Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре. По некоторым параметрам она относительно автономна, поскольку ее основные ценности передаются изустно, а также через транслируемые из поколения в поколение сверстников нормы общения и взаимодействия. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, наряду с фиксируемыми нравственными нормами в отношении самого детского сообщества и сообщества взрослых. Эти нормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, часто имеют для детей почти магическую силу.
Обобщенно рассматривая субкультуру в качестве определенного набора символов, можно констатировать наличие семантических элементов субкультуры, достаточно специфичных, чтобы говорить о том, что их носители (будь то люди или письменные материалы или электронные ресурсы) с большой степенью вероятности находятся в контексте искомой субкультуры. При этом подобные элементы должны быть достаточно лаконичны по форме, чтобы их было возможно использовать при поиске материалов и идентификации контекста.
Выделение индикаторов для каждой субкультуры - сложная и трудоемкая работа. Для этой цели производится исследование субкультуры каждого конкретного неформального движения, и выделяются какие-либо специфические (и менее специфические) слова и словосочетания, характерные для семантического поля его субкультуры.
Индикаторы экстремистской идеологии или субкультур экстремистских сообществ
Индикаторами возможного присутствия в тексте экстремистской идеологии (ИЭИ) выступают:
1. Специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии), изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.
2. Специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания, имеющие
отношение к какой-либо экстремисткой идеологии: «фашист», «нацист», «Хайль
Гитлер!», «скинхед», «скин-хэд», «НБП» и т.п.
3. Специфические уничижительные или ругательные наименования и определения
представителей какой-либо национальности (или группы национальностей):
«черножопый», «жид», «жидовня», «черномазый», «чурка», «хач», «азер», «айзик»»,
«китаез», «унтерменш» и т.п.
4. Специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских
формирований: «русофоб», «ZOG», «общечеловеки», «шафки» (именно через «ф») и т.п.
5. Специфические нумерологические символы, обозначающие словосочетания
«Хайль Гитлер!» (88!) и «Адольф Гитлер!» (18!), «Четырнадцать слов» (14). Часто
встречается сочетание 14/88!.
6. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в конкретных
радикальных движениях. Например: «Иванов-Сухаревский», «Лимонов», «Талакин»,
«Тесак» и т.п.
7. Использование специфических кличек при написании интернет-материалов:
«White warrior», «Фюрер», «Геринг» и т.п.
8. Именные наименования существующих экстремистских группировок:
«Сварожичи», «Русский кулак», «Green bombers» и т.д.
Данные виды индикаторов, за исключением графических изображений, могут быть использованы для поиска в поисковых системах.
Графические изображения и нумерологические символы выступают в качестве дополняющих индикаторов при изучении уже выявленных Интернет-ресурсов.
Индикаторы субкультур неэкстремистских неформальных молодежных движений
1. Собственно наименования молодежных неформальных движений и субкультур (с
разными вариантами написания и распространенными ошибками), а также наименования
участников данных движений: «готы», «ролевики», «реконструкторы», «панки», «хиппи»,
«рэперы», «анимешники», «толкинисты», «перумисты», и т.п.
2. Специфические сленговые выражения, характерные для данных субкультур:
«punks not dead», «free love», «рекон» (реконструктор), «нефор» (неформал), и т.п.
3. Названия музыкальных коллективов, специфичных для этих движений, как
современных, существующих в рамках движения, так и ставших легендарными. Важно
учитывать названия групп, имеющих отношение к искомому контексту, но слишком
широко известных, например «Битлз» ("Beatles"), «Дорз» ("Doors") менее специфичны:
- «Лакримоза» ("Lacrimosa") «Джой Дивижн» ("Joy Division"), «Баухаус», «Мэлис
Мзер» ("Malice Miser"), «Сопор», ("Sopor") «Доминия» ("Dominia")- для готов;
- «Джеферсон Эйрплейн» ("Jefferson Airplain"), «Джетро Талл» ("Jethro Tull"),
«Ярдбердз» ("Yardbirds"), «Янгбладз» ("Yongbloods"), и т.д., и современные «78небо»,
«Умка и Броневичок» - для хиппи;
- «Птица Си», «Ад Либитум», «Бестиарий», «Башня Rowan», «Музыка Радикум»,
«Руна Вита» - для ролевиков;
- «Пурген», «Инструкция по Применению», «Король и Шут» (предпочтительно в
форме «КиШ», «киши»), «Эксплойтед» ("The Exploited"), «Секс Пистолз» ("Sex Pistols") и
т.д. - для панков.
4. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в
конкретных неформальных движениях. Например:
- «Леголас» - распространенная кличка в среде ролевиков. «Ниенна» - кличка
идеолога крупной московской группировки ролевиков;
- «Один» - кличка, распространенная в движениях ролевиков, реконструкторов,
готов и дьяволопоклонников;
- «Леннон», «Джонни» - клички, характерные для хиппи;
- «Свин», «Мухомор», «Погань», «Трэш» - характерные клички для панковского
движения и движения алисоманов;
- «dark», «дарк» как приставка перед кличкой, характерна для готов (например:
«Дарк Ангел»). Аналогично - «night», «ночной».
