«Шудры и млекчи различаются, не так ли?»
«Верно. Шудры — это не млекчи. Шудра живёт тяжким трудом, наделяя вещи жизнью, а затем убивая их из выгоды, но он всё же следует садхане и сохраняет веру в Природу. Шудры — часть ведической системы, тогда как млекчи полностью находятся за границами Вед. Млекча, по определению, это тот, кто любит сквернословие, тот, кто любит мясо, алкоголь, наркотики, секс, азартные игры и другие менее ядовитые вещи и наделён минимумом спасительных качеств. Некоторые нетерпимые индийцы называют млекчами всех западных людей, поскольку те едят говядину и озабочены лишь внешней, а не внутренней чистотой».
Вималананда знал, что меня уже несколько раз называли «млекчей».
«Они отказываются видеть, насколько изменились пути западных людей, подобных тебе и Фредди. Они также игнорируют тот факт, что миллионы индийцев перенимают худшее из западной жизни и превращают себя в млекчей.
«Однако почему кто-то вообще должен пытаться выполнять ведическую садхану во времена Кали-юги? Ведь просто невозможно выполнять её должным образом, в особенности сегодня, когда всё вокруг загрязнено. Кали-юге более соответствуют другие садханы. Фактически Кали-юга — это век, когда шудры более приспособлены для познания Бога, чем даже брахманы. Шудры могут испытать переживания Бога, о которых брахманы не могут и мечтать. Если бы тебе довелось встретить Бога лично, что бы ты сделал?»
«Я затрудняюсь ответить».
«Ты, я надеюсь, припал бы к Его ногам. Ты бы не подошёл к Нему, не потрепал бы Его по щеке и сказал: «Привет, Бог! Я пришёл любить Тебя». Нет, ты бы простёрся перед Ним ниц. Шудры умеют быть смиренными. Любой, кто служит кому-то ещё, учится смирению. Пока ты не обретешь искреннее смирение, ты не будешь достоин припасть к ногам Бога или даже к ногам праведного святого.
Брахманам следует побороть свою гордыню, проистекающую из их учёности. Однако каждый, кто скромен, может сказать: «Господь, я глуп, и я это знаю. Ты — моя единственная надежда. Спаси меня!» И Он сделает это».
«А к какому из четырёх типов принадлежишь ты?» — как бы в шутку спросил я, однако лицо Вималананды стало твёрдым и каждое его слово приобрело особый вес.
«Ты хочешь знать, кто я? По рождению я — вайшья, сын торговца. По воспитанию я развит более, чем большинство сегодняшних брахманов в Индии. Когда я выполняю аскезу и ритуалы, моя решимость превосходит решимость большинства из кшатриев по рождению. А когда я прихожу на смашан для выполнения садханы, я гораздо хуже любого шудры. То, чем я там занимаюсь, не позволит себе ни один шудра. Это слишком ужасно для среднего человека. Но как бы то ни было, это Кали-юга».
В юности Вималананда изучал астрологию с Джина Чандра Сури, и я нередко наблюдал его поразительную способность составлять точный гороскоп, основываясь лишь на чертах лица посетителя. Хотя астрология и считается важным диагностическим средством в аюрведе, её больше не преподают в аюрведических колледжах, и я питал некоторую надежду, что Вималананда обучит меня этому предмету. Но каждый раз, когда я просил объяснений, он отказывал мне, говоря: «Сейчас тебе нужно изучать более важные вещи». Он смягчался лишь в отношении тех аспектов астрологии, которые, как ему казалось, окажут благотворное влияние на мою садхану.
«Ты помнишь трёх мудрецов?» — как-то начал он разговор.
«Конечно, — уверенно ответил я, поскольку выучил их имена в воскресной школе, — Бальтазар, Мельхиор и Каспар».
«Верно. Один из них был египтянином, один — ассирийцем, а другой — вавилонянином. Все они были последователями культа Маги, который возник в Вавилоне и практиковался во всех трёх странах. Это было нечто вроде тантры. Эти три человека, независимо друг от друга, произвели свои вычисления, и когда они встретились и обменялись своими соображениями, оказалось, что они независимо пришли к одному и тому же заключению: грядёт рождение пророка. Затем они пошли, ведомые светом звезды, и обнаружили Иисуса.
«Конечно, этот случай уникален, но он показывает практическую ценность. На самом деле получать дивиденды от знания времени можно каким угодно образом. Предположим, тебе требуется найти редчайшее дерево «Пламя Леса» с белыми цветами. Без специальных знаний сделать это не просто. Я сам разыскал только два таких дерева во всём штате Махараштра, да и то они росли в одном месте и переплетались друг с другом. Однако, если тебе удастся найти это дерево и ты сможешь взять его древесину во время определённого астрологического соединения, ты сможешь творить чудеса. Ты даже сможешь летать. Но собрать древесину нужно в строго определённый момент. Вся тантра основана на времени. Если ты делаешь что-то в верный момент, ты получаешь результат, иначе — нет.
