обрёл исключительное спокойствие. Ты не замечал, что в гневе, в момент оргазма и в других экстремальных эмоциональных ситуациях твоё дыхание становится частым и интенсивным, а ум — хаотичным?»
Я задумался на мгновение и согласился с этим.
«Такое дыхание бесполезно для садханы, поскольку твой ум должен быть уравновешен. Йоги практикуют пранаяму, так как они понимают, что контроль над дыханием приводит к контролю над умом. Верно и противоположное: всё, что контролирует ум, контролирует и дыхание.
«Когда ум уравновешен, Кундалини перемещается из Вишуддха-чакры в Аджна-чакру, в «третий глаз». У её лотоса два лепестка, что указывает лишь на две биджа-мантры: одна соответствует Шакти, другая — Шиве. Аджна означает «приказ». Здесь подразумеваются «наставления гуру». Шива является гуру всего мира, и его можно ясно ощутить в Аджна-чакре.
«Знаешь, как в племени бессмертных, именуемых натхи, обращаются к Кундалини-Шакти? «Шлюха!» Да-да, «шлюха!» Они говорят: «Что, шалава, с другими заигрываешь! А теперь иди-ка ко мне. У меня больше не загуляешь!» Они подразумевают, что их индивидуальную Шакти, которая, пребывая в заблуждении, занимается самоотождествлением с разнообразными чувственными объектами, следует насильно загонять в Аджна-чакру, где она вынуждена будет идентифицировать себя лишь со своим Великим Супругом, Владыкой Шивой.
Кундалини-янтра
В центре янтры располагается богиня Кундалини, свернувшаяся вокруг линги внутри треугольника йони, направленного вершиной вниз Всё это покоится на двух пересекающихся треугольниках, помещённых поверх двух пересекающихся квадратов, которые символизируют союз Кундалини-Шакти с Шивой На восьми лепестках лотоса расположены шесть чакр, Сахасрара и янтра союза Шивы и Шакти
«В Аджна-чакре дыхание почти полностью останавливается, поскольку здесь начинается состояние шуньи (пустоты, ничто). В состоянии шуньи все имена и формы угасают, и ты осознаешь лишь своё Я. Иными словами, остаётся лишь Пустота. Всё существующее во вселенной содержится в состоянии шуньи. непроявленной форме, которая недоступна восприятию. Люди называют состояние шуньи Пустотой, Вакуумом, но оно не пусто, оно полно.
Янтра Шивы и Шакти
«Пока Кундалини находится в нижних чакрах и даже в Вишуддхе, сохраняется опасность самоотождествления её с телом. Как только Кундалини поднимается над Вишуддха-чакрой, устраняется возможность всякого мирского помышления, поскольку уже не существует рнанубандханы, какой бы то ни было привязанности к кармическому долгу. Да и как ему там быть? Ты вышел за пределы Пяти Элементов, которые составляют физическую вселенную. Физических связей теперь нет.
«Когда Кундалини перемещается из Аджны в Сахасрару, теряются последние обрывки идентичности, и садхака полностью сливается со Вселенской Душой. В Аджна-чакре всё ещё присутствует двойственность — формы Ардханаришвары или Садашивы, Шива и Шакти, объединённые в одном теле, — но в Сахасраре Они сливаются полностью. Все различения пропадают, и результатом является нирвикальпа-самадхи, самадхи (состояние осознавания лишь одного объекта), в котором не воспринимается ничего, кроме Вселенской Души. Уходит любая предопределённость и нерешительность, прекращаются любые колебания ума. Всё! Ты — в краю, из которого нет возврата!»
«Я всегда говорил, что жизнь — это память. Фактически существует два типа памяти: сознательная и бессознательная. Сознательная память в высшей степени изменчива и непостоянна. Она направлена вовне, к мирским объектам, которые недолговечны и преходящи, но невежественному уму представляются вечными. Бессознательная память постоянна. Она хранит все твои кармы, обусловленные миллионами рождений, не допуская погрешностей и искажений. Так что бессознательная память на самом деле сознательна, поскольку она чётко фиксирует всё, что с тобой происходит, а сознательная память фактически бессознательна. Когда кто-то говорит: «Я сделал это в силу обстоятельств», правильнее было бы сказать, что он недостаточно сознателен для того, чтобы противостоять давлению карм, которые побуждают его поступать так, а не иначе.
«В результате этого появляется Майя. Посредством садханы ты можешь превратить сознательную память в воистину сознательную и вернуть бессознательную память в бессознательное. Когда они сливаются, результатом служит сверхсознательная память (сознание реальности), и в этом состоянии ты существуешь в причинном теле. Тогда ты должен пойти ещё дальше, от виджняны к ананде, неограниченному наслаждению чистым бытием. Когда слетает последний лоскуток Эго, остаётся лишь осознание: нирвикальпа-самадхи.