Скинхеды появились в России в первой половине 1990-х годов. Наибольшее распространение скинхед-движение получило в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Воронеже и Ярославле.
Большая часть российских "бритоголовых" не имеет полной информации о движении, к которому себя причисляет, и они восприняли лишь внешний облик западных скинхедов, предпочитая стиль "милитари" в одежде: камуфляж, военные ботинки, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы». Идеология западных «коллег» российскими «бритоголовыми» не перенимается.
В то же время, согласно экспертным оценкам, движение скинхедов в России, в основном, имеет стихийные очертания. У них отсутствует единый координирующий центр, а подавляющее большинство групп не имеет чёткой структуры.
Ещё одной характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеет уголовное прошлое и придерживается "воровских" традиций.
В России сегодня представлено три группы скинхедов, отличающихся и по своему социальному составу, и по идеологии, и по деятельности:
К первой группе относятся ветераны скинхед-движения. Большинству из них за 30 лет и приобщились они к движению еще с начала 1990 годов. Из характеризуют как модников, ведущих «буржуазный» образ жизни. Важной особенностью этой группы является то, что они не любят различные политические партии и советуют молодежи избегать вступления в их ряды. По мнению некоторых активистов российских экстремистских организаций, эта группа представляет скорее «стилистических» скинов (имидж), а не реальных агрессоров.
Вторую группу с достаточной долей условности можно назвать «средними» скинхедами. Они могут состоять в политических партиях, более боеспособны и активны.
Третья группа - так называемые «бабсы» (вариант - «папсы»). Они фактически состоят из «скинхедов-пионеров» (средний возраст составляет 13-14 лет), которые нередко существуют при какой либо «старшей» организации.
Наиболее опасным крылом скинхедов в России являются НС-скинхеды, деятельность которых, как правило, носит экстремистский характер. НС-скинхеды являются крайними расистами, антисемитами и ксенофобами, противниками иммиграции и смешанных браков. В России их жертвами чаще всего становятся армяне, азербайджанцы, китайцы, таджики, цыгане, евреи и негры. От скинхедов страдают также социально незащищённые слои населения, например бомжи.
Кроме того, большую опасность представляют футбольные фанаты, опасность которых обусловлена их полной отчаянностью и безумством. Организации футбольных фанатов не имеют четкой структуры, а состоят, в основном, из небольших группировок, руководители которых постоянно меняются.
Религиозная направленность
В настоящее время наблюдается рост активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовных канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины данных структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.
Наибольшую опасность сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - ваххабизм.
Лидеры и идеологи ваххабитского течения работу среди российской молодёжи считают одним из главных направлений своей деятельности. В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые центры исламской молодёжи и лагеря исламской молодёжи, где членами международных террористических и экстремистских организаций ("Хизбут-Тахрир", "ИДУ", "Рефах", "Аль-Фатх", "НУР" и др.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования.
Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются сатанисты.
Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда, "Зелёный орден", "Чёрный ангел", "Южный крест", культ Афины Паллады, культ Изиды, "Готы".
Представители этих движений несут ответственность за случаи ритуального насилия, являются социально опасными, особенно для молодёжи, поскольку воздействуют на неокрепшую психику молодых людей.
Например, готы - движение, зародившееся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна. Общими чертами для нее являются: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, пристрастие к фильмам ужасов, соответствующей литературе и музыке.
Готы идеализируют смерть, но при этом тоже любят жить, только с надрывом. Суть их идеологии - смакование боли и страданий. Позитив в общем понимании ничего не значит для настоящего гота. Наоборот, ему приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Готы даже создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Обратное понимание вещей - способ выразить себя и найти свое место в жестоком мире. В этом понимании уныние -не христианский грех, а естественное состояние.
Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую, и христианскую, и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский крест «Анкх», символ вечной жизни. Также часто употребляются и другие египетские символы, такие, как «Глаз Ра». Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т.д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей - различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) можно встретить на сотнях готических страниц в интернете и на множестве готов в виде украшений.
Характерный внешний вид готов:
- Чёрная или чёрная с элементами других цветов (в основном красного) одежда;
- Чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью косметики);
- Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь;
- Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для
девушек), одежда под старину, кожаная одежда;
- Чёрные повязки на руках (запястьях);
- Шипованный ошейник;
- Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией
бесцветной радужной оболочки;
- Серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.
Политическая направленность
К числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России, ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, относится партия "Русское национальное единство" (РНЕ), которая является крупной праворадикальной политической организацией.
За последние годы в ряде городов и регионов отмечалась активность последователей РНЕ, деятельность которых заключается, как правило, в распространении материалов, популяризирующих идеи РНЕ и содержащих призывы к вступлению в эту организацию. Однако в ряде регионов имели место действия сторонников РНЕ, непосредственно направленные на разжигание национальной розни.
Следует отметить также и леворадикальные объединения. В первую очередь это -Революционный коммунистический союз молодёжи (большевиков) и Авангард красной молодёжи (АКМ), которые возникли после раскола Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ), а также запрещённая ныне Национал-большевистская партия (НБП). Данные организации объединяют молодых людей прокоммунистической ориентации и имеют выраженную экстремистскую направленность, ставя своей целью борьбу с властью.
4. Профилактика экстремизма в молодежной среде
4.1. Принципы, типы и основные направления профилактики молодежного экстремизма
В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, говорится: «Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. ...В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно
законных интересов организаций;
2. законность;
3. гласность;
4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями,
иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской
деятельности;