Смекни!
smekni.com

«Роман в письмах» (стр. 2 из 4)

Прежде чем перейти к сопоставлению характеров отметим, что, сох­раняя известную близость к «Онегину», проза и эпистолярность, однако, дали возможность для нового изображения действительности. Они позво­лили:

1) усилить детальность, бытовизм, а через них и социальность;

2) развить психологизм, особенно ощутимый на фоне «Евгения Онегина», где герои изображались достаточно обобщенно.

Учитывая это коренное отличия «Романа в письмах» обратимся к сопоставлению женских характеров эпистолярного романа (разработанных в нем более подробно, чем мужские) с женскими характерами «Евгения Онегина» и «светских повестей». Очевидно, что героини в «Романе в письмах» должны были играть ведущую роль. Вообще в пушкинских наб­росках 20-30-х годов основное внимание уделялось именно разработке женского характера (отрывки «На углу маленькой площади», «Мы проводи­ли вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», с главной героиней которого Зинаидой Вольской мы попытаемся сопоставить главную герои­ню «Романа в письмах», поскольку в этом наброске женский характер раскрыт наиболее полно).

В качестве главной героини эпистолярного романа выступает Лиза, дворянка по происхождению, бедная воспитанница в богатом доме. Она бежит от своей любви к некоему Владимиру Р. из Петербурга в деревню, откуда и пишет письма своей подруге. Кроме того, интерес в романе представляет еще один женский персонаж (о ней нам известно лишь со слов Лизы и Владимира). Это Машенька, уездная барышня, соседка Лизы и родственница Владимира.

Отметим, что здесь, в отличие от «Онегина», значимы и интересны два женских характера. Принято говорить о двух полярных типах геро­инь у Пушкина. Как, утверждает Анна Ахматова это - женщина-ангел и женщина-демон (или «милый демон»). Такая полярность - наследие роман­тизма (вспомним Марию и Зарину). Но существует она у Пушкина как два конца одной цепи, имеющей множество звеньев. Поэтому можно говорить о том общем, что связывает героинь, включая полярности.

Все героини - Татьяна Ларина, Лиза, Маша, Зинаида Вольская, молодые девушки, готовые полюбить или уже любящие. Причем любовь их - с самого момента зарождения «страдательная», движущаяся к катаст­рофе (исключим Машеньку, о которой знаем слишком мало).

Воспитание героинь, некоторые особенности их мировоззрения делают это сближение еще более естественным.

Характерной чертой воспитания всех названных героинь, хотя и принадлежащих к разным кругам общества, была относительная свобода, предоставленность самим себе, некая отторгнутость от общего мира,- что можно считать предпосылкой к трагедии их судеб. Отсюда - неординар­ность, исключительность их отношения к миру. У Лизы, героини «Романа в письмах» - это «способность смотреть на вещи бог знает с какой стороны». (7. ответ Саши. VI 70).

Того же плана и утверждение, что «страсти погубят Зинаиду Вольскую», отданную на воспитание «учителям всякого рода» и «в четырнадцать лет писавшую записки своему танц­мейстеру», и авторская характеристика Татьяны Лариной из 2-ой главы «Евгения Онегина»:

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...» ( V, II, XXV, 47 )

Маша из «Романа в письмах» идет из дома «на целый день в сад или в поле с книгой в руках» и воспитана, по словам Лизы «на романах и свежем воздухе», (3. Лиза - Саше VI . 63)

Сближает героинь и удивительная цельность натур, стремление жить по законам своего миропонимания, способность следовать голосу приро­ды, первым порывам души. Думается, такая способность, с точки зрения Пушкина, очень важное свойство характера, которым обладают далеко не все. Герои-мужчины в гораздо меньшей степени: Онегин обретает эту способность лишь в конце романа, полюбив «новую» Татьяну, а Влади­мир - герой «Романа в письмах», судя по написанной части, вообще не склонен проявить себя подобным образом.

Известна пушкинская нелюбовь к повторениям, и все же героиням эпистолярного романа оставлена та же, что и у Татьяны способность к искренним чувствам, естественность проявления этих чувств как, несомненно, положительные качества. Причем даже раскрытие этих ка­честв происходит в сходных ситуациях.

Таково поведение Лизы и Татьяны на именинах в том и другом рома­не. Обе не могут скрыть чувства искренней радости при появлении воз­любленного, отсюда замешательство и смущение обеих. В пользу героинь говорит даже «нездоровье» и той и другой, произошедшее от волнения, отличающее их от «красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима».

(«Е. О.» 5 . III. XXII. 65.)

Глубину чувства, нравственную чистоту героинь подчеркивает Пушкин, оставляя Лизе скромность Татьяны в хранении «тайны» своей любви, открыть которую они решаются далеко не сразу. Татьяна говорит об этом няне, прежде чем написать письмо к Онегину, а Лиза лишь в 4-м письме к подруге, застигнутая врасплох приездом Владимира, дове­ряет ей свою тайну.

