«Ты можешь быть абсолютно уверен, что твой гуру придёт к тебе, как только настанет время. Вопрос в том, будешь ли ты готов для него. Будешь ли ты готов любить его без ограничений, предубеждений и условий? Мать высока, но гуру ещё выше. Именно благодаря матери ты вообще обладаешь физическим существованием, поэтому ты должен поклоняться своей матери до конца жизни. Но именно благодаря гуру ты рождаешься снова. Настоящий гуру сначала разрушит, а потом воссоздаст тебя, даст тебе новое рождение. Когда Иисус сказал: «Вы должны родиться вновь», он имел в виду именно это.
«Если ты хочешь любить Бога, своего гуру или кого угодно, твоё сердце должно быть мягко как воск. Это выражение Шекспира, но я не уверен, что он в полной мере понимал смысл того, о чём писал. Ты должен иметь сердце, которое готово растаять, когда чувство становится слишком сильным. Но это всего лишь начало. Если твоё сердце тает, ты должен растопить и свои кости, чтобы окончательно подавить сопротивление. Ты должен полностью подчиниться своему гуру, сделать его волю своей волей, чтобы он мог идти своим путём и совершенствовать тебя. К сожалению, лишь один из миллиона способен подчиниться полностью, остальные сначала должны научиться подчинению.
«Отношения, которые существуют между гуру и учеником, это самые глубокие отношения из всех, возможных между людьми. Они относятся друг к другу, как отец к ребёнку, как друзья. Нигде во вселенной «ребёнок» не найдёт товарища, подобного его гуру. Они похожи на возлюбленных. Гуру будет всячески искушать ребёнка, как Матсьендранат искушал Горакхната (см. Агхора I, стр. 165), но хороший ученик никогда не поддастся искушению. Хороший ученик любит и хочет только гуру.
«Ты знаешь, что Гуру Пурнима — это день, когда принято поклоняться гуру. Ты ещё не спрашивал себя: «Почему полная луна, а не другой лунный день? «
«Нет».
«Тут дело в эмоциях. Если двое влюблённых оказываются в уединении в полнолуние, их, разумеется, охватывает желание вступить в половую связь. Они не могут существовать друг без друга, они должны обняться. Полнолуние вызывает прилив чувств в душе человека. Вдень Гуру Пурнима гуру и ученик, чьи взаимоотношения более интимны, чем у любовников, испытывают естественный наплыв чувств по отношению друг к другу. Гуру, проявляя безмерную любовь к своему ученику, берёт на себя его кармические долги. Ученик отвечает гуру-дакшиной, приношением гуру.
«Кто-то, обладающий тонким пониманием, спросит: «Зачем ученику делать приношение гуру, если гуру уже забрал у него все долги? В таком случае, у ученика не осталось ничего своего, что бы можно было отдать». И это абсолютно верно. Ученику нечего отдать гуру кроме любви. Он также ничего не может сделать в ответ, кроме как поклоняться гуру как воплощению Бога, не баловать Эго гуру, но стать ещё более бескорыстным, чтобы гуру смог беспрепятственно работать над ним.
«На хинди говорят: «Свет исходит от Луны, а не от звёзд. Любовь исходит от одного, а не от многих». Этот один — гуру. И только когда ты научишься любить своего гуру, ты сможешь научиться любить Бога. Отношения между гуру и учеником могут начаться, лишь когда ученик забывает обо всех людях ради него одного. Если это произошло, далее следует всё остальное.
«Гуру всегда хочет превратить своего ученика в собственного гуру Истинное Я, Абсолютная Реальность — это истинный гуру, потому что гуру— это гу-нашита и ру-патита (вне качеств и формы). Истинный гуру побуждает ученика выйти за пределы качеств и формы. Сначала он побуждает «ребёнка» выйти из-под рнанубандханы, рабства кармического долга. Затем он побуждает ученика понять природу Я, и двое становятся гуру-братьями (или гуру-сёстрами). После этого гуру поклоняется Я ученика как Высшему Гуру, Первому Божеству, и ученик становится готовым.
«Если это то, что нужно для подготовки ученика, — риторически продолжал Вималананда, — то сколько реальных учеников может иметь гуру? Одного-двух или максимум нескольких. У Иисуса было всего двенадцать, и все они обладали разными способностями и достигли разного. У четверых из них, подобно Иоанну, в природе преобладала Саттва, они лучше других следовали учению Иисуса. У четверых из них, ставших столпами церкви, преобладал Раджас, поэтому столпы получились раджастичными. Католики и их церковь существуют главным образом в Раджасе. А четверо учеников, подобно Иуде, были полны Тамасом. Иисус сделал всё, что мог, с тем материалом, который был в Его распоряжении.
