ШИТА — прохлада.
ШРУТИ — «то, что слышно». Указывает на Веду, поскольку она была передана на словах.
ШУДДХА — чистый, очищенный.
ШУДДХА-АДВАЙТА — «чистая недвойственность». Название философии пушти-марга, основанной Валлабхачарьей.
ШУДДХИ — очищение.
ШУДРА — работник. Представитель наследственной касты работников.
ШУКРА — семя.
ШУНЬЯ — букв, «пустота», «отсутствие чего бы то ни было». В состоянии Шуньи все имена и формы угасают, и осознаётся лишь своё Я. В состоянии Шуньи содержится вся вселенная в непроявленной форме.
ЭФИРНАЯ СУЩНОСТЬ— раз-воплощённая индивидуальность, качество влияния которой определяется степенью её духовного развития.
ЮГА— четыре юги, или эры: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и наша эра, Кали-юга.
ЯДЖНОПАВИТА — священная нить, которую носят брахманы и другие (также джахнави)
ЯДЖНА — ведический огненный ритуал. В яджне призываются божества из эфирных миров, затем их кормят ароматом дыма от сжигания разнообразных приношений.
ЯКША/ЯКШИНИ — индусский ангел (мужского или женского пола соответственно); эфирная сущность, бывшая когда-то человеком и достигшая данного положения после смерти благодаря своим успехам в садхане.
ЯМА — царь праведности, именуемый также Дхармараджей. Является судьёй умерших, оценивающим их поступки во время пребывания на Земле и определяющим, в какой рай или ад они направятся на время ожидания нового рождения. Также первая часть йоги, внешняя дисциплина.
ЯНТРА — диаграмма, выполняющая функцию вместилища силы мантры. Тантра — это ритуал наделения янтры силой, создаваемой с помощью мантры. В качестве янтры может быть использована любая субстанция, но Вималананда утверждал, что наилучшей из всех возможных янтр является человеческое тело.
Шри-янтра (жирная линия)
(продолжение со стр. 8)
Богиня Махавидьи, Трипурасундари, также известна как Сода-си — «божественная шестнадцатилетняя богиня». Она обладает прекрасной фигурой красного цвета. Её четыре руки держат лук, аркан, стрелу и трезубец. Она, в сексуальном союзе, восседает верхом на распростёртом теле её белого Шивы, поддерживаемая троном, четырьмя подножиями которого служат боги — Брахма, Вишну, Рудра и Индра. Этой форме Шри-янтры десятилетиями поклонялся Теланг Свами в храме Анапурны в Бенаресе.
Avalon, Arthur (Sir John Woodruff), The Serpent Power, Madras: Ganesh & Co., 1913.
Avalon, Arthur (Sir John Woodruff), Shakti and Shakta, Madras: Ganesh & Co., 1929.
Campbell, Joseph, The Inner Reaches of Outer Space, New York: Harper & Row, 1986.
Jung, Carl, Psychological Commentaries on Kundalini Yoga, Lectures One and Two — 1932, New York: Spring Publications, 1975.
Krishni, Gopi, Kundalini: The Evolutionary Energy in Man, Boulder: Shambhalla Publications, 1971.
Свобода, Роберт Э., Агхора. По левую руку Бога. (В тексте для сокращения упоминается как Агхора I.)
[1] В русском издании книги «Агхора И» сохранена английская система использования кавычек при цитировании и передаче прямой речи: каждый абзац цитаты начинается с открывающей кавычки, закрывающая кавычка ставится только в конце последнего абзаца цитаты. Такая система нагляднее, если текст изобилует длинными цитатами или длинной прямой речью. (Прим. ред.)
[2] Навайонн — «девять йони».
[3] Далее эта книга будет обозначаться как Агхора I. (Прим. ред.)
[4] Шива-линга — фаллический символ Шивы, бога смерти и преображения.
[5] См сноску на стр. 6. (Прим. ред.)
[6] Шактиман — одно из имен Шивы. (Прим.ред.)
[7] Бхута — «улемент», шуддхи — «очищение» (Прим. ред.)
[8] Аз — старорусское слово, означающее «я», а также название буквы 'а'. В английском оригинале сравниваются схожие по звучанию слова «eye» («глаз») и «I» («я»). (Прим.ред )
[9] В этой книге слово «прана» (с маленькой буквы) относится к жизненной силе в целом, а «Прана» (с заглавной) — к той разновидности праны, которая заглатывает
[10] Гхора — «ужасная».
[11] Да — здесь санскритское слово «да», совпадающее по звучанию, но не по смыслу с русским «да». (Прим. ред.)
[12] Слоны обладают превосходной памятью. (Прим. ред.
[13] В санскрите слово «Радха» состоит из двух букв «ра» и «дха», если их переставить местами, получится «дхара». (Прим. ред.)
[14] Гидроцеле — скопление жидкости в оболочках яичка, обычно вследствие воспалительных процессов. (Прим. ред.)
[15] Джи — окончание, добавляемое к имени в знак уважения (Прим. ред.)
[16] Унцня приближенно равна 30 г. (Прим.ред.)
[17] Имеется в виду проходе гортани, ведущий вверх, в полость носа. (Прим. ред.)
[18] Деванагари — способ записи букв, используемый в санскрите. (Прим. ред.)
[19] Баздь — дерево, называемое также вилва, посвящено Шиве. Ботаническое название — чгле мармеладное. (Прим. ред.)
[20] Санскритское слово натх произносится как наш с придыханием в конце слова. Аналогично произносится буква х в других санскритских словах с придыхательными согласными kh, ch, th, ph, gh.jh, dh, bh, например в гхи, саддху, свадхистхана, капха, самадхи, сиддха Иногда букву х в написании подобных слов не используют. В данной книге слово натх пишется как нат, если оно вставлено в имя, например натх Горакх —» Горакхнат, натх Гаини —» Гаи-нинат. {Прим. ред.)