«Ты помнишь ту первую ночь, когда ты вместе со мной впервые выполнил хому?»
«Конечно».
«Ты помнишь, что мы делали с коровьим навозом?»
Я задумался на мгновение, а потом вспомнил: «Мы взяли немного навоза, смешали его с водой в котелке, а потом поставили в него пестик так, чтобы он стоял строго вертикально».
«И пестик удерживался в вертикальном положении, пока длилось затмение. Как только затмение кончилось, он упал. Ты сам это видел, как ты это объяснишь? Как это объяснят учёные?»
«Понятия не имею».
«Мы объясняем это странными гравитационными эффектами, вызванными затмением. Затмения просто замечательны для людей вроде тебя и меня, поскольку их гравитационные эффекты усиливают эффект нашей садханы. Если ты повторишь сто раз свою мантру во время затмения, это равносильно тому, что ты сделаешь сто тысяч повторений в обычный день. Если ты предложишь огню одно жертвоприношение, оно будет равносильно тысяче. И ничто не может сравниться с этим временем для выполнения ритуалов и молитв для своих усопших предков.
«Конечно, любой отрезок времени, обладающий такой мощью, может оказывать и негативные влияния, поэтому здесь будут уместны некоторые предостережёния. Никогда не смотри на само затмение: лучи оказывают разрушительное действие на ум. Беременная женщина не должна даже выходить из дома во время затмения, иначе её ребёнка может поразить недуг. Пока продолжается затмение и за несколько часов до и после него, ничего не принимай вовнутрь, даже воду, сколько сможешь долго (до двенадцати часов). Если ты сумеешь следовать этой нияме, ты заставишь затмение работать на себя».
Всё это он рассказывал мне и раньше, и теперь я терпеливо дожидался, пока он подойдёт к этому моменту.
«Конечно, затмения происходят нерегулярно, и ты не можешь рассчитывать лишь на них. К счастью, однако, такие промежутки времени, наиболее благоприятные для садханы, случаются каждый годи даже каждый сезон. Индия — это настолько удивительная страна, что даже наши праздники происходят в такое время, когда успех в определённых формах поклонения достигается самым лёгким путём. Риши систематизировали эти праздники, с тем чтобы помочь садхакам стать яснослышащими и ясновидящими.
Например, Ма, Великой Богине, поклоняются во время трёх периодов Девяти Ночей в течение года, поскольку во время этих периодов легче всего войти в контакт с Ней.
«Риши, которые сотворили вселенную, прекрасно осознавали влияние различных юг на наши умы. Они также понимали, что те доктрины, о которых мы говорили, слишком сложны и изощрённы для среднего индивида, поэтому они и создали сезонные праздники. Когда простые люди справляют эти праздники, их ум отрешается от мирского и приобщается к духовному, а те, кто понимает эзотерическую важность праздников, используют их, чтобы «пришпорить» своё духовное развитие.
«Осенний сезон праздников начинается с Шраваны, месяца, когда почитается Шива. В этот месяц родился Кришна. Затем следует праздник Ганеши, а за ним — две недели умиротворения предков. Воздав хвалы Ганеше и предкам, можно безо всякой опасности поднимать Кундалини во время Наваратри (Девяти Ночей), посвящённых Богине. Завершается сезон с Дипавали, Праздником Огней, посвящённым Вишну в форме Кришны, когда каждый позвонок превращается в источник яркого, чистого света.
«Весенние праздники подобны осенним. Они начинаются с дня рождения Ганеши, за которым следует Маха Шиваратри, эта наиболее важная, как ты знаешь, ночь года для поклонения Шиве. Двумя неделями позже приходит Хуташани, или Холи, праздник урожая, который отмечается сжиганием злой искусительницы Холики, а ещё через две недели начинается вторая Наваратри, которая достигает высшей точки в рождении Вишну в виде Рамы. День рождения Анджанеи. бога обезьян, который является инкарнацией Шивы, наступает шестью днями позже.
«Во время праздников есть четыре важные ночи (ратри), которые идеальны для исполняющих ритуалы вроде меня, поскольку они предназначены для особых практик. Первая — это Махаратри, Великая Ночь, то есть Маха Шиваратри. Каждый год она выпадает на ночь перед новолунием во время лунного месяца магха (февраль или март). Вторая — Крураратри, Жестокая Ночь, то есть Холи, следующее после Махаратри полнолуние. Третья — Мохаратри, Ночь Заблуждений, ночь рождения Кришны. Кришна всех вводил в заблуждение своей Майей! Она приходится на месяц Шравана, как правило, в августе. Последняя — Каларатри, Чёрная Ночь, ночь как раз перед Дипавали, новолунием месяца Ашвин. Дипавали приходится на октябрь или ноябрь.