«Поцелуй губами тем не менее всё ещё ведёт к потере энергии. Некоторая часть энергии действительно передаётся, но большая часть теряется, потому что внимание приковывается к нежности губ. В прошлом, как правило, люди целовали только в лоб. Стечением времени они постепенно сдвигались всё ниже, пока не достигли губ. Поцелуй в губы обычно приводит к половому акту. Верхние и нижние губы связаны. Поцелуй, в который вовлекается нижняя часть языка, пробуждает максимальное количество энергии, потому что здесь расположено много нервных окончаний. Но что толку в том, чтобы пробуждать огромную энергию, если ты не умеешь должным образом общаться на пашьянти или пара? В этом случае очень малая часть твоей энергии будет удачно передана при половом акте, большая её часть сгорит в страсти. Это и есть Кали-юга, когда Майя, особенно Майя тела, чрезвычайно сильна.
«Вайкхари, мадхьяма и пашьянти подчинены Тамасу, Раджасу и Саттве соответственно. Поскольку мир, как мы его знаем, или Майя, есть результат этих Трёх Гун, использование трёх низших форм речи ограниченно, несовершенно, потому что все они существуют в рамках Майи. Состояние вне Гун — это состояние вне Майи. Это состояние совершенно, поскольку оно абсолютно, и это пара. В пара нет потребности в мантре, мантры возникают как фильтры намерения в грубых уровнях бытия.
«Взгляни на это в свете священного слога Ом. Три с половиной кольца Кундалини символизируют три с половиной буквы слова Ом (Аум) — 'а', 'у', 'м' и анусвара (назализация) в конце. Однако Ом также имеет бинду (орфографическую точку) над анусварой. Анусвара и бинду не могут существовать друг без друга. Бинду — это точка: положение без размерности, как определяют её в математике. Анусвара произносима в вайкхари и мадхьяме, но бинду можно «произнести»- лишь в пашьянти и паре. Как ты произнесешь точку? Никак, но может присутствовать намерение её произнести.
«Намерение не имеет значения в вайкхари. Умный артист может обмануть тебя слезами, посмеиваясь внутри над тем, как легко он тебя одурачил. Намерение имеет некоторое значение в мадхьяме и — огромное в пашьянти. Однако в пара намерение определяет всё. Фактически пара — не что иное, как намерение: очищенное намерение очищенного Эго, Кундалини-Шакти, увеличенная в миллионы раз посредством аскезы. Бинду используется, когда Кундалини перемещается из Вишуддха-чакры в Аджна-чакру, где начинается шунья. В этом состоит природа бинду: пустота, которая является источником каждого звука, поле, из которого возникает звук».
Это объяснение выглядело сложным, поэтому Вималананда привёл мне образ из аюрведы.
«Вот ещё один способ взглянуть на это. Как на санскрите звучит слово «сладкий»?»
«Сваду, или мадхура».
«Из всех сладких вещей в мире лишь мёд называется мадху, потому что только мёд может доставить телу сладость, которая не опосредуется процессом переваривания, поскольку мёд уже был переварен пчелами. В слове мадхура есть дополнительное «ра», это «ра» относится к Элементу Огня. Всё, что является мадхурой, должно быть сначала переварено, прежде чем его сладость проявит себя в организме. Из всех форм речи лишь пара — подлинное мадху. Пара идёт прямо к цели и немедленно проявляет свой эффект, подобно мёду в теле. Любой другой тип речи должен быть сначала переварен слушающим, прежде чем можно будет ощутить его эффект. Пашьянти — это всегда мадхура, и мадхьяма обычно тоже, именно поэтому они так полезны. Однако вайкхари сладка лишь изредка, поскольку она находится под контролем Шести Вкусов. Вот почему мы иногда говорим сладко, а иногда наши слова остры, горьки, кислы, солены, или холодны и тяжелы».
«И всё это объясняется химическим составом сознания говорящего», — я вызвался говорить, так как думал, что знаю, какое направление приобретает беседа Вималананды.
Он согласно кивнул головой. «И этот химический состав определяет, какой тип садханы тебе подходит и в чём ты можешь преуспеть. Сегодня нет недостатка в людях, которые заявляют, что они нашли ключи к Ведам, и которые утверждают, что живут «ведической» жизнью. Они обучают своих учеников «ведическим» садханам. Большинство из них — пустозвоны, а их речи безумны. Подумай о системе каст. Индия веками была заражена кастеизмом, однако кастовая система начиналась как нечто совершенно отличное от того, чем она стала.
«Ведическая литература так говорит о теле общества: брахманы (жреческий класс) — это голова, кшатрии (правящий класс) — руки и грудная клетка, вайшьи (купеческий класс) — брюшная полость, а шудры (работники) — ноги. Некоторые брахманы, стремящиеся к власти, использовали это описание, чтобы оправдать своё господство над всеми другими, однако единственной целью этой классификации было показать тенденции, присущие каждой группе.
