«Должны быть и другие ограничения для хомы, помимо полного желудка», — заметил я.
«Таких ограничений множество. Как женщина во время менструации ни в коем случае не должна входить в храм, так она не должна садиться и выполнять хому. Ей не следует даже прикасаться к жертвоприношениям, дабы не передать им запах. Существа, которых мы пытаемся умилостивить, питаются запахом, и не все они в восторге от запаха менструальной крови. Именно поэтому ты никогда не должен обнюхивать жертвоприношения, прежде чем их подносить. Разве ты откусишь хороший кусок пирога, преподнося его другому? Только если ты захочешь его обидеть.
«Если ты — агхори, ни одно из этих ограничений не касается тебя, но пока ты им не стал, придерживайся их. Если только ты не умудрённый опытом агхори, тебе ни в коем случае не следует есть мясо, рыбу или даже яйца в тот день, когда ты собираешься поклоняться огню. Тебе следует, если это возможно, принять ванну непосредственно перед вашей хомой, но лучше всего очистить свои внутренности, воспользовавшись, к примеру, клизмой. Не нужно пытаться выполнить хому собственными силами, без наставника, который мог бы сначала показать, как её следует правильно выполнять. В противном случае ты можешь совершить ошибки, которые сыграют с тобой злую шутку. Сегодня я привёл тебя сюда, потому что хочу показать тебе, как правильно выполнять хому, чтобы ты впоследствии мог бы сам выполнять её и совершенствоваться в этом».
В ту ночь под бдительным оком Вималананды мы выполнили хому в лучах лунного затмения. В дальнейшем я при любой возможности сопровождал его, когда он отправлялся выполнять хому.
Аланди — это небольшой городок на берегу реки Индраяни. которая, подобно большинству рек Декханского нагорья, растекается во всю ширину лишь во время муссонов. Пойма реки весьма плодоносна и хорошо обработана, однако эта зона благоденствия окружена обширной областью каменистых, безлесных холмов, где едва ли можно пасти даже коз. Наша группа исследовала разные святилища и необычные места в округе. Сопровождающий нас священнослужитель рассказал странную историю о храме Шивы в близлежащей деревне, и Вималананда решил незамедлительно посетить его, с тем чтобы выполнить хому в столь уникальном месте.
Если верить рассказу, эта деревня — одно из мест, где предположительно пребывает Кубера, богиня достатка. Также рассказывают, что здесь поблизости закопано фантастическое сокровище. Надпись, высеченная на камне, который сейчас погружен в реку, гласит, что если на этом месте определённым способом принести человеческую жертву, можно обрести немыслимое богатство.
Однажды некий царь прослышал об этой надписи и решил принести человеческую жертву, чтобы завладеть деньгами. Во всём царстве он смог разыскать лишь одну подходящую жертву. Это был маленький мальчик, сын храмового священника. Родители из жадности продали мальчика царю.
Когда настал час жертвоприношения, бедный невинный мальчик простёр руки к шива-линге и зарыдал: «Повелитель, эти люди хотят забрать мою жизнь, чтобы овладеть богатством. Чем же я провинился?»
Самое любимое существо Шивы во всей вселенной — Лаллу, Младенец Кришна, ибо он невинен. Он видит Лаллу в каждом ребёнке. Искренность мальчика тронула Шиву своей искренностью, и он не мог отказать ему в помощи. Вдруг прогремел страшный гром, и Шива предстал в ужасающем виде на месте жертвоприношения. Он был настолько ужасен, что царь и родители мальчика упали замертво.
Шива нежно поднял мальчика и спросил его: «Что я ещё могу сделать для тебя? Я спас тебя от заклания, а царь и твои родители пали жертвой своих грехов. Желаешь ли ты чего-нибудь ещё?»
Мальчик сказал: «Повелитель, пожалуйста, воскреси царя и моих родителей».
Шива сказал: «Но ведь именно они собирались убить тебя всего несколько минут назад. Почему я должен щадить их? Они превратятся в духов и будут находиться при мне. Я прослежу за тем, чтобы они поплатились за свои преступления».
Однако мальчик сказал ему: «Нет, именно благодаря царю и моим родителям я смог вот так запросто увидеть тебя. Без них я, может быть, так никогда бы и не дошёл до поклонения тебе, а если бы и дошёл, то не увидел бы тебя так скоро. Пожалуйста, оживи их, я им так благодарен».
Шива улыбнулся проницательности мальчика и оживил три трупа. Однако богатство никому не досталось, и никто с тех пор не мог его отыскать. Многие стремились к этому, но обычно всё заканчивалось печально. Один садху, полагая, что сокровище, возможно, скрывается под храмом, сдвинул лингу в сторону. Другой вступил в половую связь с местной девушкой прямо у храма. Эти строго запрещённые действия навлекли на этих людей гнев местных жителей, которые стали с подозрением относиться ко всем садху. Был даже один садху, который пришёл в городок в набедренной повязке из серебра, но и ему в конце концов пришлось убраться отсюда, как и всем остальным. Поговаривают, что здесь даже приносили в жертву людей, но и это не имело успеха.
