Смекни!
smekni.com

Особенности организации и осуществления хозяйственной деятельности в условиях ограничительного специального режима хозяйствования (стр. 7 из 16)

Анализ нормативно-правовых актов о специальных экономических зонах показывает, что большая часть норм права дублируется, вместе с этим имеются противоречащие друг другу нормы права, регулирующие идентичные правоотношения в различных специальных экономических зонах. Например, вопрос управления в специальных экономических зонах регулируется законодательными актами о конкретных специальных экономических зонах не идентично и при этом, зачастую, нормы Законов и Указов Президента не совпадают с Законом «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Так, Совет по вопросам специальных экономических зон создается на основе законодательных актов о конкретной специальной экономической зоне, но при этом не предусмотрен Законом «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». Нормы права, предусматривающие льготные режимы также отличаются в различных специальных экономических зонах, что создает спорную ситуацию и порождает конфликты. Для решения всех вышеперечисленных проблем необходимо унифицировать нормы права о специальных экономических зонах. Поэтому целесообразно внести дополнения в Хозяйственный Кодекс Украины, где определить критерии территории, на которой может создаваться специальная экономическая зона, а также установить срок действия специального режима хозяйствования, общие органы управления, которые создаются во всех специальных экономических зонах и их полномочия, указать конкретные льготы, которые предоставляются субъектам хозяйствования в зависимости от вида специальной экономической зоны и условия предоставления льготных режимов. Конкретную территорию, на которой создается специальная экономическая зона целесообразно определять Постановлением Кабинета Министров Украины. В том случае, если нормы права о специальных экономических зонах будут унифицированы, то Хозяйственный кодекс Украины будет комплексно регулировать основные вопросы создания и функционирования специальных экономических зон, что позволит на стадии подготовки проектов нормативно-правовых актов о конкретной специальной экономической зоне просчитать возможные льготные режимы и предполагаемые инвестиционные поступления, т.е. экономическое влияние конкретного законодательного акта, что является обязательным условием для проектов законов, которые вносятся на рассмотрение в Верховную Раду Украины.

На территориальном уровне помимо СЭЗ и ТПР поощрительный режим хозяйствования устанавливается при осуществлении трансграничного сотрудничества в различных его формах. Специфика данного вида поощрительного режима хозяйствования определяется особенностями организации и осуществления трансграничного сотрудничества. Основным видом трансграничного сотрудничества являются еврорегионы.

Анализ деятельности еврорегионов с участием Украины свидетельствует о наличие проблем, которые мешают нормальному функционированию трансграничного сотрудничества, среди которых можно выделить следующие:

Во-первых, в Украине отсутствует единый законодательный акт, определяющий специфику функционирования именно еврорегионов.

Во-вторых, имеют место существенные отличия административно-территориального устройства Украины и соседних государств.

В-третьих, местные органы самоуправления не имеют необходимых финансовых средств для участия в международных программах.

В-четвертых, имеет место излишняя опека центральных органов за деятельностью региональной и местной власти, которая представляет украинскую сторону в еврорегионе.

В-пятых, недостаточность информации о деятельности еврорегионов в Украине препятствует вовлечению населения в развитие сотрудничества между приграничными районами и не дает возможности населению в полной мере использовать преимущества еврорегионов в развитии приграничных территорий.

В-шестых, сложная процедура перехода границы, перевозки товаров препятствует активизации хозяйственной деятельности между приграничными территориями.

В-седьмых, недостаточно внимания уделяется зарубежному опыту функционирования еврорегионов и сотрудничеству с европейскими региональными структурами.

Все вышеизложенное препятствует нормальному развитию еврорегионов, но при этом необходимо отметить, что ряд вопросов будет снят, если законодателем будет сконструирована сложная хозяйственно-правовая система, определяющая порядок создания еврорегионов, специфику их деятельности, порядок финансирования, полномочия органов местного самоуправления, ответственность государственных органов и местных органов самоуправления, а также органов управления еврорегионов и ряд других вопросов, позволяющих организовать и осуществлять хозяйственную деятельность в условиях еврорегионов.