«Предположим, ты хочешь обучить мантре «ребёнка». Если «ребёнок» — брахман, то он будет использовать мантру для того, чтобы получать знание (голова символизирует знание). Истинный брахман использует это знание для самореализации и поддержки других в их реализации. Любой брахман, который использует знание, чтобы управлять другими, — это ложный брахман. «Брахмам джанати ити Брахманах» (Брахман — это тот, кто знает Абсолютную Реальность). Итак, сколько у нас сегодня истинных брахманов? Почти ни одного!
«Если ты обучаешь мантре кшатрия, то можешь быть уверен: он пойдёт и будет её использовать. Именно для этого предназначены руки и грудь: делать вещи. И поскольку кшатрии — естественные правители, они будут склонны к тому, чтобы использовать силу, которую они получают от аскетизма, для покорения других. Кшатрии в своей аскезе могут пойти дальше, гораздо дальше, чем брахманы, потому что они обладают природным иммунитетом к боли и врождённой верой в своё призвание «убить или быть убитым», победить или умереть. Если кшатрий берётся за дело, то либо он заканчивает его, либо дело кончает его. Брахман, из чисто интеллектуальной любознательности, часто пытается делать десять вещей одновременно. Кшатрий делает только одно дело, но делает его основательно.
«Царь Вишвамитра был без труда побеждён духовной мощью риши Васиштхи, когда Вишвамитра со своей армией попытался украсть у Васиштхи Нандини, корову, исполняющую желания. Это поражение заставило Вишвамитру признать, что физическое могущество бесконечно уступает духовной доблести, и он решил предаться аскезе, пока сам Васиштха не признает его брахмариши («богом среди риши»). Приняв такое решение, он забыл обо всём остальном и сконцентрировался лишь на этом.
«Вишвамитра предавался ужасной аскезе, и различные божественные существа присваивали ему разнообразные божественные титулы, но он не мог получить титула, которого он желал. В конце концов он решил вынудить Васиштху дать ему желаемое, ведь он был рождён царём, а цари привыкли получать то, что им хочется. Вишвамитра безжалостно изводил Васиштху, но на того, похоже, ничто не влияло, даже смерть всех его многочисленных сыновей. Наконец Вишвамитра впал в полное отчаяние. Он затаился в подлеске возле ашрама Васиштхи, сжимая в руке острый нож, которым он хотел зарезать риши, не признающего его совершенств. Когда он уже был готов нанести удар, он услышал, как Васиштха говорит своей жене Арундхати: «Из всех риши сегодня только один заслуживает титула брахмариши, и это Вишвамитра. Я не знаю, почему он так настроен против меня, чем я его оскорбил?»
«Услышав эти слова, Вишвамитра выронил нож и бросился к Васиштхе, дабы пасть к его ногам, со словами: «Пожалуйста, прости меня». Васиштха пробормотал: «Но, брахмариши, тебе нет нужды извиняться. Я вознаграждён твоим визитом». И он благословил его. В конечном счёте, всё это было игрой Васиштхи. Игры риши — это нечто такое, во что очень трудно вникнуть.
«Настоящий брахман слишком утончён для того, чтобы стать таким маньяком, как Вишвамитра, но Вишвамитре удалось достичь высот именно благодаря его решимости, сфокусированной в одну точку. Брахманы не лучше кшатриев, а кшатрии не лучше брахманов. Просто они разные, вот и всё. Хороший брахман склонен развивать бесстрашие кшатрия, а хороший кшатрий, накапливая знания, приближается к брахману. Хороший царь никогда не бывает хорошим бойцом, это невозможно. Чтобы сражаться, человек должен обладать желанием убивать, а убийство всегда вносит жестокость в твою природу. Хороший царь всегда безмерно утончён и изыскан, а такие люди абсолютно бесполезны на поле битвы.
«Любой вайшья, торговец по натуре, будет продавать то знание, которое он получает. Он будет торговать им, чтобы набить свой живот. Посмотри, что происходит в Америке. Почти все американцы рождаются бизнесменами, и они торгуют любой джнаной, которую получают. Это часть их природы. А шудры? Шудры — это люди, которые упорно работают. Очень важно понимать это и уметь распознавать классы людей. Если ты обучаешь мантре «ребёнка», и он злоупотребляет ею, часть дурной кармы падает и на тебя, потому что ты отвечаешь за то, чтобы он не извращал её».
«Ты говоришь, что принадлежность к касте зависит от природы, свойственной человеку. А как быть с тем, что тебе приходится оставаться в той касте, в которой ты рождён?»