5. Литературные персонажи или культурные герои, авторы произведений,
характерных для конкретных субкультур: «Бодлер» (готы), «Анна Райе» (готы), «Гесер»
(ролевики, готы, энергеты).
6. Названия известных групп и группировок в составе неформальных молодежных
движений, например:
- «МГ Заповедник», «ТГ Бастилия», «Моргиль», «МГ Рагнарек» - в ролевом движении;
- «Княжеская дружина», «Польско-Литовское копье», «Ливонский орден» - в движении
реконструкторов;
- «Декаданс-готы», «Клодия и Акаша», «Клодия и Кармилла» - в движении «готов».
7. Реалии, связанные со специфической деятельностью того или иного
неформального молодежного объединения, например:
- «Готик-пати», «Вальпургиева ночь» - для готов;
- «ХИ» (хоббитские игрища), «ролевка» (ролевая игра), «отыгрыш» (соответствие
персонажа роли), «ковыряльник» (игровой деревянный меч) - для ролевиков;
- «ништяки» (объедки), «веснушка» (распространенная в данной среде игра),
«ирокез» (прическа) - для панков;
- «Ксивник» (нашейный кошелек), «хайратник» (головная повязка), «Рейнбоу»
(ежегодный фестиваль) - для хиппи;
- «Бугорт» (вид коллективного поединка) - для реконструкторов.
2.4. Предпосылки образования неформальных молодежных формирований
Для детского и подросткового возраста характерно появление такого свойства, как эмансипация. Эмансипация - стремление освободиться от руководства, опеки, противопоставить себя старшим по возрасту. В случае психологической оппозиции ко всему «старшему», неблагополучия в семье и/или невысокого уровня интеллекта «отравление свободой» может осложняться асоциальным поведением. Последнее может включать в себя совершение противоправных действий, злоупотребление психоактивными веществами, бродяжничество и половую распущенность в их различных комбинациях.
Неформальные группы выполняют ряд важных функций:
- адаптируют подростка к обществу;
- присваивают первичный статус;
- облегчают потерю связей с родительским домом;
- передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного
социокультурного слоя ценностные представления;
- сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;
- удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.
Причинами образования неформальных молодежных формирований являются следующие:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердиться в новой среде.
5) Желание привлечь к себе внимание.
6) Неразвитая сфера организации досуга для молодежи.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
В 2009 году научным коллективом Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского было проведено Всероссийское исследование в городах: Владивосток, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Липецк, Москва, Нальчик, Нижний Новгород, Омск, Петрозаводск, Элиста. В исследовании приняли участие более 2000 человек, представлявших 3 категории молодежи : студенты , учащиеся, работающая молодежь. На вопрос: Что, по Вашему мнению, является основой для общения молодых людей между собой? (Выберите не более 3-х вариантов), ответы распределились следующим образом:
Студенты | Работ, молодежь | Учащиеся | Среднее по всем категориям | |
1. Взаимопомощь | 30,4% | 21,5% | 30,5% | 27,5% |
2. Желание поделиться своими переживаниями, посоветоваться | 25,2% | 22,7% | 29,5% | 25,8% |
3. Единство интересов, увлечений | 56,4% | 53,5% | 47,4% | 52,4% |
4. Совместное времяпровождение | 31,6% | 36,7% | 31,1% | 33,1% |
5. Личная привязанность, взаимные симпатии | 41,2% | 36,8% | 39,1% | 39,0% |
6. Выпивка | 12,7% | 13,9% | 13,0% | 13,2% |
7. Любовь | 26,6% | 21,3% | 27,4% | 25,1% |
8. Секс | 10,7% | 12,4% | 15,5% | 12,9% |
9. Бизнес, деловые отношения | 10,6% | 8,0% | 5,4% | 8,0% |
10. Единство политических взглядов | 3,1% | 3,2% | 5,0% | 3,8% |
11. Совместная социально значимая деятельность | 9,5% | 10,5% | 8,5% | 9,5% |
12. Общие религиозные убеждения | 4,1% | 2,2% | 4,1% | 3,5% |
13. Чувство одиночества, желание быть членом группы сверстников | 5,2% | 8,9% | 9,7% | 8,0% |
14. Другое | 1,7% | 1,2% | ,9% | 1,3% |
Многообразие различного рода неформальных групп связано с разнообразными формами молодёжной субкультуры и её внутренней динамикой. Диапазон целей и интересов в таких группах, принципов их функционирования и характера активности достаточно широк - он простирается от фанатичных последователей рок-музыки, а также "панков", "хиппи", "рейверов" и балансирующих на грани административных правонарушений "рокеров" до враждующих между собой территориальных объединений.