1. Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии: «Буратинки», «Карусельки», «Музыкальная капель», «Игры с бусами», «Рисуем бусами».
2. Упражнения на развитие голоса и речи. Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Дети с удовольствием выполняют упражнения на дыхание: «Самовар», «Чайник», «Большой филин», «Маленький филин», «Волки», «Пчела», Комар», «Эхо», «Качаем малыша», «Скрипят деревья», «Пьём чай». Рассказ «У бабушки в деревне» - игровой тренинг на развитие дыхания и голоса.
2.2. Упражнения на силу голоса: «Звонок», «Муха», «Многоэтажный дом».
2.3. Упражнение на развитие артикуляции: скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит» в игровой форме произносится четко и быстро, меняя силу голоса от тихого до громкого и наоборот.
2.4. Игры и упражнения на расширение словаря: «Найди слово» в разных вариантах. Эти игры способствуют развитию не только речи, но и быстрой реакции, сообразительности, памяти, внимания.
3. Упражнения и этюды на создание игрового образа.
3.1. Игры и этюды на развитие выразительной пантомимики: «Изобрази животное», этюд-импровизиция «Вот так история!», а этюд «Отгадай!» развивает не только выразительность мимики и пантомимики, но и такие важные качества, как фантазия и творческое воображение.
3.2. Этюды на развитие выразительной мимики: «Я ем», «В гостях у Кузи» - эти упражнения на выразительность изображения мимикой вкусовых ощущений. Упражнение «Моё настроение» и др.
Особое значение в этом виде упражнений мы придаём упражнению «Разноцветные облака», так как оно способствует развитию многих навыков:
· различать характер музыкального произведения;
· сосредоточиться только на нужном предмете (концентрация внимания);
· плавность движений рук;
· контактировать глазами (невербальное общение – важный навык коммуникации);
· индивидуальность и чувство коллективизма.
4. Психологические игры.
4.1. Игровые упражнения на повышение психологического статуса каждого ребенка и сплочение детского коллектива: «Твои достоинства», «Раз, два, три – перейди», «Дарим добро», «Какое у тебя настроение?», «Повтори имя и движение», «Посмеёмся».
4.2. Игры на организацию внимания: «Переглядки» (на развитие зрительного внимания), «Тропический ливень», «Глаза в глаза».
4.3. Релаксационные упражнения. Данные тренинговые упражнения способствуют релаксации, поэтому их целесообразно предлагать не только на занятиях, но и для расслабления и отдыха: «Загадочные сны», «Тихий
5. Игры на координацию речи и движений. Эти игры эффективно развивают речь, движения, эмоциональную сферу детей: «Ипподром», «Мы охотимся на льва».
3-й этап:
Срез результатов формирующего и констатирующего экспериментов показан в таблице 2.
Сравнительная диаграмма результатов формирующего и констатирующего экспериментов
Таблица 2
Уровень развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения
в ходе формирующего эксперимента
№ | Методика Ф.И. ребёнка | Возраст | «Подбери нужное лицо» | «Какой Я» | «Определение понятий» | «Придумай рассказ» | Итог уровень и (баллы) | |||||||||||
баллы | уровень | баллы | уровень | количество баллов | уровень | количество баллов | уровень | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
1 | Громова Оля | 6,5 | 7 | II | 7 | II | 7 | 6 | 7 | 7 | II | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | II | II (75) |
2 | Дубкова Вика | 6,0 | 5 | II | 5 | II | 5 | 5 | 6 | 6 | II | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | II | II (58) |
3 | Кузнецова Женя | 6,10 | 7 | II | 7 | II | 6 | 5 | 7 | 7 | II | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | II | II (72) |
4 | Лебедь Саша | 6,3 | 5 | II | 5 | II | 5 | 5 | 5 | 5 | II | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | II | II (58) |
5 | Лункин Владик | 6,4 | 7 | II | 6 | II | 6 | 6 | 6 | 6 | II | 5 | 6 | 5 | 6 | 5 | II | II (64) |
6 | Мерзляков Максим | 6,1 | 6 | II | 6 | II | 6 | 5 | 6 | 5 | II | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | II | II (59) |
7 | Мозжерина Кристина | 6,5 | 7 | II | 6 | II | 7 | 7 | 6 | 6 | II | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | II | II (72) |
8 | Мясников Вова | 6,2 | 6 | II | 6 | II | 6 | 6 | 7 | 7 | II | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | II | II (71) |
9 | Храмцова Яна | 6,2 | 6 | II | 6 | II | 6 | 6 | 6 | 6 | II | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | II | II (64) |
10 | Швейкин Никита | 6,8 | 6 | II | 6 | II | 6 | 7 | 6 | 6 | II | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | II | II (67) |
Высокий уровень (III) - нет
Средний уровень (II) – 10 детей, что составляет 100 % и 660 баллов.
Низкий уровень (I)
Из таблицы мы видим, что в ходе формирующего эксперимента все 10 детей на среднем уровне, но показатели в баллах улучшились. Саша Л., по сравнению с констатирующим экспериментом, вышел на средний уровень. Также редко посещая детский коллектив, у него улучшилась самооценка своего «Я», он стал себя ощущать более уверенным партнёром для взаимодействия со сверстниками; полнее и образнее стал составлять рассказы. Улучшили свои результаты в составлении рассказов Яна, Владик, Максим и Вика. По методике «Придумай рассказ» они были на низком уровне, но в ходе формирующего эксперимента дети более увереннее и логичнее придумывали свои истории, менее опираясь на помощь взрослого. Остальные дети (Кристина, Никита, Женя, Вова, Оля) тоже улучшили показатели в баллах по всем методикам. Они с готовностью идут на контакт как со взрослым, так и во взаимодействии с партнёром. В произвольном общении с педагогом эти дети стали более уверены в себе, что позволило разнообразнее применять выразительные движения, использовать интонационную выразительность речи. Дети этого уровня характеризуются преобладанием ситуативно-личностных и познавательных мотивов общения. При этом в повествовании может нарушаться последовательность событий и их логическая взаимосвязь.