Каждый из названных критериев позволяет оценить повествование ребенка в пределах двух баллов:
- 0 баллов, если нужное качество отсутствует в рассказе;
- 1 балл, если нужное качество слабо проявляется;
- 2 балла, если выявленное качество является четко выраженным.
В стандартизированном варианте методики существует критерий оценки скорости придумывания рассказа, от которого мы сочли возможным отказаться в связи с ограниченными возможностями восприятия, представления детей с нарушениями зрения, замедляющими темп коммуникативной деятельности.
По этой же причине нами введен новый критерий оценки ведения рассказа детьми, предполагающий определение уровня самостоятельности в творчестве и зависимость его от активизирующей помощи взрослого.
Результат работы над заданиями методики выражается в монологической речи ребёнка, которая является необходимой частью развития коммуникации. Способность к осуществлению монологической речи со своим оригинальным сюжетом свидетельствует о готовности детей к осуществлению коммуникативной деятельности. Речь-монолог отражает способность осмысливать и выражать в речи сложные ситуации с реальным или вымышленным героем, обладающим различными качествами и чертами характера. Однако и здесь монолог не выступает в чистом виде – во время проведения методики происходит взаимодействие с экспериментатором на вербальном и невербальном уровнях.
Расширенная система критериев позволяет проанализировать не только состояние воображения у детей с нарушениями зрения, но также позволяет определить воздействие имеющегося у детей фрагментарного, непоследовательного, не подкреплённого конкретными знаниями образа окружающего мира на осуществление их коммуникативной деятельности.
Выводы об уровне развития:
I (низкий) уровень развития – 0-3 балла;
II (средний) уровень развития – 4-7 баллов;
III (высокий) уровень развития – 8-10 баллов.
Оригинальность образов воображения оценивается по степени творческой переработки информации, полученной из кино- и мультипликационных фильмов, сказок, бытовых ситуаций, в которой проявляются личностные качества ребёнка и его фантазия. Стереотипность самостоятельного повествования детей проявляется в отсутствии личностных высказываний и интерпретаций, а также в «привязанности» сюжета к известному, например, сказочному. Отрывочные высказывания, не связанные между собой логически, показывают отсутствие сюжета. Негативным качеством образов повествования является их малая подвижность, косность, что проявляется в стремлении детей использовать в каждой ситуации привычные образы, не изменяя их.
Детализация образов, их проработка зависят от того, какое место занимает определённый образ в системе рассказа. Главный герой должен быть описан достаточно подробно, должны быть подчеркнуты его важные личностные и социальные характеристики.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у автора и слушателей. Кроме того, важно отметить, с преобладанием каких эмоций главным героем решается заявленная в сюжете проблема. Такое качество, как целостность рассказа предполагает создание детьми связного, содержательно богатого повествования, в котором дети выражают свои знания и представления о взаимоотношениях окружающих людей.
Одним из важнейших критериев оценки является качество ведения рассказа детьми с нарушениями зрения. Этот критерий показывает умение детей пользоваться помощью взрослого, если возникают затруднения с началом или завершением рассказа, а также степень самостоятельности детей при создании повествования. Потребность детей в постоянной помощи взрослого свидетельствует о наличии трудностей, преодолеть которые дети самостоятельно не в состоянии.
Введение в диагностическую практику данной методики позволяет также оценить наличие проблемных, конфликтных зон общей коммуникационной картины, оценить возможности креативного использования имеющихся у детей с нарушениями зрения представлений о взаимосвязях окружающего мира.
Уровни коммуникативной деятельности. Общей особенностью психического развития аномальных детей является изменение способов коммуникации, которое проявляется в нарушении как речевого, так и неречевого общения. Результаты выполнения детьми методик «Определение понятий», «Придумай рассказ» дают возможность характеризовать уровни коммуникативной адаптированности и выявить их особенности у детей с нарушениями зрения по сравнению с их нормально видящими сверстниками.
