Смекни!
smekni.com

«Роль сна в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”» (стр. 1 из 4)

Владимирская область

Ковровский район

МОУ «Большевсегодическая средняя общеобразовательная школа»

Тел. 8(49232)-7-66-91

Реферат на тему:

«Роль сна

в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”»

Участник: Мельникова Юлия

учащаяся 11 класса

Учитель русского языка

и литературы:

Мошнина Антонина

Александровна

с.Большие Всегодичи

2009

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………….3

1) О роли снов и сновидений в жизни человека…………………………3

2) Сон в литературе…………………………………………………………..4

II. Роль сна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ………………………….6

1) Двойной смысл сна Татьяны Лариной………………………………….6

2) Сон главного героя как элемент «зеркальной» композиции романа «Евгений Онегин»………………………………………………..13

3) Сопоставление снов Марьи Гавриловны (повесть «Метель» ) и Татьяны Лариной………………………………………………………...15

III. Заключение……………………………………………………………………………18

IV. Список литературы………………………………………………………………….19

V. Приложение……………………………………………………………………………20

I. Введение

О роли снов и сновидений в жизни человека

Сон.…Издавна сны волнуют человека: каждый их видит, пытается уловить определенный смысл.

В толковом словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Сон – это состоянье спящего; отдых тела в забытье чувств».

Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов - для отдыха мозга. Сон - защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность. Прежде всего, сон имеет охранительное значение для нервной системы. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство - радости, тревоги, страха, - и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения - снов нет. Когда человек все-таки уснет, очаг порой остается связанным с начатой днем мыслительной работой, он продолжает функционировать и во сне, причем, поскольку мозгу в это время не мешают посторонние раздражения, работа эта может быть более эффективной.

Как выяснили ученые, сон - вовсе не "уход от жизни", а особая форма работы мозга. Даже в состоянии глубокого сна мозг может отвечать на внешние воздействия. Иногда они органично "вплетаются в сюжет" сновидения. Порой во сне люди находят ответы на вопросы, мучившие их наяву. Бывают сны, предсказывающие человеку события, которые произойдут в его жизни в ближайшие дни, месяцы. Это вещие сны, сны - предсказатели.

Ещё Гиппократ говорил, что сон есть продолжение бодрствования и наши духовные способности во время сна действуют с такой же, если не с большей силой, чем во время бодрствования. Он утверждал, что во время сна духи переносят нас повсюду, куда могло бы перенестись тело, если бы оно бодрствовало и соприкасалось со всем, с чем могло соприкасаться.[1]

Сон со сновидениями - это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. В. И. Даль объясняет сновидение как «видение во сне, сон в лицах, в действии,…игра воображения во сне». Сновидения принадлежат к интимному опыту человека и являются одной из загадочных и до сих пор изучаемых проблем.

Изучение механизмов сна и природы сновидений дает в руки исследователей ключ к познанию законов работы духовной жизни человека[2].

Ускользающая реальность сновидений, которую стремится удержать сознание проснувшегося, в искусстве слова настоящего писателя обретает филигранную воплощенность.

Сон в литературе

Писатель А. Ремизов в книге «Огонь вещей. Сны и предсонье» рассмотрел сновидения в русской литературе, начиная с А.Пушкина. Он называет сны в литературе «снами в рассказах» и дает интересные характеристики «сонному дару» русских писателей, отмечая, что «большим искусством описания снов владел Л.Толстой, подмечавший закон «беззакония снов», «То же большое искусство у Пушкина...»

Особенный интерес при описании сна в художественном произведении вызывают символы, которые рассказывают об истинном состоянии души героя не только в настоящем, но и в будущем. Большинство символов корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в произведениях устного народного творчества.

Особенность сна литературного героя заключается в том, что, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можно угадать логику автора и раскрыть значения символов.

Именно эту цель я преследовала при написании своего реферата. Особый интерес для меня представляет роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому именно сон «любимой героини Пушкина» я решила выбрать как предмет своего исследования.

