Смекни!
smekni.com

Шамова Л. М (стр. 1 из 4)

МОУ «Казанская средняя общеобразовательная (полная) школа»

Сернурского района Республики Марий Эл

Древнерусская икона

реферат

Шамова Л.М.

План:

1. Введение. История и особенности создания икон.

2. Древнерусская икона.

1. Символика.

2. Иконография.

3. Символика цвета в иконописи.

4. Русские иконописные школы

3. Некоторые выводы и размышления.

4. Список литературы.

«… икона – больше, чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет».

Е. Трубецкой.

Введение.

Русское искусство представляет собой уникальное явление в общем, мировом процессе развитие живописи. Вся живопись, вплоть до XVII века представлена иконописью.

Русские иконы поразили мир на первой большой выставке древнерусского искусства, которая состоялась в 1913 году, в Москве и на которой были выставлены отреставрированные памятники московской и новгородской школ XIV – XVI веков. Красота этого вновь открытого направления искусства поразительна: горели, как самоцветы яркие краски, удивляла необычность цветовых решений, наивное и вместе с тем мудрое мироощущение наших предков. Это было одним из замечательных художественных открытий XX века. Русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение.

На Руси иконопочитание было необычно развито. Иконы находились везде: в избах, церквях, в маленьких часовнях на дорогах. Они сопровождали человека в течение всей жизни, начиная с рождения и кончая смертью. Беря начало от византийской живописи, строго следуя ее канонам, русская иконопись сумела выработать самостоятельный язык. Для нее характерен и свой способ отражения жизни, и свои живописные приемы. Если Византия дала миру по преимуществу богословие в слове, то богословие в образе дано было Россией.

Нас отделяет от древних икон огромный пласт времени. Икона была созвучна средневековому зрителю, отвечала его жизненному ритму. Для нас же, живущих в XXI веке затруднителен даже самый простой, верхний срез восприятия средневековой живописи, значит и иконы.

Слово икона пришло на Русь из Византии. В переводе греческое эйкон означает образ. Иконами стали называть созданные по особым правилам изображения Бога, Богоматери, святых, событий Священной истории. Иконы, как правило, писались на досках, но, по сути, иконами являются и росписи на стенах храмов, и мозаики, и рисунки на страницах рукописных книг, и вышитые полотна, и резьба по камню или дереву.

Первые христиане, живущие в Римской империи, еще не знали привычных ныне икон. Но в подземных катакомбах – каменных коридорах и пещерах, где верующие прятались от преследований римской власти, уже появлялись рисунки – символы. Якорь, корабль, рыба, виноградная лоза, птицы – это были главные символы раннего христианства, напоминавшие о великой жертве Христа, спасении от бурь и цветущем Царствии Небесном.

Первые иконы появились в V – VI веках в Византийской империи, признавшей христианство государственной религией. Византийские священники и богословы постепенно создавали науку о почитании икон, в которой подробно объяснялось, как относится к иконе, что можно и что нельзя изображать. Икона должна была «учить вере» ради слабости понимания через нее можно было увидеть таинственное невидимое в символических образах. Икону сравнивали с окном в сияющий Божественный мир.

Некоторые культурологи (И.В. Кондаков «Введение в историю русской культуры») считают, что для древнерусской живописи характерна внеличность творчества. Если, например «Сикстинская Мадонна» Рафаэля в сознании самого художника, его современников и потомков сохраняет смысл его творческой собственности, авторской принадлежности именно Рафаэлю, то для древнерусского иконописца его произведение никоим образом не ассоциировалось с художественной или интеллектуальной собственностью. Древний русский иконописец не мог помыслить себя собственником такого рода, ибо не считал себя и создателем, творцом в полном смысле этого слова. В собственном сознании (и в сознании окружающих) он ощущал себя лишь исполнителем Высшей воли, смиренно исполняющим предначертанное Богом Духом Святым. Именно Бог был АВТОРОМ «Троицы», но не преподобный Андрей – эта идея жила в художнике, как само собою разумеющаяся. Художник растворялся, в воле Всевышнего. Дух Святой действует и творит через художника, и тем полнее, чем полнее может принять Его в себя иконописец. Произведение религиозного искусства, таким образом, тем совершеннее, чем менее присутствует в нем САМОСТЬ художника. Образы, воссоздаваемые в древнерусской иконе выражают неизменность основных принципов мироздания, а потому являются более реальными элементами мира, нежели живые, но смертные люди, созерцающие их в храме или дома. «Обращенность взоров молящихся, как и живописцев опосредующих своим трудом Божественное откровение, к зримой вечности делает явление древнерусской культуры вневременными, неподвижными.»1

1 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. с. 129

Символика

Христианство пришло к нам из Византии. Христианами признавалось деление мира на реальный и духовный, видимый и невидимый, дольний и горний. Реальный мир не изолирован от духовного. Мир видимый и невидимый соприкасаются. Важно почувствовать границу их соприкосновения. На этой зыбкой грани двух миров и находится икона. Мир горний благодаря своей нематериальности недоступности чувственному взору, он открывался лишь немногим, избранным, их «внутренним очам» как результат напряженной работы души.

