«Если ты действительно знаком с этими особенностями и способен распознать махапурушу, он одарит тебя чудесным благословением. Поскольку сейчас Кали-юга, и садхана каждого несовершенна, ты, вероятнее всего, не сможешь усилием воли привлечь к себе махапурушу. Но если ты искренне выполняешь садхану, которой тебя научили, если ты охвачен страстным желанием, однажды махапуруша придёт к тебе, неузнаваемый, и разрешит тебе попробовать поймать его. Знаешь, как они любят играть? Хотя садхана представляет собой очень серьёзное дело, ты должен постоянно поддерживать в себе состояние игривости, присущей малому ребёнку. Все, и в частности небесные существа, любят детей, но никто не любит взрослого, который думает, что он семи пядей во лбу. Самый верный путь к тому, чтобы тебя подстрелили в духовной области, — вырасти из своих штанов.
«Вот почему ты всегда должен видеть Нараяну в сердце каждого встреченного тобой существа. Ты никогда не можешь знать, когда или в какой форме божество или махапуруша придёт тебя испытать. Если ты пройдёшь испытание, дело сделано — твои садханы увенчались успехом. Если ты провалился — ну что ж, тебе придётся начать всё с самого начала, и никому не известно, сколько жизней это может занять. Поэтому не допускай ошибок.
«И помни, это не то испытание, к которому ты можешь хорошо подготовиться. Ты никогда не узнаешь, что оно идёт, пока оно не закончится. На самом деле, конечно, такой вещи, как испытание, не существует. Ты думаешь, что это испытание, поскольку «ты» находишься там, в ложной личности. Однажды твоё «я» превратится в «Я», и тогда уже не может быть никакого испытания. Кто будет тебя испытывать? Ты сам? Но пока присутствует двойственность — пока Кундалини не освободилась от уз в полной мере, — всегда существует опасность, что ты сделаешь неправильный выбор. Это можно объяснить игрой кармы и рнанубандханы.
«Ты получишь то, что тебе суждено. Здесь не может быть и тени сомнения. Как и когда ты получишь это, зависит от того, насколько хорошо ты культивируешь свой ум. Функция тантры и агхоры состоит в том, чтобы привести в надлежащий порядок управление умом, чувствами и телом, чтобы избежать страдания. Жизнь без страдания в течение долгого времени даёт удовлетворение, которое порождает счастье. Когда счастье возрастает до неимоверных пределов и ты укрепляешься в нём, оно превращается в блаженство, называемое в Ведах апандой. Садхана — это средство достижения этого. Если тело, ум и дух пребывают в хорошем рабочем состоянии, то, когда пробуждается Кундалини, блаженство неизбежно.
«Блаженство не нужно создавать или накапливать. Оно возникает спонтанно. Просто позволь Богу решить, что лучше для тебя, и Бог всё сделает как надо. Даже тогда, когда твоя сила недостаточна и контроль над умом слаб, тебе всё же не о чем беспокоиться. Всегда, всегда помни, что высший способ контролировать ум, высшее опьянение — это постоянное повторение сладостного имени Господа. Никогда не забывай о Боге, и Бог никогда не забудет о тебе. И однажды ты к нему придёшь».
Роберт Биэр
Янтра («устройство» или «инструмент») обычно представляет собой геометрический образ, предназначенный для настройки ума на избранное божество. Йогини Тантра говорит, что богине можно поклоняться как изображению, мандале или янтре. Янтра — это внешняя форма богини, тогда как мантра — её тонкая форма. По сути, мантра — это божество. После того как в янтру вписаны её биджа-мантры и она наделена силой через освящение, внутри неё воцаряется божество. Наделение силой — это вхождение праны божества внутрь янтры, без чего янтра остаётся лишь пустой конструкцией. Янтра, освящённая через благоприятные ритуалы, приносит мир и благополучие, а также отводит зловредные влияния от семьи почитателя. Янтры могут быть использованы в магических целях. Когда янтру применяют в пагубных ритуалах, она становится скорее темницей для божества, чем дворцом.
Структура янтры обычно включает центральную точку (бинду), которая воплощает семя (биджу) божества. Бинду, как правило, окружают треугольники, которые образуют гексаграмму или другую геометрическую композицию. Направленные вверх треугольники огня символизируют бога, а направленные вниз треугольники ветра — богиню (йони). Иногда пересекающиеся квадраты охватывают центр, покоящийся на круглом лотосном ложе. Всю внутреннюю конструкцию обрамляют концентрические круги из лепестков лотоса, которых, как правило, восемь или шестнадцать. Вся схема содержится внутри квадрата бхупура («плана земли») с четырьмя воротами, расположенными по сторонам света.
