По внешнему виду они отличались стройными пропорциями и смуглым цветом кожи (темно-коричневым). Женщин египетские художники изображали более светлыми (вероятно, они стремились избегать загара). Растительность на лицах египтян была развита очень слабо в отличие от обросших бакенбардами и бородами азиатских семитов.
К основному этническому массиву Египта примешивались чужеземные народы. С юга переселялись кушиты, или нубийцы ( греки называли их эфиопами). Они были родственны египтянам, но частично перемешались с неграми и восприняли их антропологические черты. В единичных случаях попадали в Египет и представители карликовых племен Центральной Африки.
С запада в Египет проникли ливийцы (представители берберской ветви семито-хамитской группы), отличающиеся светлой кожей и голубыми глазами. С северо-востока не раз вторгались в долину Нила азиатские народы (главным образом семитские).
Однако все эти переселенцы быстро ассимилировались с коренными египтянами, воспринимали их язык и обычаи и не оказывали существенного влияния на их антропологический тип.
Прочное освоение египтянами болотистой долины Нила (включая Дельту) начинается с новокаменного века (неолита), в основном в V тыс. до н. э., и продолжается в медно-каменный век (энеолит) в конце V и в IV тыс. до н. э.
Наиболее крупное неолитическое поселение (около 250 кв. м), разделенное на несколько кварталов, было расположено у современного Меримде-Бенисаламе, на западной окраине Дельты. Значительную роль в хозяйстве его обитателей, естественно, играло рыболовство и охота на речных животных (в основном на гиппопотамов). Однако прочная оседлость, не вызывающая никаких сомнений, дала возможность интенсивно заниматься мотыжным земледелием. Развивалось также скотоводство (особенно свиноводство). Каменные орудия достигли большого совершенства (топоры со шлифованными лезвиями,, кремневые пилки, используемые как серпы, и др.).
Первые медные изделия были обнаружены (и притом в ничтожном количестве) уже в последующий период в Верхнем Египте (у современного Бадари). Здешние обитатели переходили (в конце V и в IV тыс. до н. э.) от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (разведению мелкого, а затем и крупного рогатого скота).
На последующей стадии, которую делят на первый и второй додинастические периоды (примерно во второй-половине IV тыс. до н. э.), медные орудия становятся все более и более частыми (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, а под конец даже литые топоры и кинжалы). Однако все еще преобладают каменные орудия, которые достигают большого технического совершенства. Потоки, пересекающие соседние степи, становятся все более и более маловодными и превращаются в периодически пересыхающие русла (вади). Это вызвало переход к более систематическому освоению долины Нила и первым попыткам искусственного орошения. Развиваются и совершенствуются ремесла. Появляются фаянсовые изделия, расписная керамика, высокохудожественные каменные сосуды. Ввозится сырье из далеких стран (обсидиан из Малой Азии лазурит с Памира, черное дерево из Куша — Нубии).
Значительный прогресс наблюдается в средствах сообщения. О значительном развитии речного транспорта, который был в Египте основным способом передвижения, свидетельствуют изображения на глиняных сосудах (лодки с каютами и восемью парами весел).
История науки.
Многочисленные находки XIX и XX вв. создали базу для изучения прошлого Древнего Египта. На первых порах главное внимание обращалось на религию, литературу и искусство, а также на политическую историю. К социальным проблемам проявлялось гораздо меньше интереса. Если в Древней Вавилонии искали черты капитализма, то в Египте постулировали крепостное право и феодальную раздробленность (особенно в трудах американского египтолога Д. Г. Брэстеда).
Из дореволюционных русских египтологов особенно следует отметить В. С. Голенищева, издавшего и комментировавшего целый ряд ценнейших памятников (сказку о потерпевшем кораблекрушение, магические тексты, поучения и пр.), и особенно Б. А. Тураева, оставившего капитальные труды по истории религии и литературы («Бог Тот», «Египетская литература»), не говоря уже о многих других исследованиях.
