1.1. Изучение вопроса коммуникативного общения основоположниками педагогики и психологии
Единственно настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Валентина Александровна Феоктистова – один из наиболее авторитетных отечественных тифлопедагогов с успехом занималась вопросами психологии восприятия слабовидящих, особенностями их представлений, пространственной ориентировкой и мобильностью, проблемами бытовой и социальной реабилитации, историей отечественной и зарубежной тифлопедагогики, психологией и педагогикой семейного воспитания детей с патологией зрения, учебной мотивацией, методами педагогической коррекции, методологическими вопросами дошкольного воспитания. В начале 80-х годов В. А. Феоктистова одна из первых в нашей стране приступила к серии социально-психологических исследований общения и межличностных отношений. Интерес к невербальным сторонам общения лиц с нарушенным зрением возник у Валентины Александровны давно, в начале 70-х годов прошлого столетия. Проблемы личности, самосознания, эмоций и общения обрели в этот период особый смысл. Именно в это время в Ленинградском государственном университете по инициативе и под руководством Б. Г. Ананьева, разворачиваются комплексные исследования по проблеме психологии интерперсональной перцепции, в которых человек рассматривается как особый объект восприятия. Издание книги А. А. Бодалева «Восприятие человека человеком» было без сомнения заметным событием в психологии того времени. Общение перестало рассматриваться как чисто вербальный акт, а его паралингвистические характеристики оказались насыщены не менее богатым содержанием, чем собственно речевые. Зрению в актах невербального общения принадлежит особая роль, а снижение возможностей визуального восприятия должно приводить к своеобразной перестройке всего процесса коммуникации, часть из которых связана с компенсаторными эффектами. В последнее десятилетие своей жизни Валентина Александровна углубленно занималась исследованием невербальных коммуникаций в условиях нарушенного зрения.
Общение является необходимым фактором развития личности ребенка, подростка, взрослого человека. Поэтому при формировании способов неречевого общения (мимики и пантомимики) у детей с нарушением зрения важно установить, каким образом нарушение зрения влияет на их общение со сверстниками, взрослыми, предметным и животным миром. При этом следует опираться на выводы отечественных психологов (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.), свидетельствующих о том, что формирование разных средств общения и их использование в различных видах человеческой деятельности у детей с нормальным зрением и детей с нарушениями зрения происходит по одним и тем же законам онтогенеза. Следовательно, в основе развития детей с нарушениями зрения также лежат антропологический принцип и принцип природосообразности. В последние годы были опубликованы исследования и методические пособия, где глубоко и всесторонне раскрыта проблема общения детей разного возраста и детей с проблемами в развитии (А. А. Бодалев, М. И. Лисина, Л. М. Шипицина и др.).
Общение, по определению М. И. Лисиной – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Разные авторы неоднозначно трактуют понятие «общение», но все сходятся в главном – общение является важным видом человеческой деятельности. По определению Б. Г. Ананьева, общение пронизывает все три основные вида деятельности человека – познание, труд, учение. И что особенно важно – общение является специфическим свойством деятельности. Оно влияет на результаты других важных видов деятельности дошкольника и школьника: учебу, труд, игру, пространственную и социальную ориентацию и т.д.
1.2. Формы общения детей дошкольного возраста в норме и со зрительной патологией
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:
Ситуативно-личностное;
Ситуативно-деловое;
Внеситуативно-познавательное;
Внеситуативно-личностное (по М. И. Лисиной) (Приложение 1).
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Нарушения общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в его развитии.
Принято делить общение по типу на непосредственное и опосредованное. В первом случае партнеры непосредственно взаимодействуют и не разделены большим пространством и временем. Происходит общение «лицом к лицу», в котором партнеры выступают одновременно субъектом и объектом коммуникативной деятельности. Во втором случае процесс общения людей друг с другом опосредован – беседы по телефону, письма, электронная почта и т.д.
В процессе общения выделяются два его вида: деловое – в условиях совместной деятельности и неформальное, основанное на личном интересе к партнеру. Общение как вид человеческой деятельности определяется рядом факторов: индивидуальными особенностями личности (экстраверт, интроверт), предшествующим опытом общения, историческими особенностями, полом и возрастом, культурой семейных отношений, сформированностью эталонов общения и др.
Решая проблему общения, современные философы, психологи, педагоги уделяют большое внимание средствам общения. По словам М. И. Лисиной, «средства общения представляют собой нити живой ткани деятельности общения». С помощью средств общения каждый его участник строит свои действия в процессе общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
Средства общения подразделяются на две группы: неречевые (невербальные) и речевые.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, результат воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны. Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1) пространственная подсистема (межличностное пространство);
2) взгляд;
3) оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты);
4) паралингвистическая, или околоречевая, подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр);
5) экстралингвистическая, или внеречевая, подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.
Так как общение связано с умением ребенка выражать внешне не только собственные эмоции и чувства, но и понимать эмоциональное состояние партнеров, то психология и педагогика стали уделять большое внимание неречевым средствам общения.
Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека, с которым общаешься. С помощью слов передается фактическая информация, тогда как неречевые средства общения передают отношение человека к информации. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют партнеру по общению узнать из сообщения больше, чем несет собственно вербальный текст. В. Н. Панферов (1995) определяет стадии общения, указывая на элементарные составляющие первого социального контакта:
1) выбор партнера для взаимодействия;
2) стадия проявления себя для партнера;
3) стадия проявления встречной заинтересованности;
4) стадия обмена представлениями, мыслями, чувствами, отношениями;
5) стадия достижения социально-психлогической совместимости.
«Лицо – это центр передачи и приема социальных сигналов, которые являются решающими для развития индивида» (К. Изард, 1980, с. 72).
Лицо и его выразительные особенности, в сравнении с другими реальными стимуляторами, например, игрушками, привлекает и удерживает внимание ребенка, и даже способствует более уверенной двигательной координации ребенка, снижению сердечного ритма, общему успокоению.
Вудвортс и Шлосберг (1995) отметили, что классификация мимических выражений эмоций, как правило, осуществляется в соответствии с шестью основными категориями: радость (любовь), удивление, страх (страдание), гнев (решимость), отвращение, презрение. При этом существуют трудности опознавания сходных по качеству и интенсивности эмоций. Это осложняет процесс восприятия и опознавания эмоционального состояния партнера по общению ребенком с нарушением зрения.
Как вид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером (вербальное общение, общение посредством звучащей речи). Долгие годы тифлологи как в теории, так и на практике, уделяли основное внимание обучению детей с нарушениями зрения речевым (вербальным) средствам общения. Однако и через мимику, жест, позу (неречевые, невербальные средства) передаётся большое количество информации – отношение говорящего к сказанному (положительное или отрицательное, заинтересованность или безразличие, сомнение или уверенность и др.). Иными словами, человек самовыражается не только вербально, но и невербальными средствами: мимикой, жестами, движениями глаз, бровей, губ, походкой, манерой одеваться и др.