Закрепленность социальных ролей (Лиза - свет, Маша - деревня) делает совершенно оправданной разницу во взглядах, понятиях, склонностях героинь.
Говоря об отношении героинь «Романа в письмах» и романа в стихах к своим возлюбленным, вернемся к мировосприятию героинь, их представлениям о любви. Татьяна, читая «сладостный роман» с «очарованьем пьет обольстительный обман», воображая себя «героиней своих возлюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной..» (V, III, IX-X, 59)
Машенька имеет «целый шкап» тех же самых романов, воспитана на них. Она из тех барышень, которые составляют "истинную публику" Пушкина и Вяземского. (5. Лиза- Саше VI, 67)
Но не такова Лиза. Её образованность и начитанность, несомненно, выше. Она иронизирует над «Клариссой» Ричардсона, размышляет над сменой идеалов, скучает над теми самыми книгами, с героинями которых отождествляет себя Татьяна. Для Лизы это чтение стало поводом для иронического замечания: «Живу в глухой деревне и разливаю чай как Кларисса Горлов». (3. Лиза-Саше VI 62)
Такое различие во взглядах не могло не отразиться на восприятии возлюбленного. Если для Татьяны Онегин - несомненный поэтизированный и романтизированный идеал, от которого даже гибель любезна, а у Маши восприятие Владимира не иначе как восторженное, то для Лизы Владимир - не романтизированный герой, а человек с хорошим и дурным, который иногда играет роль (кстати, ни Татьяна, ни Маша даже не думают о возможности неискренности их героя).
Кроме того, выбор Татьяны был обусловлен той порой, которая пришла для юной мечтательницы, и неожиданным появлением нового, необычного лица в деревне. Пожалуй, то же можно говорить и о Машеньке, ведь приезд Владимира семилетней давности до сих пор жив в ее памяти.
Выбор Лизы обусловлен, вероятно, иными причинами, чем внешняя оригинальность героя (живя в свете, она имела возможность встречать немало молодых людей). Давая оценку Владимиру, она склонна предполагать, что он для нее «не пожертвует богатой невестою и выгодным родством». (5. Лиза-Саше VI, 66.)
То есть в то время, когда Маша и Татьяна влюблены в свой идеал, Лиза занята придирчивым анализом своего героя.
Кроме перечисленных черт, так или иначе сближающих героинь «Романа в письмах» с героинями «Евгения Онегина» у Лизы есть одна особенность - которая появится затем в «Пиковой даме» - положение бедной воспитанницы. Впервые герои Пушкина заговорят о социальном неравенстве и разнице в материальном положении, как основном препятствии не только для заключения брака, но даже для возникновения чувств. Думается, что мотив появляется не случайно. Это черта нового времени. Ее несут в себе современные Пушкину герои. Еще большие основания для подобного предположения дает характеристика главного героя незаконченного романа.
Отметим, что если в характерах героинь «Роман в письмах» и
«Евгений Онегин» много общего, то мужские характеры, напротив, довольно сильно отличаются друг от друга. Перед нами два совершенно разных типа героев. Если Онегин, по замечанию Тархова, в романе все время как бы под вопросом,... само существо его многосоставно, оно скрывает в себе самые разные возможности». Два полюса этого образа: скептицизм и гений любви как бы хранят потенцию всего романа, то характер Владимира позволяет говорить о большей определенности, социальной заданности героя.
Брюсов характеризует Владимира, как «тип человека среднего, не слишком дурного, не слишком хорошего, не слишком «нового», не слишком старозаветного, в общем «доброго малого» и предсказывает ему «тот обыкновенный удел», который Пушкин так боялся для Ленского:
«В деревне, счастлив и рогат
Носил бы стеганый халат...
Подагру б в 40 лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел».
Однако стоит задуматься, не является ли характер Владимира первой попыткой Пушкина нарисовать тип «нового» человека, уже увиденный им в обществе, отраженный затем в характере героя «Пиковой дамы».
Имея это в виду, проведем сопоставление Владимира с Евгением Онегиным по следующим линиям:
а) отношение героев к обществу, их окружающему;
б) отношение к собственности;
в) отношение к женщинам.
Владимир и Евгений - оба неглупые, отлично образованные светские молодые люди, имеющие собственный взгляд на окружающее. Если для героинь Пушкина характерна некоторая отстраненность от жизни общества, то герои отличаются большей вписанностью в этот мир.
В самом деле, Владимира, судя по всему, в целом устраивает положение его в свете, привычный образ жизни. Воспитание Онегина, положение и описанное в 1-ой главе течение жизни говорят о казалось бы, полной и ненарушимой гармонии его судьбы с миром, в котором живет Евгений.
