Смекни!
smekni.com

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения (стр. 10 из 19)

Таким образом, выбранная нами система работы по театрализованной деятельности с целью развития коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения верна и результативна.

4-й этап:

Игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги.

На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.

На примере освоения детьми перчаточных кукол мы расскажем о поэтапности обучения.

1-й этап – знакомство.

В зале стоит стол, на столе – маленькая ширма. Открывается занавес, из-за обеих кулис выходят маленькие артисты – перчаточные куклы.

Дети смотрят, как педагог под веселую музыку манипулирует перчаточными куклами. (Они танцуют, прыгают и т.д.)

2-й этап – упражнения

На этом этапе работы можно использовать любую пальчиковую гимнастику. Вот несколько подготовительных упражнений для освоения перчаточных кукол.

За грибами

И.п.: правая рука на столе, кисть приподнята «домиком», пальцы упираются в поверхность стола. Во время произнесения текста пальчики, начиная с мизинца, по очереди поднимаются вверх.

- Этот пальчик в лес пошёл, - Этот пальчик гриб нашёл, - Этот пальчик чистить стал, - Этот пальчик резать стал, - Этот пальчик всё-всё съел, оттого и потолстел. - мизининец - безымянный - средний - указательный - большой

Облачко и птичка

Упражнение развивает плавность рук, укрепляет мышцы пальцев, способствует развитию образного мышления. Педагог читает текст и показывает образец выполнения движений, дети повторяют:

Жила на свете птичка. (кисти рук изображают летающую птичку)

Полетела она высоко в небо и увидела тучку. (одна рука сжата в кулак – это «тучка», другая рука, как крыло у птицы, - это птичка)

- Здравствуй, тучка! – сказала птичка. (кисть руки плавно двигается)

- Здравствуй, птичка! – ответила тучка (кулачок «кивает»)

- Можно, я прокачусь на тебе? – спросила птичка. (кисть руки плавно двигается)

- Можно, садись! – ответила тучка. (кулачок «кивает»)

Села птичка на тучку, и стали они путешествовать по небу. (кисть руки опускается на кулачок, обе руки начинают одновременно плавно двигаться вверх, вниз, вправо, влево)

-Спасибо за путешествие! – сказала птичка. (кисть руки плавно двигается рядом с кулачком)

- Прилетай ещё! До свидания! – ответила тучка. (кулачок «кивает»)

И птичка улетела. (кисть руки плавно двигается вниз, а кулачок остаётся на месте)

И тучка осталась одна.

Она смотрела на землю и видела, как из земли прорастают цветы…(пальцы рук складываются бутончиком, они двигаются снизу вверх, затем пальцы раскрываются)

Как ёжики весело бегают по травке… (пальцы на руках складываются замочком, пальцы растопырены, как иглы)

Как зайки шевелят ушками…(пальцы на обеих руках сжаты в кулак, кроме указательных и средних пальцев – это ушки у зайцев)

Как маленькие червячки ползают по земле… (пальцы сжаты в кулак, кроме указательных пальцев, пальцы «ползают» по полу).

Но вот наступила ночь, и стало темно. На небе замерцали звёзды. (пальцы на руках то сжимаются в кулак, то разжимаются, по очереди каждой рукой

И тучка на небе уснула. (руку (пальцы сжаты в кулак), которая изображала тучку, положить на другую руку, как бы укачивая).

4-й этап – импровизация «Необычные существа»

Есть ещё вариант перчаточных кукол – это просто разноцветные перчатки. Дети надевают перчатки и изображают пальцами зайчиков, червячков, ёжиков, бабочек, крабов… Игры – импровизации проводятся под музыку различного характера.

Можно разыграть упражнение «Облачко и птичка» в разноцветных перчатках (по желанию добавить ещё несколько персонажей – «необычных существ», которых дети очень быстро могут придумать)

5-й этап: Выступление.

Освоение техники управления куклой на ширме или на полу. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей либо для постановки драматизации. В начале детям выразительно читается произведение, затем проводится беседа, поясняющая и выясняющая понимание содержания и отдельных средств выразительности, например: «Какое настроение у героя?», «Как вы догадались об этом?», «Какие герои злые? Почему?» Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, использую проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читая отрывок из сказки, мы спрашиваем: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и козлята». «Почему вы так думаете?» т.д.

Чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении широко используем комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Мы должны хорошо знать каждого ребёнка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский).

В соответствии с этим перед нами встают две основные задачи:

· понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;

· помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Когда текст достаточно хорошо усвоен, мы поощряем точность и выразительность его изложения.

На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей и как артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнёрства, учатся двигаться и ощущать пространство сцены (по одному и в коллективе).

Если вернуться к нашему примеру, то на последнем 5-ом этапе – выступление:

Танец кукол

Под аплодисменты детей оба занавеса открываются.

1-й вариант: дети надевают перчаточную куклу на руку. Под музыку разного характера дети по очереди показывают, как кукла танцует.

2-й вариант: после того, как все дети научились манипулировать куклой одной рукой, можно попробовать надеть кукол на обе руки. Дети стараются двигать каждой рукой по-разному (это полезно для развития обоих полушарий мозга)

Далее разыгрывается сценка «Необычная планета» (М.И. Родина, 2008, с.81)

Логика построения содержания работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату – выступлению. Однако это не значит, что каждое занятие посвящено работе только по тому или иному этапу. Разнообразные задания, упражнения, игры варьируются исходя из возраста детей, их эмоционального настроя, общей стратегии развития, потому что один из главных принципов работы – доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.

Создание условий для обучения и воспитания детей играет большую роль. Чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:

- помещение со сценой и зрительным залом;

- костюмы и декорации;

- музыкальный центр, кассеты, диски.

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к упражнениям, играм, этюдам…;

- наличие кукол различных видов театра (наглядный материал) и ширмы.

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в самых различных формах.

Цель работы с родителями: повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми.

Основными задачами в работе с родителями являются:

· информация о содержании, методах и формах работы с детьми;

· рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними;

· привлечение к творческому сотрудничеству

С родителями проводятся беседы, консультации. Вместе с родителями проводим инсценировки, в которых дети стараются мобилизовать свои возможности, чтобы рядом с мамой выступить вдвойне хорошо. Проводится анкетирование родителей и педагогов.

В группах оформлены театрализованные уголки, атрибуты к спектаклям, аудиокассеты. Дети могут осуществлять самостоятельную творческую деятельность. Воспитатели групп активно помогают и участвуют в обучении детей, повторяя и закрепляя пройденный материал.

Наша работа по развитию театрализованной деятельности детей проводится в тесной взаимосвязи с узкими специалистами: тифлопедагогами и логопедом, которые помогают решать коррекционные задачи: учить детей подражать голосам животных, умению понимать особенности поведения животных в инсценировках, сценках, сказках.