Когда я спросил Вималананду, что он думает по этому поводу, он ответил: «Есть хорошее объяснение всем этим неудачам. Шива-линге в храме более 2600 лет. Он был установлен там Гахани Натхом, учеником Горакха Натха, который не хотел, чтобы это место беспокоили толпы искателей сокровищ. Несмотря на все дурные кармы, наводняющие окрестности, это могло бы быть весьма благоприятным местом для исполнения ритуалов, поскольку здесь мы можем уловить энергию Гахани Натха, а через него — Горакха Натха. Вот почему правильное поклонение здесь ведёт к благополучию. Поклонение этому линге одарит нас могуществом аскезы Натхов».
Я смутно припоминал Горакха Натха, но прежде чем я спросил про Натхов, он продолжил: «Знаешь, — сказал он, — эта деревня помимо сокровища Куберы уникальна и по другим причинам. Напротив деревни, на другом берегу реки, расположена пещера, в которой есть изображение Ма (Матери-Богини). Сейчас там живут лишь летучие мыши, но в прошлом люди регулярно поклонялись этому образу. В пещере было несколько серебряных горшков, и когда по случаю пира или праздника крестьяне входили в храм, то горшки непонятным образом оказывались наполненными едой. Никто из людей эти яства не готовил, они появлялись сами. И не важно, сколько людей надо было накормить, еды в горшках хватало всем. Такое происходит лишь по благословению Аннапурны, богини пищи. Это продолжалось в течение многих лет. пока кто-то не украл горшки из пещеры. Тогда богиня разгневалась, и с тех пор никто не осмеливался войти в пещеру. Алчность всегда разрушает вещи».
Чем грозит жадность, в деревне было хорошо известно, учитывая то количество тёмных садху, которые приходили и уходили. Жители индийских деревень по большей части исключительно щедры к друзьям и незнакомцам, но даже при самых благоприятных условиях весьма непросто прийти в деревню и заявить, что вы собираетесь вырыть десяток-другой кострищ и исполнить тантрический ритуал. На распростёртые объятия рассчитывать, разумеется, не приходилось, и мне было крайне любопытно, как Вималананда получит у старосты разрешение на работу.
Несколько километров до деревни дались с трудом, так как муссон только прекратился, и дорога всё ещё была размыта недавними потоками. Придя в деревню, мы, конечно, оказались в центре внимания — делегация бомбейцев в сопровождении иностранца, — и многие жители, в особенности дети, буквально раскрыли рты от удивления. Вскоре нашёлся староста, и мы присели поговорить с ним. На наше счастье, он провёл много лет в Бомбее, где он и многие из его соседей выращивали цветы для продажи на рынке, и поэтому мы сразу же ощутили чувство товарищества, общее всем бомбейцам.
Как я и предполагал, ни он, ни его односельчане не проявляли особого беспокойства по поводу компании незнакомцев, намеревавшихся вторгнуться в их храм, зная по опыту прошлого, чем им это грозит. Однако они опасались, что мы пришли, чтобы найти и выкопать деньги, и боялись, что наши старания усугубят их нищету. Здесь не было процветающих, в каждом доме царили хвори, урожай был убог. Люди видели духов мёртвых, которые бродили даже средь бела дня.
Вималананда быстро овладел ситуацией. В первую очередь он заверил их, что мы не интересуемся сокровищем — пусть оно остаётся в земле. Нас интересует лишь поклонение Богу. Во-вторых, в результате нашей хомы появится пепел, который можно будет использовать как лекарство для больных, а также в качестве хорошего удобрения для посевов, которые, как мы обнаружили, совсем захирели. Мы ничего не будем делать скрытно, все наши действия будут на виду. Затем он пригласил желающих пойти с нами, присесть и наблюдать за нашей работой, и если наши действия вызовут возражения, то мы попрощаемся и более не вернёмся.
Вималананда умел убеждать собеседников. Используя некоторые свои «специальные» возможности, он укреплял свои доводы, сообщая старосте некоторые вещи, известные лишь ему одному. Вскоре мы получили желанное разрешение и послали в Аланди повозку за дровами. Тем временем другие члены нашей группы копали кострища, смешивали материалы для жертвоприношения и заваривали чай. Вскоре Вималананда подозвал меня и пригласил присесть на землю рядом с храмом, где некогда маленький мальчик в последний миг избежал смерти. Судя по его настроению, он хотел дать мне некоторые наставления, и я, в свою очередь, всем своим видом показывал, что я это понял и готов слушать.