По моему лицу скользнула тень смущения, и Вималананда заговорил с ещё большим напором.
«Да, я знаю, что я говорю. Риши — это кукольники, а все прочие существа во вселенной, смертные и бессмертные, — это их марионетки. Риши ходят повсюду, создавая рнаны (кармические долги), которые люди должны отрабатывать. Это помогает людям развиваться. Если ты хочешь выйти из роли марионетки, тебе следует выполнять садхану».
«Встретить натха. муни, риши или одну из Верховных Шакти почти невозможно. Но вполне возможно встретить сиддха. Мне исключительно повезло, что я встретился с Телангом Свами (см. Агхору I), который был великим сиддхом. Будучи в Гималаях, я встретил Бабаджи, сиддха, о котором рассказывает Йогананда. Бабаджи, без сомнения, хороший сиддх, но его сестра превзошла его самого!
«Я расскажу тебе ещё об одном сиддхе, с которым я встречался. Он — очень необычная личность даже на фоне множества необычных людей в этой вселенной. Несколько лет назад полицейский заметил человека, бродящего в заводях Кочина (теперь это штат Керала). Когда полицейский остановил его и спросил, как его зовут, человек ответил: «Меня зовут Прабхакаран, и я пришёл, чтобы блюсти интересы моих прапрапраправнуков». Полицейский подумал, что он пытается шутить, и осведомился, какой ему год. Человек ответил: «Мне более семисот лет». Полицейский забрал его в участок.
«В участке Прабхакаран сказал полицейскому, что он ничего не ест и не пьёт, поэтому тюремщики сообщили ему: «Мы будем держать тебя в одиночной камере без еды и питья, а также без туалета». Прабхакаран сказал: «Хорошо». Когда пять-шесть дней спустя Прабхакаран всё ещё сохранял идеальную форму, тюремщикам пришлось признать его способности.
«Потом они спросили его: «Тебя кто-нибудь знает?» Прабхакаран ответил: «Спросите К. П. Рамасвами Айяра, я некогда спас ему жизнь». Как только они связались по телефону с сэром К. П. Рамасвами Айяром, который в ту пору был премьер-министром Траванкора (сегодня являющегося частью Кералы), он немедленно вылетел в Кочин, чтобы встретиться с Прабхакараном. Он настаивал на том, чтобы Прабхакаран вернулся с ним в Траванкор. Однако Прабхакаран сказал: «Нет, я предпочитаю вернуться к морю». Заботясь о благополучии своих потомков, он вошёл в глубины океана. Но это было ничто для него. Он уже провёл четыреста лет в Гималаях и двести лет в море. В конце концов, он — сиддх».
Недавно я узнал, что человек, в котором многие узнавали Прабхакарана, несколько лет жил в ашраме и большую часть времени проводил, танцуя в Бхава-самадхи. Наконец он объявил всем, что за семьсот лет жизни ему надоело существование, и что он решил покинуть своё тело через десять дней. Так он и сделал.
«А ещё был Вишуддхананда. Он был гордостью Индии, настоящим сиддхом, не то что эти бабы, которые творят пепел из воздуха и прочее. В тот день, когда я впервые встретил его в Бенаресе, он пребывал в таком замечательном настроении, что начал надавливать на область вокруг своего пупка, и внезапно оттуда вышел стебель лотоса, подобный тому, что прорастает из пупка Вишну! По мере того как он продолжал свою процедуру, стебель становился длиннее и наконец расцвёл красным цветком. Почему красным? Потому что красный символизирует Элемент Огня, который пребывает в области пупка, в Манипура-чакре. Всё окуталось прекрасным ароматом. Спустя некоторое время он надавил на лотос, и тот возвратился в его тело, опять через пупок. Хочешь верь — хочешь нет, дело твоё».
Он даже не сделал паузы, чтобы узнать, поверил я или нет.
«Пупок — это действительно очень интересная структура. Если тебе известна соответствующая техника, ты можешь вобрать в себя воду через пупок и выпустить её через пенис. Люди в сегодняшнем мире творят, а точнее воспроизводятся, с помощью пениса, однако Брахма, Творец космоса, делает это своим пупком, поскольку Он Сам появился на свет из пупка Вишну.
«Когда представление закончилось, главный ученик Вишуддхананды, пандит Гопинат Кавирадж. выдающийся знаток индийской культуры своего времени, не сдержал самодовольной улыбки. Он думал: «Вот что может делать мой Гуру Махарадж. А что можешь ты, грязный агхори?» Я взглянул на него и сказал: «Приходилось ли тебе слышать о ваджроли?» Он ответил утвердительно. «Принеси мне немного ртути», — попросил я его.
«В то время Вишуддхананда проводил исследование ртути, и её было достаточно под рукой. Они принесли запечатанную 25-килограммовую банку и распечатали её передо мной. Я через пенис втянул ртуть в себя. Они разинули рты. Потом я сказал: «Сейчас агхора-натх покажет вам одну штучку, связанную с ртутью. Скрутите мне волосы!» И вся поглощённая мною ртуть возвратилась, выступив на поверхности скрученных волос. Это поставило нас в равное положение.