11. Поощрительный режим хозяйствования помимо входящих в него стержневых норм хозяйственного права, которые содержатся непосредственно в актах хозяйственного законодательства, вбирает в себя нормы, включенные в законодательные акты, относящиеся к другим отраслям законодательства – таможенному, налоговому и т.п. Поощрительный специальный режим хозяйствования собирает указанные нормы права воедино, при этом не исключая их из комплексных отраслей – налоговой, таможенной и т.п. Поэтому для всестороннего регулирования хозяйственной деятельности необходимо дополнить Хозяйственный кодекс Украины нормами права о специфике организации и осуществления хозяйственной деятельности в условиях поощрительного режима хозяйствования, которые на сегодняшний день не нашли отражение в Хозяйственном кодексе, но относятся к специальному режиму хозяйствования.

12. В процессе заключения и исполнения договора (контракта) между местным органом самоуправления и субъектом предпринимательства о реализации инвестиционного проекта возникает ряд проблем, обусловленных несовершенством законодательства Украины.

Во-первых, в преамбуле Типового договора (контракта) на реализацию инвестиционного проекта на территории приоритетного развития, в специальных экономических зонах предусмотрено, что в договоре (контракте) необходимо указать лицо, реализующее инвестиционный проект, которое далее именуется «инвестор», что обусловливает вопрос кто должен быть указан в договоре (контракте) инвестор или лицо, реализующее инвестиционный проект?

Поэтому в Типовом договоре (контракте) должно быть четко отражено, что контракт (договор) заключается между местным органом самоуправления и субъектом предпринимательской деятельности, реализующим инвестиционный проект, а взаимоотношения между инвестором и субъектом предпринимательской деятельности, реализующим инвестиционный проект, определяются ими самостоятельно, в том случае, если это не одно и тоже лицо.

Во-вторых, инвестор, который вкладывает средства и субъект предпринимательства, реализующий инвестиционный проект, настаивают на том, чтобы в договоре (контракте) были предусмотрены гарантии действия положений договора (контракта) даже в случае досрочной ликвидации специального режима хозяйствования, так как средства вкладываются немалые, поэтому должны быть и соответствующие гарантии.

Поэтому наиболее правильным было бы предусмотреть в ст. 19 Закона Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» следующую фразу: «в случае досрочной ликвидации специальной экономической зоны или территории приоритетного развития государство гарантирует сохранение всех имущественных, неимущественных прав инвесторам и субъектам предпринимательства, реализующим инвестиционный проект, а также действие льготных режимов, установленных законодателем на момент утверждения инвестиционного проекта в течение срока, предусмотренного договором (контрактом) между местным органом самоуправления и субъектом предпринимательской деятельности, реализующим инвестиционный проект».

В-третьих, немаловажным является вопрос ответственности сторон, которые заключают договор (контракт) на реализацию инвестиционного проекта в специальной экономической зоне или на территории приоритетного развития. Таким образом, в Типовом договоре (контракте) есть смысл предусмотреть конкретные виды ответственности, а также ее пределы, что даст возможность закрепить реальные санкции, которые будут применены в случае невыполнения договора (контракта), а в каждом конкретном договоре (контракте) помимо обязательных могут быть предусмотрены индивидуальные санкции, отражающие специфику инвестиционного проекта. Такой подход будет способствовать осуществлению контроля со стороны органов местного самоуправления за ходом реализации договора (контракта), а также субъекту предпринимательской деятельности будет гарантирована ответственность органа местного самоуправления за неисполнение своих обязательств по договору (контракту).

Практика показывает, что вопрос об утверждении инвестиционных проектов в специальных экономических зонах или на территориях приоритетного развития должен решаться на местах, при этом органы управления должны экономически доказать эффективность или неэффективность конкретных инвестиционных проектов в данном регионе (именно с этой целью предусмотрены различные экспертизы инвестиционных проектов), что даст возможность принять правильное решение органу управления специальным режимом хозяйствования. Также законодательно должна быть предусмотрена реальная, а не декларативная ответственность региональных органов управления и их должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при утверждении инвестиционных проектов, которые повлекли убытки для государства, региона либо незаконное использование льготного режима, установленного специальным режимом хозяйствования В таком случае отпадет необходимость передавать функции по утверждению инвестиционных проектов центральным органам управления для предотвращения злоупотреблений региональных органов управления специальным режимом хозяйствования при утверждении инвестиционных проектов, тем более, что злоупотребления могут иметь место и при утверждении проектов центральными органами управления. Предотвратить такого рода злоупотребления можно путем установления действенных правовых норм об ответственности за противоправные действия, а не путем передачи полномочий от одних органов управления другим.