Духовное учебное заведение «Библейский колледж ХВЕ»
Реферат
ЖИЗНЬ ПРОРОКА ИСАИИ
По предмету: Профетизм Ветхого Завета
Выполнила студентка
3 курса ВО
Цыбуленко Светлана Стефановна
Преподаватель:
Калоша Павел Александрович (М. А.)
Минск – 2010
Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р.Х. Имя пророка - jeschajehu в переводе с еврейского означает: спасение соделывает Всевышний или спасение Господне.
Исаия принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Пророка был женат и имел детей, а так же у него был собственный дом. Жену свою он называет пророчицей (Ис. 8.3). Дети его - сыновья - своими именами символически предсказывали о суде Божьем, которому должны были подвергнуться Иудейское и Израильское царство (Ис. 7.3; Ис. 10.20; Ис. 8.3,18), тогда как имя самого пророка служило символом спасения, ожидающего избранников Божьих[1].
Исайя будучи 20- ти лет от роду был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (ум. в 740 г. до Р.Х.), Иоафама (750-735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735-715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729-686 гг. до Р.Х.). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734-732 гг. до Р.Х. - гл. 7-9); восстания против ассирийского владычества (713-711 гг. до Р.Х. - гл. 10-23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705-701 гг. до Р.Х. - гл. 28-32, 36-39).
С Божьей помощью, царь Озия успел ввести добрые порядки в своем небольшом государстве. Благополучное правление привело к тому, что Иудейское царство приобрело важное значение среди других малоазийских государств, особенно благодаря своим успехам в войнах с филистимлянами, арабами и др. народами. Иудейскому народу при Озии жилось почти так же хорошо, как и при Соломоне, хотя, впрочем, Иудею иногда в это время посещали и некоторые несчастия, вроде землетрясения (Ис 5.25) и хотя сам царь в последние годы своей жизни был поражен проказой, посланной на него за то, что он выказал притязания на совершение священнического служения. В конце своего царствования Озия сделал своим соправителем своего сына, Иоафама (4Цар 15.5; 2Пар 26.21).
Иоафам (по 4Цар 15.32-38 и 2Пар 26.23) правил Иудейским царством 16 лет - 11 лет как соправитель своего отца и 4 года с лишком - самостоятельно (740-736). Он был человек благочестивый и счастливый в своих начинаниях, хотя уже при нем сирийцы и ефремляне стали злоумышлять против Иудеи. Но народ иудейский при Иоафаме своими отступлениями от закона Божия стал навлекать на себя гнев Божий, и пророк Исаия начал возвещать своим согражданам об ожидающем их наказании от Бога (гл. 6). Очевидно, что внешние успехи, достигнутые Иоафамом, не только не содействовали нравственному улучшению народа, а напротив, как предсказывал еще Моисей (Втор гл. 32), внушили этому народу чувство гордости и дали возможность вести беззаботную и распущенную жизнь.
К этому времени относятся речи Исаии, содержащиеся в 2, 3, 4 и 5 главах его книги.
После Иоафама на престол вступил Ахаз (4Цар 16.1 и 2Пар 28.1), который царствовал 10 лет (736-727). По направлению, он не был похож на своего отца и уклонялся в идолопоклонство. За то Господь, по словам писателей 4-й книги Царств и 2 Паралипоменон, посылал против него врагов, из которых наиболее опасными были сирийцы и израильтяне, составившие между собой союз, к которому примкнули также и едомитяне (4Цар 16.5 и сл., 2Пар 28.5 и сл.). Дело дошло до того, что много иудеев, подданных Ахаза, были захвачены врагами и вместе со своими женами и детьми переселены в Самарию: только пророк Одед убедил израильтян освободить иудеев от плена. Кроме идумеев, сирийцев и израильтян, на Иудею в правление Ахаза нападали и филистимляне (2Пар 28.18). При этом царе Исаией сказаны речи, содержащиеся в 7, 8, 9, 10 (ст. 1-4), 14 (28-32 ст.) и 17 гл. В этих речах Исаия порицал политику Ахаза, обратившегося за помощью против своих врагов к ассирийскому царю Феглаффелассару (или Тиглат-Пилезеру III). Он предсказывал, что эти ассирийцы в конце концов замыслят подчинить себе иудейское царство и что только Мессия - Еммануил унизит их гордость и сокрушит их силу. Касаясь внутренней жизни иудейского государства при Ахазе, Исаия обличал в правителях народа отсутствие правосудия, а в народе - увеличившуюся распущенность нравов.