Янтры изображаются на различных материалах, в зависимости от их назначения и выполняемых ими функций. Для мирных и энергезирующих ритуалов часто используют горный хрусталь и берёзовую кору, для обогащения — золотую, серебряную или медную пластину, для разрушающих ритуалов — железо, кожу или кость. Нередко металлическую пластину покрывают пастой, в состав которой может входить сандаловое дерево, шафран или алоэ, а затем наносят изображение острым предметом из золота, дерева, железа или шипом растения (акации, баэля[19] или дурмана), в зависимости оттого ритуала, в котором оно используется. Объёмные янтры, мастерски изготовленные из благородных металлов, горного хрусталя, кораллов или ляпис-лазури, способствуют поддержанию длительного мира и благополучия.
Традиция Девяти Натхов уходит в десятое столетие, во времена расцвета шиваитской тантры. Слово «Натх» — производное от имени Шивы, его дословное значение — «Повелитель».[20] Натхи вызвали к жизни разнообразные системы тантрических практик, нацеленных на преображение человеческого тела в божественное бессмертное тело. Основу их методов составляет практика хатха-йоги, кундалини-йоги и алхимической йоги. Традиция Северной Индии насчитывает в своей родословной девять натхов и восемьдесят четыре сиддха, наиболее выдающимися из которых были Матсьендранат и Горакхнат. Многие из этих восьмидесяти четырёх сиддхов появляются в буддийской тантрической традиции, где иногда говорится, что они практиковали индуистскую тантру днём, а буддийскую — ночью. Различные списки Девяти Натхов включают: Матсьендраната, Горакхната, Джаландхару, Канипу, Гопичанда, Чауранги, Чарпати, Дхарамната и Гаинината.
Натхи и сиддхи изображены в тибетском стиле. Номера страниц соответствуют упоминаниям в тексте.
Сиддх Матсьендранат
Матсьендранат — «Повелитель Рыб», первый гуру среди девяти натхов. Вместе с Горакхнатом его считают основателем традиций натхов, каулов и канпхатов, а также зачинателем практик хатха-, лайя- и раджа-йоги. Согласно легенде, он был рыбаком из Камарупы в Ассаме, которого, как и Иону, проглотила пойманная им огромная рыба. Рыба легла отдохнуть на океанское дно неподалёку от тайного места, которое Шива выбрал для того, чтобы передавать самые тайные учения своей супруге Уме. Пребывая в брюхе рыбы, Матсьендранат подслушал эти тайные разговоры и получил мантру непосредственно от Шивы, которому не оставалось другого выбора, как сделать Матсьендраната своим учеником. Матсьендранат провёл двенадцать лет в брюхе рыбы, совершенствуя свою садхану, пока наконец не был извергнут на сушу. У него было много учеников, самым известным из которых был Горакхнат.
В Непале Матсьендранат почитается как буддийский бодхисаттва сострадания, Авалокитешвара, который идентифицируется с Шивой в форме Локаната — «Повелителя Мира». Матсьендранат — покровитель Непала. Считается, что он принёс первые зерна риса в гималайское царство.
Сиддх Матсьендранат
(стр. 289)
Сиддх Горакхнат
Индийский полуостров богат историями и удивительными подробностями из жизни Горакхната. По-видимому, он родился примерно в десятом веке в Пенджабе, хотя легенды часто относят его жизнь в гораздо более отдалённое прошлое. Он много путешествовал по Индии, из Синда в Бенгалию, из Непала в Шри-Ланку. Говорят, что силой своей медитации в Непале он вызвал двенадцатилетнюю засуху, которая закончилась, когда вмешался Матсьендранат. Город Горка в Непале назван в честь Горакхната, и сегодня его потомки образуют племя гурков. Его последователи верят в то, что он бессмертен и до сих пор живёт в Гималаях. Однако в огромном храмовом комплексе Горакхпут в Уттар-Прадеше имеется гробница, в которой, как говорят, покоится его тело, погруженное в самадхи. Его индуистское имя Горакша, возможно, происходит от «Покровителя Коров (Го)» или из легенды, в которой бесплодная женщина, желающая родить сына, достала немного пепла с костра Шивы. Вместо того чтобы проглотить этот пепел, она бросила его на кучу навоза (гхор), и двенадцать лет спустя Матсьендранат извлёк из этой кучи мальчика, которого Шива назвал Горакхнатом — «Повелителем Навоза».
Говорят, что он вдохновил таких великих просветлённых, как Кабир, Гопичанд, Гуга, Пуран Бхагат и Гуру Нанак — основатель сикхской религии. В одной рукописи ему даже приписывают то, что он был приёмным отцом и учителем пророка Мухаммеда. Его последователи, известные как горакхнаты, натхи и канпхаты, образуют крупнейшую индийскую тантрическую традицию. Канпхаты получили своё название по практике расщепления центра уха для ношения больших серег, обычно изготовленных из рога носорога, слоновой кости, раковины, меди или золота. Этим серьгам придаётся огромное значение. Если их вынимают, а также если калечится ухо, йог становится отверженным. В некоторых областях Индии такие происшествия кончаются тем, что йога хоронят заживо, и над его телом не воздвигают надгробный памятник.