Как овеществить невещественное, изобразить невидимое, не перейдя эту тонкую грань соприкосновения двух миров, сделать видение почти общедоступным?

Византийские священники и богословы создавали науку о почитании икон, где объяснялось, как относится к иконе, что можно, а что нельзя изображать. Иконописные правила назвали греческим словом канон. Иконописцы работали только по канону, стараясь ничего не изменить в композиции и цветовом решении. В этом одно из главных отличий иконы от картины – создавая картину, живописцы демонстрировали свое мастерство, вкусы, фантазию. Работу иконописца называли «умным деланием». Икону делали благоговейно, с молитвой, все личное и земное забывалось в размышлениях о Боге. Именно вечность изображается на иконах. В иконописи нет слова «лицо». Не земной, а духовный лик видит молящийся. Икона изображала события вне времени и пространства, в ней не было прошлого, настоящего и будущего – все пребывало в бесконечности вечного бытия. Рассказ ведется не последовательно, не так, как привыкло наше сознание, когда прошедшее событие уже ушло, а будущее еще невидимо и не определено. В иконе все события – свершившиеся, грядущее, происходящее – слиты воедино, повествование предстоит перед нами во всей своей многосторонности, раскрывается сразу, нигде не начинаясь и никогда не заканчиваясь.

Так трактуется в иконописи каждое событие Священной истории. Рассмотрим икону «Рождество Христово».

В образах Рождества Христова показаны все события, так или иначе связанные с чудом рождения Спасителя, независимо от времени и места происходящего. Иконы Рождества обязательно показывают черные недра пещеры близ Вифлеема, где свершилось Рождество Христово, ясли со спеленутым младенцем, склонившихся над ним вола и осла. Над пещерой сверкает Вифлеемская звезда, возникшая на небе в момент Рождества и указывающая миру дорогу к Спасителю. Рядом в поле, ангелы сообщают о великом событии пастухам, стерегущим спящее стадо, и вот пастухи уже спешат к пещере – поклониться младенцу Христу. А с востока едут на конях волхвы – прорицатели и звездочеты, узнавшие по свету новой звезды о рождении Великого царя, и везут для него дары. Золото - как царю, ладан – как богу, смирну (благовонное масло) – как человеку. Рядом с пещерой изображается омовение (купание) младенца, а также впавший в тяжкое раздумье плотник Иосиф – обрученный муж Девы Марии, которого мучают сомнение и непонимание происходящего. «Дух сомнения» стоит рядом в образе коварного нашептывающего старичка.

Показанные во всей своей вневременной широте, событие Рожества Христова не просто повествуют о евангельской истории – каждый эпизод, каждая подробность имеет особое и очень символическое значение. Так чернота вифлеемской пещеры, окутывающая белоснежную фигурку младенца Христа, - это напоминание о смерти, жаждущей поглотить свою жертву. Но пелены светятся белизной бессмертия – ведь в мир зла отчаяния пришел тот, кто победит смертный мрак. Вол и осел в пещере, а также спящее в поле стадо символизируют пока еще безгласные, не ведающие истины земные народы. Фигура восседающей на ложе у входа в пещеру Богоматери особо выделена на иконах – Дева Мария величественна, нежна и задумчива. Словно оберегая сына, Богородица размышляет о том, что ему уготовано. Алым цветом будущего Воскресения сияет ложе Богоматери, но этот же цвет пророчит Спасителю кровь и страдания на кресте.

Сцена омовения младенца рядом со сгорбленным, страдающим от тяжких мыслей Иосифом также не случайна: символ очищения противопоставлен сцене искушения, свет великого праздника смывает с души сомнения и тревоги.

Изображенные на иконе события лишаются исторического звучания, в их трактовке исчезает все временное, преходящее, случайное. Здесь нет суеты, страстных эмоций, раскрывается вечный, непреходящий смысл явлений. В иконописи, как в молитве, главенствуют тишина и «небесный покой», сердечная чистота.

Икону в древней Руси не только почитали, но и читали. Вот одна из великолепных икон XII века – «Успение Богоматери».

Высокое ложе с телом Богоматери окружено апостолами и святителями. В фигуре за ложем мы узнаем Христа. Остальные изображения, пожалуй, потребуют пояснения. В руках Христа – маленькая спеленутая фигурка – так изображается душа.