82. Сохранение и изучение культурного, археологического и научного наследия: выявление, систематизация, научное описание, реставрация и консервация | Продолжено осуществление научного проекта «Археология северорусской деревни X-XIII вв.». Подведены итоги научной систематизации и исследования богатейшего вещевого материала: бытовых вещей, орудий труда, предметов вооружения и украшений, собранного в последние десятилетия. Основным источником для исследования послужили материалы Мининского археологического комплекса на Кубенском озере, при раскопках которого получена эталонная коллекция средневековых артефактов, насчитывающая более 10 000 предметов. Открытие, введение в научный оборот и анализ огромного массива древностей, материала, ранее находившегося вне поля зрения археологии, впервые дало возможность получить всестороннее представление о материальной культуре средневековой деревни, уточнить хронологию многих типов бытовых вещей и украшений, распространенных в Восточной Европе, сопоставить культурные традиции древнерусского города и деревни. (ИА РАН) Установлено место захоронения национального героя России князя Дмитрия Пожарского. |
83. Изучение исторических истоков терроризма, мониторинг ксенофобии и экстремизма в российском обществе, антропология экстремальных групп и субкультур, анализ комплекса этнических и религиозных факторов в локальных и глобальных процессах прошлого и современности | Усовершенствование системы мониторинга этнических и конфессиональных отношений в постсоветских государствах коснулось технологии контроля точности экспертных оценок. Новая технология, в частности, позволила зафиксировать рост напряженности в Южной Осетии почти на год раньше произошедшего военного конфликта в августе 2008 г. Экспертные оценки нарастающим итогом публиковались в 6 выпусках бюллетеня Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Обзор важнейших тенденций этнокультурного развития в России и других постсоветских государствах содержится в ежегодном докладе Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Этническая ситуация и конфликты в странах СНГ и Балтии, 2007. (ИЭА РАН) На примере приграничного российского региона – Оренбургской области, изучен феномен так называемых новых этнических групп, т.е. категорий населения, которые воспринимаются местными жителями как чужаки, несмотря на длительное совместное проживание и взаимную толерантность. Конкурентная среда провоцирует межэтническую и межрелигиозную напряженность. Исследованы модели группового поведения, ориентированные на интеграцию и сегрегацию, характерные, прежде всего, для местных кавказских общин, а также части азиатских мигрантов (отдельно изучены – турки–месхетинцы). На основе социологических опросов и социологии малых групп исследованы межнациональные и этноконфессиональные отношения, выявлены сферы межэтнической напряженности и проявлений религиозного экстремизма. Сформирован подход, в рамках которого, анализируется этнокультурный потенциал региона как фактор формирования российской нации. Основу этого подхода составляет оценка этнокультурной ситуации с точки зрения перспектив гражданской интеграции. (ИЭА РАН) Завершено исследование посвященное проблемам адаптации исламского сознания рядовых верующих и их духовных лидеров в условиях глобализации с уделением особого внимания ваххабитской составляющей в этих процессах. Установлено, что традиционный ислам в Дагестане все еще имеет большой фундаменталистский потенциал: от 10 до 30% мусульман республики придерживается салафитских позиций, что является питательной средой для поддержки ваххабизма и снижает адаптационный потенциал мусульманского сознания в условиях глобализации. Показано, что в религиозном сознании рядовых верующих имеют место тенденции, противоречащие традиционным установлениям ислама: большинство опрошенных выступают против исламской Республики Дагестан, внедрения шариата в общественную и государственную жизнь, против участия в политической деятельности религиозных организаций и их лидеров, против многоженства. В сфере экономической жизни мусульмане РД зачастую исходят из собственных интересов, а не требований ислама. Отмечено, что предрасположенность к идеям исламского фундаментализма и консервативность у духовных лидеров выше, чем у рядовых верующих, и что к условиям глобализации они адаптируются намного хуже, чем их единоверцы, например, в Республике Татарстан. (ИИАЭ ДНЦ РАН) |