Норма права является “элементарной частицей” права, исходным элементом его системы. Право и норма права соотносятся между собой как общее и отдельное. Они имеют множество общих признаков, однако их понятия не совпадают между собой.
Право представляет собою систему норм, выражающих в наиболее общем виде государственную волю, общечеловеческий или классовый характер. Право как система пронизана едиными принципами, обусловленными общественной жизнью. Норма права приобретает свойства, присущие праву в целом только тогда, когда она “встроена” в систему права.
Итак, норма права, имеет некие специфические признаки, выявив которые можно дать определение понятия “норма права”.
Во-первых, норма права - это правило поведения, имеющее общий характер. Она распространяется на всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также их объединения, которые подпадают под ее регулирующее воздействие. Норма права, в отличие от каких-либо индивидуальных предписаний, приказов, не имеет конкретного адресата. При этом общий характер имеют не только нормы, устанавливающие какое-либо правило поведения (например, “гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой” - ст. 59 Конституции Российской Федерации), но и нормы, учреждающие какой-либо государственный институт (“Президент Российской Федерации является главой государства” - ст. 80 Конституции Российской Федерации), устанавливающие статус и компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.
Норма права регулирует не конкретное, единичное отношение и поведение строго определенных субъектов, а множество сходных по содержанию отношений. Правовая норма отражает наиболее типичные, многократно повторяемые связи между людьми, наиболее часто встречающиеся способы их взаимодействия.
Норма права, таким образом, является абстрактной моделью типичных взаимоотношений между людьми и иными субъектами общественной жизни.
Вторым признаком правовой нормы является то обстоятельство, что она способна регулировать поведение человека. При этом следует заметить, что регулирующее воздействие на поведение людей могут оказывать не только нормы, устанавливающие вид и меру возможного или должного поведения людей, но и исходные (учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-цели и нормы-определения. Последние устанавливают общие начала и основные направления правового регулирования. Поэтому, хотя в этих нормах не предъявляют конкретных требований к поведению людей, но с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение любые социальные субъекты[1]. Особенно много таких норм содержится в конституциях (основных законах) государств.
Например, норма-цель заключена в Преамбуле российской Конституции: “мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”. Здесь указывается на цели принятия Основного закона нашего государства и поэтому, в дальнейшем, при реализации иных конституционных норм необходимо руководствоваться не только их содержанием, но и учитывать положения, закрепленные в конституционной Преамбуле.
Нормы-определения, такие, как например, содержащаяся в ст. 7 Конституции Российской Федерации (“Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”), и нормы-принципы (“все равны перед законом и судом” - ст. 19 Конституции) также оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения, ориентируют на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, создают определенные ориентиры, мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан и их объединений[2].
В-третьих, норма права признается государством, которое обеспечивает ее выполнение, охраняет ее от нарушений силой своего принуждения. Однако, как правило, нормы права реализуются гражданами добровольно, что обеспечивается мерами убеждения, воспитания и организации. Если же воздействия этих средств оказывается недостаточным для того, чтобы побудить гражданина исполнить предписание правовой нормы, возникает необходимость в применении мер государственного принуждения.
Это обстоятельство и отличает нормы права от норм морали, религии, обычаев, традиций, корпоративных норм, которые обеспечиваются различными средствами общественного воздействия. Возможность государственного принуждение как гарантия реализации или охраны от нарушений является особенностью норм права, выделяющим его среди иных социальных норм.
В том случае, если неправовые социальные нормы будут признаны, санкционированы государством, они приобретают характер норм права. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания закрепляет, что срок погрузки товаров на судне определяется в соответствии с обычаями порта. В данном случае обычная норма (обычай порта) становится нормой права.
Четвертым признаком правовых норм является общеобязательность. Нормы права содержит не просто рекомендацию, пожелание поступить определенным образом. Она имеет властный характер, обязательна для исполнения. В случае неисполнения правовой нормы в добровольном порядке ее реализация обеспечивается государством принудительно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовой нормы является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.
Пятым признаком нормы права является ее формальная определенность. Правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в строго определенной установленной государством форме, например, в форме нормативного правового акта, судебного прецедента, нормативного договора или правового обычая.
Кроме того, правовую норму отличает ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Она должна быть изложена таким образом, чтобы быть доступной для понимания всеми заинтересованными лицами и исключать положения, допускающие двусмысленные толкования.
Таким образом, норма права - это формально-определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, которое является государственным регулятором общественных отношений и охраняется государством.
Структура нормы права - это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.
Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер правовой нормы, который позволяет ей при наличии условий, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с нормой права, поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве.
Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.
Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Таким образом, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена в следующей формуле “если (условие, содержащееся в гипотезе) - то (правило, установленное в диспозиции) - иначе (последствие, закрепленное в санкции)”.
Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно увидеть присутствие всех трех элементов. Например, ст. 93 (ч. 3) Конституции Российской Федерации: “Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным”. Гипотезой является условие действия данной правовой нормы - принятие Советом Федерации решения об отрешении Президенте Российской Федерации от должности, диспозицией - требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.
Однако не все нормы Конституции Российской Федерации, также как и иные правовые нормы, имеют такую структуру. Так, например, В.О. Лучин полагает, что большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию, которая и выполняет основную нагрузку в регулирующем воздействии на общественные отношения[3].