Смекни!
smekni.com

Наука- одна из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет челов (стр. 1 из 3)

Введение.

Наука- одна из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры . Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать её для удовлетворения своих всевозрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч учёных-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общество и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Больше часть материальной культуры общества создана на базе науки, и прежде всего достижения естествознания. Научная картина мира всегда была важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет и содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представления, ощущения, переживания, динамику его потребностей и интересов.

Источники и историография Древнего Египта.

Далеко прошлое Египта так же как история Древнего Двуречья, стало доступно для систематического и углубленного изучения только в XIX столетии.

До этого приходилось пользоваться отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов, не имевших возможности использовать письменные документы Египта и излагавших устную традицию чужого народа.

В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано гораздо подробнее, чем вавилоно-ассирийская история, но довольно бессистемно.

«Отец истории» проехал по Нилу от северных до южных пределов страны, осматривал старинные памятники, посещал поля сражений и расспрашивал египтян, знающий греческий язык, об обычаях и прошлом народа. Собеседники давали ему отрывочные и нередко искажённые сведения, которые он не мог проверить.

Иногда египетские собеседники сознательно вводили в заблуждение греческого путешественника, преувеличивая военные подвиги своих предков. Они уверяли Геродота, что один из фараонов, которого они называли Сесострисом, проник на северный берег Чёрного моря и покорил Скифию. В действительности войска египетских фараонов никогда не доходили до Чёрного моря. Одновременно у Геродота имеется много и верных сведений, особенно когда он говорит о том, что видел собственными глазами (земледельческие работы, культ животных, способы мумификации и т.д.). Горазда позже ( в I-II вв.н.э.) специальную книгу («Об Исиде и Осирисе») посвятил вопросам египетской религии греческий писатель Плутарх.

Интересовались Египтом и другие античные писатели, но не все они, подобно Геродоту и Плутарху, основывались на устных беседах с египтянами и если даже видели египетские надписи, то не могли прочитать их.

Когда в 332 г.до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским и туда переселилось множество греков, то интерес к его прошлому усилился и египетский жрец Манефор написал на греческом языке «Египетскую Историю». Он дал хронологическую схему (в основном достоверную) и изложил по ней ряд событий египетской истории, перемешивая реальные факты со сказочными повествованиями.

Историкам нового вре­мени приходилось поневоле пользоваться источниками подобного рода. Правда, в Египте на поверхности земли сохранялись многие памятники (пирамиды, храмы, обелиски, колоссы), нередко по­крытые письменами, но попытки прочесть и понять их в течение долгого времени оставались безрезультатными. Только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египет­ских иероглифов.

Точкой опоры для него послужила двуязычная (греко-еги­петская) надпись на Розеттском камне, найденном во время по­хода генерала Бонапарта (будущего императора Наполеона) в Египет в 1799 г. В этой надписи упоминается царь македонского происхождения по имени Птолемей, который издавал декреты для своих подданных (египтян и греко-македонян) на двух языках.

Имя самого Птолемея было обведено узорчатым овалом (кар­тушем), и его можно было разложить по буквам. Это был только первый шаг. Другие слова надписи писались согласными буквами (гласные звуки, за редкими исключениями, не передава­лись на письме) вперемежку со слоговыми знаками и логограм­мами (знаками, передававшими целые слова: «сын», «жизнь», «добро» и т. д.).

Ф. Шампольону удалось определить (путем сложных сопо­ставлений) целый ряд знаков. Его ученики и продолжатели за­вершили его работу. Сперва дело ограничилось разбором надпи­сей, вырезанных на камне, затем перешли к текстам, написанным черными и красными чернилами на листах папируса (изготов­ленных из волокон особого тростника).

Большинство этих текстов писалось скорописью (иератикой) и более поздней демотикой; последняя уже напоминала совре­менную стенографию.


Археологические памятники.

Как уже говорилось, в Египте многие памятники сохранились на поверхности земли (большинство пирамид, грандиозные фиванские храмы, стены которых по­крыты надписями, и др.).

Однако большинство памятников оказались занесенными пес­ком, и для открытия их потребовались. раскопки.

