Смекни!
smekni.com

Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения (стр. 5 из 19)

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Таким образом, основным направлением работы по развитию общения старших дошкольников с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности, является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии.

2.2. Коррекционное воздействие театрализованной деятельности на общение детей дошкольного возраста со зрительной патологией

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Игра-драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно-ролевой игры. В ее основе лежат элементы ролевой, режиссерской игры, и также терапевтические игры, облегчающие для детей с нарушением зрения проведение направленного воздействия и создание большего креативного эффекта.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо, пальчиковые куклы, марионетки.

«Театр кукол – это искусство предметов, оживающих от приведения их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей», - отмечает М.М. Королев (1973). Но театрализованная игра детей отличается от театра кукол для детей. В собственной игре ребенок, подобно Творцу, оживляет куклу. По своему желанию и в соответствии со своими возможностями, эмоциональным опытом и владением механизмом кукловождения ребенок создает новое существо – «он вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие, Гл.2).

В работе со старшими дошкольниками с нарушениями зрения важнейшей задачей является вооружение их необходимыми эталонами и стереотипами общения, теми элементами коммуникации, из которых дети в дальнейшем будут строить собственное общение. В этом случае воспитательное и коррекционное воздействие осуществляется в рамках театрализованной деятельности, которая служит не только развитию творческих способностей (воображения, выразительности мимики и жестов и т.п.), но и затрагивает другие стороны психического развития детей – развитие коммуникативной деятельности, эмоциональной и социальной адаптированности.

Резюмируя сказанное, еще раз хочется подчеркнуть, что универсальные возможности театрализованной деятельности имеют большое значение в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения, в формировании в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире.

Выводы по главе II

1. В процессе театрализованных игр:

· Развиваются психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.

· Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического.

· Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

· Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

· Развивается эмоционально-волевая сфера.

· Происходит коррекция поведения.

· Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

· Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

· Развивается коммуникативная деятельность, эмоциональная и социальная адаптированность.

Глава III. Модель работы по театрализованной деятельности, направленной на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением

3.1. Констатирующий эксперимент

Нами был проведен констатирующий этап эксперимента.

Задачами его явились:

1. Определить уровни развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения.

2. Выявить трудности коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 43, с/п «Лучик» г. Озерска.

Наш детский сад осуществляет обучение детей по двум основным программам:

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

- парциальная авторская программа «Ладушки», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, решением экспертного совета при Комитете по образованию Санкт – Петербурга (30.01.98.) признана авторской.

На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 10 детей подготовительной группы с нарушениями зрения.

Основными методами исследования трудностей коммуникативной деятельности и выявления ее специфических особенностей явились наблюдения за детьми на занятиях, в игровой и практической деятельности.

Нами были сделаны следующие выводы:

- в не произвольном общении (нет прямой просьбы педагога), когда дети вне поля зрения взрослого, многие раскованны, хорошо общаются, используя речевые и неречевые средства общения. Но были дети, которые с трудом находили контакт со сверстниками (Саша, Владик, Максим).

- в произвольном (по слову, просьбе педагога) общении все дети испытывали трудности. Особенно в невербальном общении, (например: изобразить «злого» волка, походку хитрой лисы, «тяжеловесного» медведя, «грустного» зайца и т.д.).

- дети испытывали дискомфорт в индивидуальных выступлениях, стеснялись раскрыть и показать свое «Я».

В соответствии с этими наблюдениями были поставлены следующие задачи:

- выявить особенности употребления в общении различных средств выразительности (речь, мимика, пантомимика);

- проанализировать качества, которые дети выделяют, как наиболее важные для себя, и отношение к ним детей, что отражается в осуществлении ими коммуникативной деятельности;

- выявить возможности и недостатки вербального выражения своих мыслей и интересов, как важной составляющей коммуникативной деятельности и использование их при организации и проведении театрализованной деятельности.

Для определения уровня развития коммуникативной деятельности применяют следующие стандартизированные методики для старшего дошкольного возраста с нормальным зрением:

1. «Выбери нужное лицо» (авторы Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен);

2. «Какой я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение);

3. «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах, явлениях внешнего мира);

4. «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).

Основными критериями отбора методик является:

· Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям старших дошкольников;

· Диагностическая ценность в определении особенностей составляющих коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения;

· Возможности адаптации методики к условиям работы в группе детей с нарушениями зрения.

Ценность данных методик в диагностике группы нормально видящих детей, тем не менее, не может автоматически означать такую же ценность их в диагностике детей с нарушениями зрения. В этой связи требуется провести адаптацию известных диагностических методик для исследования детей с нарушениями зрения в условиях детского сада и имеющегося стимульного материала.

1. Методика «Подбери нужное лицо» направлена на выявление особенностей употребления в общении различных средств выразительности (речи, мимики, пантомимики), которые требуют проведения специального изучения их состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на момент начала экспериментального исследования.

В качестве стимульного материала используется 10 картинок:

1). С изображением клоуна, передающего разные эмоциональные настроения – 3;

2). Изображение клоуна с «пустым лицом» (без глаз, рта и бровей) - 1;

3). Изображение рта с различным эмоциональным настроением – 3;

4). Изображение глаз, бровей, носа в различных эмоциональных настроениях – 3.

От ребенка требуется: 1). По выбранному шаблону правильно, соответствуя настроению изображения на шаблоне, подобрать рот, глаза, брови к карточке с изображением клоуна с «пустым лицом». 2). Самостоятельно, без использования шаблона, составить все возможные эмоциональные настроения клоуна.

Максимальное количество баллов, которые может получить ребенок за выполнение задания – 10 баллов.