«Могу себе представить, что произошло бы со мной, если бы сегодня я стал практиковать аджагара-садхану на тротуаре Бомбея».
Мы вместе посмеялись над тем, что за этим могло бы последовать. «Однако существует множество других ниям, которым ты мог бы следовать. Например, поскольку сегодня мы живём в век, когда каждый встречный готов тебя обмануть, тем или иным способом, то научиться не обманывать в ответ — замечательная нияма. А как насчёт наших дхабавал? Они практикуют истинную нияму, нияму, имеющую практическое значение для наших дней. Они сами — удивительная иллюстрация могущества ниямы».
«А что в них такого?» Дхабавалы — это люди, которые каждый день разносят горячие домашние обеды сотням тысяч рабочих и служащих Бомбея. Каждое утро они поездом доставляют судки с обедами из пригорода в центр Бомбея, а затем на головах разносят заказчикам от офиса к офису. Поскольку большинство дхабавал неграмотны, судки помечены сложной последовательностью символов, но система так отлажена, что недоразумений почти не происходит.
«Что в них такого? — возмущённо повторил он. — Они живут в Бомбее, и всё же на них не влияет проклятие, которое разрушает умы других. Они никогда не бастовали. Если они попробуют это сделать, весь Бомбей станет, поскольку людям нечего будет есть». Я знал, что это действительно так.
«Я не слышал, чтобы они приставали к женщинам, хотя у них для этого достаточно возможностей. Ведь они каждый день собирают пустые судки из домов, когда там остаются только жёны и родственники женского пола. Дхабавалы даже не смотрят на женщин с вожделением. Сравни это с Америкой, где, как известно, молочники любят ублажать женщин, пока их мужья на работе. Дхабавалы себе такого не позволяют». «Да, да», — закивал я, соглашаясь.
«Почему так происходит? — продолжал он. — Потому что все они последователи нашего Джнанешвара Махараджа. Все они поклоняются Вишну в форме Виттхалы, а для последователя Вишну каждый человек — член семьи, член «васудева кутумбам» (семьи Вишну). Кого сможет надуть такой человек или кого совратить? Дхабавалы регулярно отправляются в паломничество и проводят своё время, читая Джнанешвари и распевая сладчайшее имя Бога. По-моему, именно они заслуживают уважения, а не все эти монахи, так называемые святые и свами, которые расплодились повсеместно. Эти дхабавалы действительно воплотили учение Кришны на практике: «Воистину говорю, работайте и преподносите мне плоды своих трудов».
Пока он молчал, мы оба мысленно побывали в святилище Джнанешвара и поклонялись святому, который был наделён таким состраданием, что даже спустя семь веков он всё ещё наставлял и воодушевлял каждого, кто к нему приходил.
«Ещё один пример являет собой Экнатх Махарадж, благодаря которому у нас есть Джнанешвари. Знакомые брахманы ненавидели его за его любовь к простым людям. Однажды, когда Экнатх возвращался домой, совершив омовение в святой реке Годавари, один из этих злобных брахманов плюнул в него. Экнатх, не говоря ни слова, повернулся, подошёл к реке и снова окунулся в неё. И опять, когда он вышел на берег, этот брахман снова плюнул в него, и снова он вернулся к реке. Это повторялось снова и снова, по некоторым версиям, до ста раз. Продолжалось это до тех пор, пока плюющий не осознал величия Экнатха и не припал к его ногам, моля о прощении. Однако Экнатх сказал: «Мой друг, полагаю, что это я должен благодарить тебя, поскольку благодаря тебе я в таком количестве получил благословение от священной Годавари».
«Экнатх в совершенстве владел собой благодаря суровой нияме. Посвятить себя тому, чтобы никогда не впадать в гнев, какой бы вызывающей ни была провокация, — это ужасная нияма, и её нелегко придерживаться. Хотя такой контроль чрезвычайно важен в наши дни Кали-юги, его очень трудно достичь, если только у тебя нет поддержки, как у меня. Я всегда был смутьяном. Сейчас благодаря моим учителям я значительно успокоился. Теперь я вижу, что мне была необходима их помощь».
Я хорошо знал, что он имеет в виду.
«Хотя я долгие годы жил с семьёй Рошни, мать Рошни никогда не менялась. Она не изменится, чтобы ты ей ни говорил. Если бы её ум был направлен на Бога, она бы могла выполнять уникальные садханы, но это невозможно. Я побуждал её к этому десятилетиями, но мне пришлось оставить это, я слишком устал.