Были вскрыты целые города, а также скальные гробницы. Дело в том, что с середины II тыс. до н. э. египетских фа­раонов хоронили уже не в пирамидах, находившихся на виду и легко подвергавшихся ограблению, а в засекреченных, подзем­ных гробницах, высеченных в скалах. Впрочем, и эти подземные склепы оказались в большинстве ограбленными. Уцелел только один из них. Это известная гробница Тутанхамона (XIV в. до н. э.), обнаруженная в долине царей (к западу от г. Фивы) английским археологом Г. Картером в 1922 г. В одной из четырех камер этого склепа находилась мумия самого царя — болезнен­ного девятнадцатилетнего юноши, положенного в золотой сар­кофаг изумительной ювелирной работы (особенно поражает золотая маска, передающая портретное сходство), а тот, в свою очередь, последовательно вставлен в семь других гробов (из зо­лота, камня и дерева). Рядом положены бесчисленные дорогие изделия (алебастровые вазы с тонкой резьбой, серебряные тру­бы и многое другое). Из-за отсутствия доступа воздуха прекрас­но сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, пролежавшие в склепе 3300 лет. Сейчас все эти ценности хранят­ся в музее Каира — столицы АРЕ.

В последнее время в археологические изыскания в АРЕ вклю­чились местные исследователи, интересующиеся далеким прош­лым своей родины.


Природные условия.

Египетское государство возникло на северо-востоке Африки. Основной частью его являлась долина Нила, от первых порогов до Средиземного моря, но оно включа­ло также Аравийское нагорье на востоке (между Нилом и Крас­ным морем) и часть Ливийского плоскогорья на западе.

Сами египтяне называли свою страну «Черная земля», под­черкивая этим плодородие ее почвы, в противоположность «Крас­ной земле», т. е. пустыне. Что касается наименования «Египет», то оно было дано этой стране греками и представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столицы — Мемфи­са— Хет-ка-Птах, т. е. «Крепость духа (бога) Птаха».

Во времена древнекаменного века северо-западная Африка еще не была пустыней. Здесь простирались степи и кое-где даже леса, где водились слоны, жирафы и носороги.

Предками египтян были бродячие охотничьи племена, заселяв­шие степи, а также долину Нила, за исключением болотистых местностей.

Позднее, когда европейские ледники окончательно растаяли (примерно 12—15 тыс. лет назад), климат Северной Африки начал изменяться, прежние степи стали все больше и больше превращаться в пустыни.

Первобытные охотники, которым уже не хватало добычи, ста­ли спускаться в нильскую долину, которая заселена была еще слабо, плотность населения там увеличивается, начинается осуше­ние болот и переход к более прогрессивным формам хозяйства: земледелию и скотоводству. Узкая долина Нила (от 4 до 20 км в ширину) расширялась лишь на самом севере, где река расхо­дилась бесчисленными рукавами, впадавшими в Средиземное море, образуя дельту (болотистую местность, имевшую форму треугольника). Египет превратился в огромный оазис, сжатый с двух сторон пустынями.

Атмосферные осадки стали выпадать все реже и реже (осо­бенно на юге) и практически уже не имели значения для хозяйст­ва. Жизнь для человека стала здесь возможной лишь в резуль­тате использования речных вод, и недаром греки говорили, что Египет—это дар Нила.

Вследствие непрерывных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в июле) происходили ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой, за исключе­нием естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались города и селения, превращавшиеся на время в островки.

К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на полях плодород­ный слой ила.

Вслед за временем наводнения начинается второй четырех­месячный сезон (время посева), а за ним следует третий и по­следний сезон - время жатвы (март -июль). Жара достигает высшей степени и ослабевает лишь к концу сезона, когда на сме­ну раскаленному южному ветру начинает дуть прохладный север­ный ветер, воспетый египетскими поэтами, и воды Нила все боль­ше и больше прибывают, предвещая приближающийся разлив.

Население.

Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье. Однако не надо забывать, что для того, чтобы Египет превратился в житницу древнего мира, потребовался (как и в других странах ирригационного земледе­лия) огромный труд многих поколений земледельческого народа (осушение болот, равномерное распределение речных вод путем создания плотин и прорытия каналов, меры против засоления почвы и пр.). Древние египтяне были (в отличие от многоплемен­ного населения Двуречья) единым народом, говорившим на од­ном языке, относящемся к семито-хамитской группе (ее хамит­ской ветви).