В русской египтологии был поставлен вопрос о специфике социальных отношений и о классовой борьбе в Древнем Египте. Особенно много сделал в этом направлении В. В. Струве, выявивший рабовладельческий характер египетского общества. Капитальное исследование по социально-экономической истории Египта принадлежит перу О. Д. Берлева. Ценную монографию «Переворот Аменхотепа IV» опубликовал Ю. Я. Перепелкин. X. А. Кинк детально изучила додинастический период египетской истории.. Полный перевод древнеегипетских сказок опубликовал И. С. Кацнельсон. Однако пробелы в подлинниках он восполнял произвольно.
Научные знания.
Кроме художественной литературы, до нас дошло немало произведений научного характера.
Особенно развита была в Египте математика. Правда, числовая система была у египетских математиков довольно громоздкой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делается.
Черточка всегда означает единицу, дужка — всегда десяток, вьющаяся веревка — сотню, цветок лотоса — тысячу. Чтобы написать, например, девять тысяч, требуется девять раз подряд начертить цветок лотоса.
Несмотря на все эти трудности и недостатки, египетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии уже вычислялась площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру (последнее с ошибкой всего на две сотых).
Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случайным). Египетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц — на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц.
Дошли до нас и медицинские египетские папирусы. Многое в их рецептах кажется современному читателю наивным. Употребляются такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Однако ряд наблюдений выявили точно благотворное (или вредное) действие тех или иных трав. Делались и теоретические обобщения. Уже имелось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, которых даже привлекали в VI в. до н. э. ко двору персидских царей.
Имелись в Египте и зачатки географической науки, причем наблюдается стремление к известной систематике. Землю представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной — Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной — Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной — Восток («Страна бога», т. е. Ра). Все это свидетельствует о тесной связи зачатков научных знаний с мифологическим восприятием мира, которое египетские мыслители не могли преодолеть.
Народы делились по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).
Сохранились географические карты Древнего Египта (например, детальная карта района золотых рудников в Аравийской пустыне). Выше уже говорилось о том, что древнейшая в мире летопись, охватывающая свыше пяти веков, египетская (шумерские летописи гораздо короче). Однако широких исторических обобщений не делалось, и перемены в жизни государства объяснялись волей богов и моральными качествами людей.
Математические знания.
В рассматриваемую эпоху математические знания развивались в следующих основных направлениях.
Во-первых, расширяются пределы считаемых предметов, появляются словесные обозначения для чисел свыше 100 единиц — сначала до 1000, а затем вплоть до 10 000.
Во-вторых, закладываются предпосылки позиционной системы счисления. Они состояли в совершенствовании умения считать не единицами, а сразу некоторым набором единиц (4, 5, чаще всего 10). Когда нужно было пересчитать большое количество одинаковых предметов (например, стадо скота), применялся так называемый групповой счет. Такой счет вело несколько человек: один — вел счет единицам, второй - десяткам, третий - сотням. Развитие хозяйства, торговли требовало не просто умения считать, но и умения сохранять на длительное время или передавать на расстояния результаты счета (очень часто — большие числа). Для этого применялись известные еще с древнейших времен бирки, шнуры, нарезки или узлы, на которых уже обозначаются не только единицы, но и группы единиц (по 4, 5, 10, 20 единиц). По сути, формировался прообраз различных систем счисления.
В-третьих, формируются простейшие геометрические абстракции — прямой линии, угла, объема и др. Развитие земледелия, отношений земельной собственности требуют умения измерять расстояния, площади земельных участков (отсюда и происхождение слова «геометрия» — от древнегреческого «землемерие»). Развитие строительного дела, гончарного производства, распределение урожая зерновых и проч. требовало умения определять объемы тел. В строительстве было необходимо уметь проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, строить прямые углы и т.д. Натянутая веревка служила прообразом представления о геометрической прямой линии. Одним из важнейших свидетельств освоения человеком геометрических абстракций является зафиксированный археологами бурный всплеск использования геометрических орнаментов на сосудах, ткани, одежде. Геометрическая отвлеченность начинает превалировать в художественной изобразительной деятельности, в передаче изображений животных, растений, человека.