«Рамаяна говорит, что всегда следует жить с тем, с кем ты не можешь ладить, поскольку это поможет тебе помнить о Боге, и эта дама определённо помогает мне помнить о Боге. Ты прекрасно знаешь, что я люблю, чтобы обед был готов к определённому времени, но когда приходит это время, оказывается, что она опять что-то забыла. Это происходит снова и снова, а когда я спрашиваю, в чём дело, она всегда отвечает: «Забыла». Что мне на это сказать? Я должен сохранять спокойствие и помнить о нияме.
«Но я счастлив, потому что когда бы это ни случилось, называй это совпадением или как хочешь, но не более чем через пятнадцать минут раздаётся стук в дверь и кто-то приносит мне пишу, безо всяких видимых причин. Моя Тара не позволяет мне быть голодным. Ты знаешь Робби, ты видел это много раз».
Да, я видел и продолжал видеть это позже. Однажды мы ехали с ним на поезде из Копенгагена в Париж. Будучи в Дании, я забыл купить франков. Было воскресенье, банки закрыты, и проводник отказался принять другую валюту. Мы были голодны. Через некоторое время в наше купе села женщина, и когда поезд отъехал от станции, она достала и предложила каждому из нас по рождественскому пирогу Как они были хороши! В Токио, когда всё уже было закрыто, нас окликнул сам повар из ресторана и пригласил зайти. Далее, всё, что требовалось делать Вималананде, так это смотреть на происходящее «сладким взором», чтобы получить вегетарианскую пишу, которой даже не было в меню. Ма никогда не покидала его.
«Всё это благодаря нияме. В системе Патанджали асаны должны практиковаться только после того, как яма и нияма станут совершенными. Меня раздражают люди, которые настолько выхолостили йогу, что превратили её просто в систему физических упражнений. Конечно, гибкость тела полезна в садхане, но невозможно стать просветлённым просто стоя на голове. Асаны нужны не только для этого.
«Слово «асана» происходит от санскритского корня, означающего «сидеть». «Делать асану совершенной» означает учиться быть способным спокойно сидеть, не испытывая дискомфорта, по меньшей мере три часа. Раньше настоящий учитель йоги говорил своему ученику: «-Иди в эту комнату и сиди там шесть месяцев». После столь долгого сидения ум ученика непроизвольно становился спокойнее, что позволяло легче и безопаснее перейти к следующему шагу — пранаяме».
Несколькими годами позже я услышал, как Баба Хари Дасс рассказывал об одном старом гуру, который проверял своих учеников следующим образом. Он сажал их в позу со скрещенными ногами и клал им на ноги землю и семена травы. Вернувшись через несколько дней, он проверял, как растут ростки. Испытание проходили только те ученики, у которых ростки росли ровно, потому что только эти ученики не шевелились.
«Ты наверняка изучал шавасану, позу трупа, в своём классе йоги?»
«Да».
«Я уверен, он учил вас выполнять её в конце занятий, чтобы расслабиться».
«Да».
«Но предназначена ли шавасана только для того, чтобы помочь расслабиться? Конечно, нет! Это ещё один пример того, насколько поверхностно сегодня понимаются духовные учения. Цель шавасаны — сделать тебя шавой, трупом, чтобы облегчить тебе контроль над праной и отвлечь твой ум от внешнего мира. Когда ты делаешь шавасану, ты становишься в точности как труп, не только мышцами, но и умом. В агхоре мы практикуем сидение на трупе, это правда; мы практикуем сидение на собственном трупе. Мы говорим: «Преврати своё тело в живой труп». Пусть тело живёт и выполняет свои функции, а ты будь вдали от него».
«Теперь подумай о пранаяме, что означает «контроль праны». Необязательно сдерживать дыхание, чтобы контролировать прану Если твой ум контролируется, то дыхание замедляется автоматически и в конце концов останавливается. Любой метод, приводящий к замедлению дыхания, является формой пранаямы. Цель пранаямы — максимально замедлить дыхание. Если твоё дыхание глубокое, медленное и спокойное, то и ум медленный и спокойный, если твоё дыхание быстрое, поверхностное и возбуждённое, то и ум такой же.
«За пранаямой следует пратьяхара, отвлечение, оттягивание чувств от их объектов. Чувства стремятся «съесть» вещи, получить впечатления от внешнего мира. Пратьяхара (что также может быть переведено, как «против поедания») наступает тогда, когда успокоенный ум прекращает жаждать сенсорных удовольствий. Как только твой ум отвлекается от своих жажд, он готов для дхараны, дхьяны и самадхи: концентрации, медитации и полного равновесия сознания, что является целью обычной садханы.