Искренность порывов души героинь, естественность поведения как качества редкие, необычные, особенно ценные, подчеркнуты в романе в стихах вниманием остальных собравшихся на именинах к «жирному пи­рогу», в эпистолярном наброске - общим стремлением показаться инте­ресными проезжему офицеру. В отрывке о Вольской противопоставление героини и общества достигает кульминации, ее естественность рассмот­рена как вызов.

При наличии ряда общих черт, несомненно, что героини Пушкина очень разные. Говоря о Лизе и Маше, надо отметить, что роль второй героини понималась разными исследователями по-разному. В.Я.Брюсов прямо заявляет, что драматизм повести был бы основан на соперничест­ве Маши и Лизы в любви к Владимиру. Л.С. Сидяков в книге «Художественная проза Пушкина» говорит, что текст не дает оснований для такого предположе­ния. И все-таки я думаю стоит предположить участие Машень­ки в любовном конфликте романа (увлечение обеих героинь Владимиром дает возможность для такого предположения).

Маша является перед нами в образе вдохновляющей Пушкина «барыш­ни уездной, с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках». («Е.О.», V, VI, V, 167 ).

Её стремление к уединению, прогулки в поле и в саду роднят ее с Татьяной.

И ещё один момент в характеристике Маши хочется отметить. Она «стройна и странна», говорит Лиза. Слово «странный» в словаре Пушкина часто употребляется для характеристики неординарных героев. Вспомним, что об Онегине Пушкин говорит:

«Мне нравились его черты

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий,охлажденный ум».

(IV,I,Х V,28 )

О Ленском:

«Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный….» (V,II,VI, 38-39)

«Странность» для Пушкина всегда показатель позитива, интересности, необычности явления. Маша «странна» уже по первой характеристике. Думается, она может претендовать на роль второй героини романа. Но, предваряя вероятное сопоставление или противопоставление героинь, хочется отметить одну существенную особенность обрисовки их характеров. В «Онегине» характер Татьяны - сам факт его зарождения в провинциальной сфере, лишен детальной мотивированности. Отсюда - и неожиданность превращения деревенской девочки в «законодательницу зал» - неожиданность, за которую, по указанию самого Пушкина,- порицал его Катенин.

Возможно поэтому в «Романе в письмах» обе героини, Маша и Лиза, так четко обрисованы социально. То есть произошло как бы раздвоение Татьяны-девочки, воспитанной в деревне (это Маша) и светской дамы, равной блестящим дамам петербургских зал (Лиза).

О большей социальной обусловленности говорит, прежде всего, выбор имен героинь. Если именем «Татьяна» Пушкин дает простонародную струю, то имя «Maшa» ее еще более усиливает, а «Лиза», наоборот, снимает. В связи с большей привязанностью к своему кругу возникают и новые черты героинь «Романа в письмах». Машенька «окружена дворо­выми собаками говорит, о погоде нараспев, и с чувством потчует вареньем». (3. Лиза-Саше VI, 63)

В «Евгении Онегине» быт - сфера Ольги. Окружив им Машеньку,- Пуш­кин несколько снизил характер молодой героини.

Вместе с тем меняется и героиня светская, приобретая большую начитанность, знание жизни и света. Лиза напоминает Татьяну послед­них глав. Её характеристику вполне можно отнести к героине восьмой главы «Онегина»: «Тихая, благородная стройность в обращении, прелесть высшего петербургского общества, а между тем - что-то живое, снис­ходительное, доброродное...» (10. Владимир - другу VI 75)

Вообще в творчестве Пушкина того времени можно увидеть тему светской женщины, незаурядной, гордой, думающей, пытающейся осоз­нать своё место в обществе. Героиня «Романа в письмах», с этой точ­ки зрения, стоит где-то в середине пути перехода от Татьяны Лариной к Зинаиде Вольской.

Татьяна внутренне чужда свету, хотя живет в нем, пользуясь об­щим уважением. Лиза бежит от общества, не хочет принимать условия и нормы, которые диктуются ей положением бедной компаньонки. Жить в чужом доме, чувствуя унизительность своего положения, и «ловить» жениха, чтобы иметь вечера на Английской набережной, от этого насто­ящего и будущего героиня бежит в деревню.

Вольская прямо противопоставляет себя обществу. Не заботясь о мнении света, она живет так, как сама считает нужным.

Если Татьяну просто тяготит ее положение, то Лизу оно унижает, Вольскую заставляет возмутиться «противу власти несправедливого света». (VI, 654)

Все героини личностны, самостоятельны, горды - здесь одно из отличительных качеств их натур. Но гордость Татьяны - это гордость «традиции», гордость русской женщины, воспитанной на здоровой народ­ной морали. Она почти не осознанная, интуитивная. Гордость Лизы совсем другая. Это думающая, сопоставляющая, анализирующая своё положение женщина, не желающая идти на поводу условий общества. Выс­шим проявлением этих качеств является свободная и независимая нату­ра Вольской, которая противопоставляет сознательно свою личность общественному мнению.