Для реализации этой цели мне пришлось решать следующие задачи:

· ещё раз прочитать роман и обратить особое внимание на эпизод «Сон Татьяны Лариной»;

· изучив литературоведческий материал, определить роль сна в романе А. С. Пушкина;

· выявить своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи;

· сравнить сон Татьяны Лариной и Евгения Онегина;

· сопоставить сон Татьяны и героини другого произведения Пушкина – Марьи Гавриловны (повесть «Метель»).

Предмет моего исследования не случаен. Стремление заглянуть в будущее, узнать, что уготовано судьбой, владеет каждым из нас. Одной из возможностей осуществить это желание является толкование снов. Мы живем в необыкновенное время, когда возникает особый интерес к внутреннему мира человека. Именно в произведениях А.С.Пушкина можно обрести внутреннее равновесие, восстановить мир в своей душе, найти ответы на многие волнующие современного читателя вопросы. Пушкин, по словам Н. В. Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Методы исследования: сопоставление различных интерпретаций романа, анализ средств художественной изобразительности эпизода.

При написании реферата я использовала фрагменты статьи известного русского историка литературы и общественной мысли М.О. Гершензона: «Сны Пушкина». Я изучила комментарии к роману Ю. М. Лотмана, которые помогли мне глубже понять художественное произведение, своеобразие исторической эпохи, изображенной в романе. Познакомилась с литературоведческими статьями известного пушкиниста В.Непомнящего, также использовала избранные статьи известных ученых и литературных критиков: А. Афанасьева, А. Потебни, В.Шмида и др. В ходе своей работы я опиралась именно на эти комментарии.

Сложность работы состояла в том, что я знакомилась с различными точками зрения на одни и те же проблемы, каждая из которых носит свой субъективный характер. Необходимо было проанализировать каждую из них и сформулировать свою позицию по данному вопросу.

II. Роль сна в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Об особом значении снов в произведениях русской классики – Пушкина, Гоголя, Гончарова, Достоевского, Толстого – критиками и литературоведами написано очень много. Например, М. Гершензон, размышляя о снах героев Пушкина, приходит к выводу: «Он понимал сон, очевидно, как внутреннее видение души… во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому что основано на тончайших показателях чувств». Как отмечает в одной из своих статей Ю. Лотман, в снах проявляется скрытая в таинственных глубинах, но мощная власть, управляющая человеком. Причем власть эта говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует присутствия переводчика.

Двойной смысл сна Татьяны Лариной

Если боги любят людей,

они непременно откроют им

свои намерения во сне…

Цицерон

Наиболее тщательно обработан Пушкиным и наиболее подробно изложен сон Татьяны в романе «Евгений Онегин»; Пушкин не пожалел на него целых десять строф – точнее 145 стихов.

Весь «Евгений Онегин» - как ряд открытых светлых комнат, по которым мы свободно ходим и разглядываем всё, что в них есть. Но вот в самой середине здания – тайник; дверь заперта, мы смотрим в окно – внутри все загадочные вещи; это «сон Татьяны». Зачем же Пушкин устроил внутри дома это тайнохранилище? Ведь ясно: он спрятал здесь самое ценное, что есть в доме…[3]

Сон Татьяны в V главе романа – самое загадочное место во всем произведении. Эпиграф к этой главе взят из известной баллады Жуковского «Светлана»:

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Главная героиня баллады засыпает и видит различные ужасы. Однако кошмарный сон Светланы не имеет продолжения и не оказывает никакого влияния на дальнейшую её жизнь, тогда как сон Татьяны – зловещий знак её судьбы.

Известный литературовед Ю.М. Лотман отмечает, что заданное эпиграфом «двойничество» Светланы Жуковского и Татьяны Лариной раскрывало не только параллелизм их народности, но и глубокое отличие в трактовке образов: одного, ориентированного на романтическую фантастику и игру, другого – на бытовую и психологическую реальность[4].