«Немногие гуру берут учеников, некоторые не обучают никого Гуру может иметь множество последователей, но нет смысла плодить сотни учеников, которые вызревают лишь наполовину. Каждому гуру надлежит иметь одного особого ученика, чтобы передавать ему самое ценное знание. Подготовь одного, но подготовь его так тщательно, чтобы весь мир изумился его величию. Вот в чём истинная ценность гуру.
«Гордость от созерцания успехов твоего «ребёнка» нельзя передать словами. Однако гуру не может произвольно выбирать ученика, он должен знать врождённые способности и склонности каждого из своих «детей», чтобы выбрать того, кому он передаст весь объём своих знаний. Вот почему гуру всегда любит играть со своими «детьми», испытывать их.
«Если он удовлетворён и хочет наделить ученика шактипат-дикшей, то он, как правило, передаёт эту Шакти через проводник, роль которого может играть глоток воды, запах благовоний, пристальный взгляд или постукивание по позвоночнику или по голове. Возможно, он передаст эту Шакти в форме мантры. Когда ученик, закрыв глаза, увидит мантру, написанную в языках пламени на деванагари[18], голос скажет «ребёнку», как повторять мантру и какие ограничения соблюдать. Лучше поступить именно так, поскольку мантры никогда не предназначены для проговаривания.
«Вот что случилось с Тукарамом Махараджей. Он встретил своего гуру лишь однажды, в сновидении. Гуру показал ему мантру, повторил её для него и велел повторять её. Вот что это такое: никаких длинных лекций, физических посвящений или сложных ритуалов. Он получил свою мантру и начал её произносить. Кроме того, это не была какая-то сложная мантра, а лёгкая, красивая мантра «Рама Кришна Хари». Обладая высшей верой в своего гуру, Тукарам Махарадж творил чудеса даже без наставника в лице живого гуру. Он был настолько продвинут, что не умер обычным образом. Как и в случае Илии, с неба спустилась колесница и забрала его. Не каждый из тех, кто утверждает, что был посвящён во сне, кончает свою жизнь, как Тукарам Махарадж!
«А как насчёт Кабира? Он получил посвящение, распростёршись перед Свами Раманандой ранним утром, когда тот возвращался с омовения в Ганге в Бенаресе. Рамананда небрежно пнул Кабира ногой, не заметив его в темноте, и сказал «Рам, Рам», что Кабир принял за свою мантру. И таким путём он смог достичь всего, сданной ему импровизированной мантрой, потому что он был Кабиром и обладал полной верой в Раму и своего гуру.
«Кабир был великим святым, который имел великого сына, Камала. Камал, что означает «изумительный», был действительно изумителен. Конечно, остальные ученики Кабира безумно завидовали ему.
«Кабир любил лошадей, и как-то он послал Камала накосить для них травы. Камал нашёл траву, но, когда он пришёл косить её, он начал размышлять о том, как, должно быть, больно будет траве. Чтобы проверить это, он взял серп и отсек себе палец. Испытав боль, он твёрдо решил, что не будет косить траву.
«Лошади привыкли есть часто, и когда их вовремя не накормили, они забеспокоились. Когда другие ученики обнаружили, что Камал не принёс травы, они бросились косить сами, а потом пошли рассказать об этом Кабиру. надеясь, что тот устроит Камалу хорошую взбучку.
«Когда Кабир услышал о случившемся, он позвал Камала и спросил, почему тот не накосил травы. Камал объяснил Кабиру, что трава — такое же живое существо, как и он сам, и что он лучше скосит себя, чем траву. Тогда Кабир понял и сочинил по случаю стихотворение: «Кабир сказал Камалу: «Ты действительно камал (изумителен). Я выпечен лишь наполовину, а ты готов полностью». Это красивая игра гуру и ученика».
Возможно, чувствуя свою близкую кончину, Вималананда в конце 1983 года подсел ко мне и дал своё прощальное наставление.
«Рано или поздно, Робби, я умру».
«Да, но ты ведь не намерен умереть слишком скоро».
«Откуда ты знаешь? Ты можешь поручиться, что ты или я будем живы через минуту?»
«Я могу поручиться только за то, что, если ты решишь остаться живым, ты сможешь это сделать».
Он продолжал без комментариев. «Умирают все. Может, сейчас, может, позже,- но однажды я уйду, а ты останешься здесь. Ты научился многому, и ещё большему тебе предстоит научиться. Никогда не проходи мимо возможности учиться.
«Так как сейчас Кали-юга, в этой физической плоскости больше не сохранились ашрамы риши. Однако риши бессмертны, они могут путешествовать куда угодно во вселенной. Это означает, что риши может перемещаться среди нас, в Бомбее или где угодно. Конечно, никто не сможет его распознать, он замаскирован. Ты сможешь его распознать, если знаешь особые знаки на его теле, которые отличают его от обычных человеческих существ. Лишь немногие знают эти знаки.