Езекия, сын Ахаза, (4Цар 18.1 - 4Цар 20.1 и 2Пар 29.1 - 2Пар 32.1), правил государством Иудейским 29 лет (от 727 до 698 г. до Р. Х.). Езекия был очень благочестивый и богобоязненный государь (4Цар 18.3,5,7) и заботился о восстановлении истинного богослужения, по уставам Моисеевым (4Цар 18.4,22). Хотя сначала его окружали люди, мало понимавшие сущность теократического устройства еврейского государства и склонявшие царя к заключению союзов с иностранными государями, но потом, под влиянием пророка Исаии, Езекия утвердился в той мысли, что единая крепкая опора для его государства - есть Сам Всевышний. Во время нашествия Сеннахирима на Иудею Езекия посылает послов к Исаии за советом, и пророк утешает царя обещанием божественной помощи. На время Езекии падают речи Исаии, содержащиеся в гл. 22, 28-33, а также главы 36-39 и, наконец, может быть, весь второй отдел книги Исаии (40-66 гл.). Кроме того, к этому времени относятся пророчества на иноземные народы в гл. 15, 16, 18-20 и, может быть, в 21 (11-17 ст.) и 23 гл. К самому концу царствования Езекии относятся речи, заключающиеся в гл. 13, 14, 21 (1-10 ст.), 24-27, 34 и 35[2].
Существовали и другие народы, которые оказали большее влияние на жизнь иудейского израильского государства во дни Исаии. В этом отношении на первом месте стоял Ассур. Во дни Озии, царя иудейского, на ассирийский престол вступил первый царь новой династии - Фул. Этот царь опустошил царство Израильское. На то же царство сделал нападение при Ахазе могущественный царь ассирийский Тиглат-Пилезер III, а во дни Езекии Ассирийское царство достигло высшей степени процветания и царь Салмонассар окончательно уничтожил царство Израильское, а его преемник Сеннахирим делал попытки подчинить себе и царство Иудейское. Но уже в последние годы Сеннахирима сила Ассура начала исчезать. Асар-Гаддон, правда, сумел задушить восстание в Вавилоне и подчинил себе и Иудею, отведя царя ее, Манассию, в плен, но дни Ассирийской монархии, очевидно, уже были сочтены, и около 630 г. Киоксар Мидийский в союзе с Набополассаром Вавилонским, взяли столицу Ассирии, Ниневию, и Ассирия после этого стала Мидийской провинцией.
Что касается другой великой державы того времени, Египта, то евреи большей частью состояли в союзе с ней и надеялись на ее помощь, когда начинали мечтать об освобождении от подчинения Ассирийцам, которые большей частью докучали иудейским царям требованием с них дани. Египет, однако, в то время уже устарел и обессилел. В те дни Египет был ослабляем внутренними междоусобицами. В эпоху деятельности Исаии переменилось на престоле египетском целых три династии - 23, 24 и 25-я. В своих войнах с Ассирией из-за спорных сирийских владений, египетские цари так называемой Ефиопской династии (с 725 по 605 г.) сначала были побеждены. Потом могущественный египетский царь Тиргака нанес сильное поражение Сеннахириму и восстановил величие Египта, хотя и ненадолго: преемник Сеннахирима, Асар-Гаддон, вступил со своими войсками в Египет, а затем скоро была низвергнута и Ефиопская династия.
Довольно немаловажную величину в эпоху Исаии представляло собой царство Сирийское с его главным городом, Дамаском. Это царство все время боролось с царством Ассирийским. Цари ассирийские, особенно Тиглат-Пилезер III, жестоко карали сирийских государей, собиравших для себя союзников из числа подвластных Ассирийской державе малоазийских государств, но в 732-м г. Сирия окончательно была присоединена к Ассирии как ее провинция. Известно, затем было и царство Халдейское со столицей своей, Вавилоном. Это царство, в эпоху Исаии, было в вассальных отношениях к Ассирии и цари Вавилона считались только наместниками царя ассирийского. Однако эти цари постоянно старались вернуть прежнюю самостоятельность Халдейскому государству и поднимали знамя возмущения против ассирийского владычества, привлекая к этому и некоторых других малоазийских царей, напр., иудейского Езекию, и в конце концов все-таки достигли своей цели.
Что касается других, входивших в соприкосновение с евреями во дни Исаии народов - тирян, филистимлян, маовитян, едомитян и др., то они, по своей слабости, не могли причинять особенно серьезного вреда евреям, но за то оказывали им и мало помощи, как союзники, против Ассирии.
Заметить нужно еще, что в эпоху Исаии, Иудейское и Израильское царство почти всегда находились между собой во враждебных отношениях и это, конечно, не могло не отразиться на печальной судьбе, которая сначала постигла царство Израильское, а потом и Иудейское.
На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных (1,10-15), алчных (5,18), потакающих своим прихотям (5,11), циничных (5,19) правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6,1-10), так и судьбу всего народа (5,26-30). В 722 г. до Р.Х. Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36,1 - 37,37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон (39,6-7), стало основой дальнейшего служения Исайи, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40,1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исайя предсказал падение языческого Вавилона (46,1 - 47,15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божьим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44,26 - 45,13). Исайя предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд (42,1-4), установит новый завет с Господом (42,5-7), станет светом для язычников (49,1-7), возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых (52,13 - 53,12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.