Таким образом, Маркс преобразует проблему освобождения человека в проблему исторического развития индивидов и общества по пути к созданию коммунизма — «единственного общества, где самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой», где свобода саморазвития «обусловливается именно связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в экономических предпосылках, отчасти в необходимой солидарности и свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производительных сил» [11].
Но на что могут надеяться, к чему могут стремиться люди, живущие в настоящее время — в условиях разделения труда, отчуждения, «частичные», «абстрактные», «случайные» индивиды (все эти термины употребляет Маркс для характеристики унижения и извращения «человеческого» начала в людях)? Достаточной ли программой жизни и деятельности является перспектива «универсального индивида» в будущем коммунистическом обществе? Этот вопрос не праздный. Философия, как и всякое мировоззрение должна осветить смыслом, оправдать и направить практическую и духовную жизнь. Фактически речь идет о том, есть ли в философских идеях материалистического понимания истории, обосновывающих движение общества к коммунизму, смысложизненное моральное ядро?
Отдельному человеческому индивиду материалистическое понимание истории предлагает не только идеал универсального, все сторонне развитого человека в будущем коммунистическом обществе. Люди — существа действующие, практические. Соответственно коммунизм есть «действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» [12].
Это значит, что само пролетарское движение по мере его развития и расширения есть непосредственный путь для преобразования пролетариями не только внешних условий своего существования, но и самих себя. Вторая сторона, естественно, менее заметна сравнительно с первой, однако она столь же необходима. Преобразование себя пролетариями есть уничтожение абстрактное частичности, случайности по мере активного осознания и практического участия в изменении внешних обстоятельств, условий угнетения и порабощения людей. Чем глубже, универсальное осуществляет пролетарское движение свою историческую миссию (уничтожение «теперешнего состояния»), тем, следовательно значительнее возможности уничтожения индивидами, осуществляющими это на практике, тех черт «случайности» и «абстрактности», которые наличествуют в их внутреннем мире, в личностное Я. Индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения разделения труда и частной собственности и основанного на ней м распорядка и тем самым становится человеком, «выдавливающим себя раба», человеком развивающимся.
Таким образом, общее решение философской проблемы смысла жизни состоит в признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и преобразования собственной человеческой природы. Но это именно общее, принципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утешения» задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию весьма и весьма далеко.
В работах 1845—1847 годов это общефилософское решение конкретизируется. Наиболее подробно оно рассматривается в «Немецкой идеологии». Выделим самое существенное. Преодоление социального разделения труда, отчуждения, господства частной собственности возможно для коммунистически ориентированного индивида как результат, во-первых, сознательного стремления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер деятельности, к сколь можно более разностороннему общению, смене социальных видов деятельности и т. д.; во-вторых, радикального «выхода» из сферы частнособственнических стимулов и механизмов жизнеустройства, неприятия всей «старой мерзости».
Такая перспектива индивидуального развития не имеет, естественно, ничего общего с философской моралисткой, ограничивающейся моральными призывами и утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души, погрязшей в убожестве окружающего»[13]. Марксистская философия не следует образцам ни философской, ни религиозной моралистки. Ее этическая позиция состоит в признании единства практического социального преобразования бесчеловечного мира и самопреобразования действующих, активных индивидов в универсально развитые, свободные личности. Одно подразумевает другое. Конечно, для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются ограниченными. В философии Маркса нет иллюзий примирения с такой действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания ограниченности всякой наличной исторической ситуации, заключенных в ней потенций свободы и универсального развития индивидов.
Заключение.
В политико-экономических трудах (первые варианты «Капитала») Маркс указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда », следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата, рост «свободного времени». Это четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.
Преодолевая собственную природу со свойственными ей усреднениями и ограничениями, достигая понимания собственной всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой социальной ограниченности.
Используемая литература:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. - 689с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - 704с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. - 690с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - 785с.
5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. – 623с.
6. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978. – 701с.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 125.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 428.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С. 381.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 90-91.
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 91.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 93.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 117.
[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 120.
[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 35.
[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 434.
[11] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.
[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 33.
[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.