Однако, одной из важнейших черт характера героя романа в стихах является то состояние «хандры», разочарования, одновременно мнимого (модного, внешнего), и подлинного, внутреннего разочарования в свете, в искусстве, в чувстве. Это состояние - одна из главных причин, по которым герой покидает Петербург, убегая от скуки и хандры в деревню.
Владимиру тоже надоела петербургская жизнь, он «отдыхает» от нее в деревне. Но мотивы приезда другие. Он едет, как мы уже отмечали, за Лизой, без которой ему «было скучно не на шутку». В отличие от Онегина, приехавший в деревню Владимир жизнелюбив, деятелен, целеустремлен.
Известно отношение Онегина к окружающим, нежелание сходиться с людьми, не интересующими его, равнодушное презрение, переходящее в оскорбление к соседским помещикам:
«Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит он домашни дроги,-
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним?»
(V,II,V, с. 38)
Владимир, хотя и пишет другу: «Какая дикость! для них (для помещиков) не прошли еще времена Фонвизина. Между ними процветают ещё Простаковы и Скотинины!» хотя и позволяет себе достаточно грубо высмеять отношение здешнего общества к нему, заезжему офицеру и «нахалу», как сам он определяет манеру своего поведения - все это, однако, не мешает ему «ездить на порошу с здешними помещиками и играть с старухами в бостон по копейке». Глубокое презрение к мелкопоместным дворянам безболезненно уживается с подобным, занимающим героя времяпровождением с ними же.
Существенно отличает Владимира от героя романа в стихах и отношение к практической стороне жизни.
Когда, после смерти отца, перед Онегиным собрался «заимодавцев жадный рой»
«Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя,(!)
Иль предузнав издалека
Кончину дяди старика».
(V,III, с.31)
Владимиру такое легкомыслие явно чуждо. Не будучи сам родовым аристократом, он считает прискорбным «унижение исторических родов». Ратуя за укрепление старого дворянства, Владимир говорит и об укреплении своего класса. Причиной быстрого упадка и разорения Владимир считает «небрежение, в котором мы оставляем наших крестьян... на произвол плута приказчика, который их притесняет, а нас обкрадывает». Герой намеревается «положить этому преграды» выйдя в отставку. И исходя из сказанного, мы можем надеяться, что планы его глубже и мотивированнее действий Онегина в этом направлении:
«Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,(!)
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить...» и т.д.
(V,II,IV, с.37)
Не случайно Лиза с самого начала романа почти уверена относительно выбора Владимиром богатой невесты и выгодного родства.
Заметим, кстати, что Германн из «Пиковой Дамы» тоже связывает укрепление своего положения с материальным благополучием (существенно, что «новый» герой не аристократ по происхождению).
Владимир и Евгений пользуются благосклонностью женщин. Но онегинское разочарование коснулось и этих отношений:
«Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели...»
(V, I, XXXYII, с.26)
Владимира же, напротив, чрезвычайно занимают представительницы прекрасного пола. Он влюблен в Лизу, «для развлечения» имеет Машеньку, а по выражению друга «вечно волочится за женщинами».
Волею судьбы, приехав в деревню, Онегин, сам того не желая, «влюбляет в себя» Татьяну. Владимир же сознательно едет в деревню за Лизой, упорно добиваясь ее любви.
Характерно, что герои влюбляются (Владимир в Лизу, Онегин в Татьяну 8 гл.) не просто в женщину своего круга, хотя и это немаловажно, но в характер совершенно особенный, отличающийся от большинства светских красавиц, что свидетельствует о неординарности самого героя.
Вообще можно отметить, что по сравнению с Онегиным, герой эпистолярного романа в гораздо большей степени наделен волей, целеустремленностью, стремлением достичь своей цели, и это особенно сближает его с героем «Пиковой Дамы».
ГЛАВА II - "Роман в письмах" и поздняя пушкинская проза
При сопоставлении «Романа в письмах» с завершенными прозаическими произведениями в центре внимания оказываются «Пиковая дама» и «Повести Белкина». На связь с этими произведениями указывал в частности Сидяков, который характеризует эпистолярный роман следующим образом: «Роман в письмах» оказывается произведением, связанным с «Пиковой дамой» равно как и с «Повестями Белкина», реализующими различные тенденции в последующем развитии пушкинской прозы».
Связь «Пиковой дамы» и «Романа в письмах» видится исследователями (Чичерин, Сидяков) прежде всего как поиск Пушкина в создании психологического направления в русской литературе, которое затем сильно разовьется в творчестве Толстого, Достоевского, Чехова.