Первый (низкий) уровень развития коммуникативной деятельности. У этих детей отсутствуют четкие представления о признаках реальных предметов и действий с ними. Их словарный запас обеднён, в определении понятий используются отрывочные, неточные выражения типа «ну… такой..» или самые простые, не требующие пояснения, ответы – «не знаю, не помню», что свидетельствует о значительной обеднённости чувственной стороны речи.
В процессе общения дети используют отрывочные сведения и фрагменты образов из знакомой сказки, телепередачи или реального опыта коммуникативной деятельности, но при этом отсутствует их детализация, эмоциональная и личностная окрашенность. Дети нуждаются в постоянном стимулировании их коммуникативной деятельности взрослым.
Специфической особенностью детей с нарушениями зрения, находящихся на первом уровне, является рассогласованность между вербальной характеристикой слова и представлениями, непосредственно отражающими его предметную сущность; прочная «привязанность» слова к имеющемуся единичному образу без вариативности его качеств.
На втором (среднем) уровне развития коммуникативной деятельности дети по-прежнему испытывают трудности вербального изложения сути высказывания, которые связаны с недостаточным умением анализировать зрительную информацию, поступающую от нарушенного зрительного анализатора, и выражать в оценочно-эмоциональной и информативной форме свое отношение к событиям, являющимся темой коммуникации. Однако в общении этих детей возникает уже тенденция к увеличению контактов со взрослым на основе обсуждения значимых для ребенка в данный момент событий. Это является показателем того, что у детей этой группы преобладают ситуативно-личностные и познавательные мотивы общения. При этом в повествовании может нарушаться последовательность событий и их логическая взаимосвязь, что свидетельствует о трудностях оперирования образами окружающего мира в воображаемом плане.
Третий (высокий) уровень развития коммуникативной деятельности. Отличается от предыдущего более уверенным и свободным владением детьми коммуникативными навыками, внеситуативно-личностным и внеситуативно-познавательным содержанием коммуникативного взаимодействия. Общение детей с нарушениями зрения характеризуется более четкой конструкцией высказывания, появлением высказываний личностного и социального содержания.
Уровень развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения в ходе констатирующего эксперимента указан в таблице 1.
Диаграмма развития коммуникативной деятельности
старших дошкольников с нарушениями зрения
в ходе констатирующего эксперимента
.
Таблица 1
Уровень развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения
в ходе констатирующего эксперимента
№ | Методика Ф.И. ребёнка | Возраст | «Подбери нужное лицо» | «Какой Я» | «Определение понятий» | «Придумай рассказ» | Итог уровень и (баллы) | |||||||||||
баллы | уровень | баллы | уровень | количество баллов | уровень | количество баллов | уровень | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
1 | Громова Оля | 6,5 | 4 | II | 4 | II | 4 | 4 | 4 | 4 | II | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | II | II (44) |
2 | Дубкова Вика | 6,0 | 4 | II | 4 | II | 3 | 4 | 3 | 4 | II | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | I | II (37) |
3 | Кузнецова Женя | 6,10 | 5 | II | 5 | II | 4 | 3 | 5 | 3 | II | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | II | II (48) |
4 | Лебедь Саша | 6,3 | 4 | II | 3 | I | 3 | 4 | 4 | 4 | II | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | I | I (37) |
5 | Лункин Владик | 6,4 | 4 | II | 4 | II | 4 | 4 | 4 | 4 | II | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | I | II (41) |
6 | Мерзляков Максим | 6,1 | 4 | II | 4 | II | 3 | 3 | 4 | 4 | II | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | I | II (38) |
7 | Мозжерина Кристина | 6,5 | 5 | II | 4 | II | 5 | 5 | 4 | 4 | II | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | II | II (51) |
8 | Мясников Вова | 6,2 | 4 | II | 4 | II | 4 | 4 | 4 | 4 | II | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | II | II (44) |
9 | Храмцова Яна | 6,2 | 4 | II | 4 | II | 4 | 3 | 4 | 3 | II | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | I | II (39) |
10 | Швейкин Никита | 6,8 | 4 | II | 4 | II | 4 | 5 | 4 | 4 | II | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | II | II (45) |
Высокий уровень (III) - нет