«Вишуддхананда был знатоком сурья-виджняны, искусства наилучшим образом использовать Солнце. Думаешь, это просто? Совсем нет! Только постигнув значение фразы «Сурья Путра, Агни Митра» («сын Солнца, друг Огня»), есть надежда познать сурья-виджнану. Конечно, тут не обходится без очищения Элемента Огня в теле.
«Вишуддхананда брал обычный предмет, например кусочек печенья, и клал его на большой поднос. После этого он направлял на него солнечные лучи сквозь определённые янтры, и печенье превращалось в маленького щенка! Да, он получался живым и бегал туда-сюда. Он позволял ему поиграть немного, а потом слегка менял янтры, и щенок превращался в цветок. Ещё одна перемена — и появлялось живое человеческое дитя. Наконец он производил на свет росток тулси (священного базилика) и отдавал его кому-нибудь, чтобы тот принёс его в жертву реке Ганге.
«Он обычно хранил бусины своих чёток в предплечье. Когда он хотел выполнить джапу, он доставал их, нанизывал на нить и использовал полученные чётки, чтобы вести счёт своим джапам. Выполнив нужное количество джап, он разбирал чётки и возвращал бусины в своё предплечье. И не было ни отверстия, ни шрама, ничего, что могло указать на то, куда они ушли или откуда появились. Он носил во рту Шива-лингу из затвердевшей ртути, поместив его во впадину в небе.
«Я провёл с ним некоторое время в Бенаресе. Однажды, когда мы были вместе, он пришёл в опьянение от своего могущества, и внезапно череп, который он держал в руках, начал двигать своей челюстью, как бы разговаривая. Я понял, в чём дело, и тогда два лежащих рядом камня вдруг начали биться друг о друга, пока не рассыпались на мелкие осколки. Он тоже понял меня: когда двое спорят, результат может быть только разрушительным, как в случае этих камней, которые уничтожили друг друга.
«Вишуддхананда был подлинным сиддхом: он обучился своей виджняне у озера Манасасаровар в Тибете. Но даже у него был один недостаток: он слишком любил пускать людям пыль в глаза, в результате перед тем, как навсегда покинуть своё тело, ему пришлось страдать от поноса, чтобы высрать из себя всю самсару. Всегда следует избегать чрезмерности».
Вишуддхананда долгие годы жил на портале главного почтамта в Бенаресе, поэтому ему было нелегко избегать людей. Тем не менее Закон Кармы поблажек не даёт.
«Конечно, ему не было нужды умирать, ведь он был сиддхом. Но он хотел умереть, чтобы развиваться дальше. Стать сиддхом — великое достижение, но по сравнению с риши это ничто».
Вималананда закурил ещё одну сигарету.
«Во вселенной ничто никогда не пропадает. Даже о вещах, которые происходили миллионы лет тому назад, всё ещё можно узнать, поскольку их отзвук до сих пор существует. Звук, то есть вибрация, последовательность волн, может быть передан множеством способов. Свет может проводить звук, это доказано современной наукой. Люди обычно воспринимают звук через колебания молекул воздуха. В свете тоже что-то вибрирует, поэтому внутри него также содержится звук. Он может быть в более тонкой форме, которая недоступна для восприятия ухом, но тем не менее он там пребывает, и любой, кто имеет доступ к тонким звукам, может его услышать.
«Вот почему Веду называют шрути, «то, что услышано», дабы отличать её от более поздних текстов, написанных людьми, которые называют смрти. «то, что запомнено». Подумай о том, что случилось с первым человеком, который познал этот тонкий звук. В один прекрасный день, отрешившись от забот, он начинает размышлять над тем «что есть что». Вполне естественное занятие. После продолжительной медитации он вспоминает первый звук, изначальное слово, сильнейшую мантру Шакти. Этот первый звук, который он слышит. — Ади-Натха, самый древний звук Ом, который есть не что иное, как Шива. В ходе своей медитации он продвигается от ступени к ступени, становясь парамахамсой, потом сиддхом, натхом, муни и наконец — риши.
«Слово риши означает «тот, кто видит». Риши — это Провидец, который видит божественным глазом восприятия, который слышит божественным ухом всё, что случилось в прошлом. А когда он говорит, он говорит божественным языком. Всё, о чём он говорит, должно свершиться. Веды состоят из мантрических гимнов, которые были «увидены», а не сочинены определёнными риши. Они «услышали» тонкие звуки, которые составляют эти гимны, и перевели их в слова, звуки, которые слышны человеческим ухом. Те, кто понимает, как правильно использовать эти мантрические гимны, могут совершать эволюционные скачки. Риши распространяют эти гимны, ожидая тех, кто может воспользоваться их могуществом.