Смекни!
smekni.com

Политико-правовая мысль Древнего Китая (стр. 1 из 2)

Государство и право Политико-правовая мысль Древнего Китая Реферат РГГУ 28 2007 600

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Политико-правовая мысль Древнего Китая. 5

2. Политико-правовые учения Конфуция. 7

3. Политические учения Мо-цзы.. 14

4. Легизм как доктрина оптимальной системы управления. 18

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 28


Введение

«Политико-правовая мысль Древнего Китая (Конфуций, Мо-цзы, легисты)» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема моей работы актуальна потому, что Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

У древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др., повсюду у древних народов на Востоке и на Западе, политико-правовая мысль в своем возникновении восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. В зародыше развития, условно именуемые как политические и правовые, воззрения, еще не успели отделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания, в особую область человеческого знания. Они представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен, согласно мифам, присутствием и усилиями богов. Земные же порядки (в том числе и порядок человеческих взаимоотношений) — часть (и следствие) общемирового, космического порядка.

Так тождество моментов повествования о мифических фактах нормативного (безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями и т. д.) и информативного (сообщение об имевших место событиях и знаменательных деяниях богов) очень характерно для мифов. Согласно древним мифам, земные порядки — неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В таком ключе освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, понимается их взаимоотношения между собой и с богами, их прав и обязанностей, все то, что им позволено и что им запрещено.

По интересующим нас здесь аспектам содержания древних мифов, их основной идеей и темой является божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков. По-разному у древних народов решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями в мифах. Различные мифические версии этой связи по-своему отражают своеобразие того строя и тех социально-политических порядков, мировоззренческое оправдание которых фиксируется в мифе: определенная мифическая версия освящает высшим авторитетом и санкционирует соответствующий (наличный) порядок, являясь одновременно основой его происхождения и легитимации, оправданием его существования и вечного, неизменного сохранения, принципом и нормой его функционирования.

Таким образом, различные версии божественного происхождения земной власти и порядка являются общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т. п.

Так в трактовке «Артхашастра» (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается влиятельный советник и министр Чандрагупты I Каутилья (Чанакья) заметен сильный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве. Здесь можно подчеркнуть, что сомнение в мифе — начало его рационализации, как правило, это дело довольно позднее.

Относя к наукам учение о хозяйстве, учение о государственном управлении, философию, учение о трех Ведах, в трактате подчеркивается, что при помощи логических доказательств философия исследует «в учении о трех Ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и неверную политику».

Наряду с традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что «закон основан на истине», в трактате «Артхашастре», явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. Хотя в трактате царю и рекомендуется «не нарушая закона и пользы» отдаться любви, однако именно полезность выступает в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, но карающей власти и целям сохранения системы варн.

Наряду с морально-религиозно освященной законностью и в общем соответствии с дхармой, выделение полезности в качестве самостоятельного начала означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодательства. Это высвобождение политики из морально-религиозных уз, содержащееся в трактате «Артхашастре», дало определенные основания для характеристики ее автора в качестве индийского Макиавелли, что иногда встречается в литературе.

Одно из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли — даосизм, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.) было предъявлено как его взгляды изложены в произведении «Дао дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»).

В традиционно-теологических толкованиях дао представляется, как проявления «небесной воли». В отличие от такого определения Лао-цзы в своем произведении характеризует дао, как естественную закономерность и независимый от небесного владыки естественный ход вещей. Дао определяет все законы природы и общества и неба. В отношении к дао все равны, оно олицетворяет высшую добродетель, естественную справедливость.

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы — рассмотреть Политико-правовая мысль Древнего Китая (Конфуций, Мо-цзы, легисты).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать литературу использованную в работе.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о политико-правовой мысли Древнего Китая.

3. Рассмотреть сущность и специфику политико-правовых учений Конфуция, Мо-цзы, легисты.

4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Для достижения поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название основной части отображает их содержание.
Заключение

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

Период расцвета общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н. э. В это время в Древнем Китае происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Из-за роста имущественной расслоенности внутри общин происходило возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Ожесточенная борьба шла за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распалась на многочисленные враждующие между собой государства. Древний Китай «проваливается» в затяжной политический кризис.

Тот торжественно-величественный Конфуций, который известен нам сегодня, чей образ вошел во все книги о Китае и который стал символом всей цивилизации Восточной Азии, очень далек от действительной личности живого Конфуция. В традиции он предстает пред нами как символ наставничества и духовной мудрости, как носитель идеи государственного служения и заботы о народе. Но этот Конфуций — продукт тысячелетнего поправления образа скромного наставника Кун Цю по имени Чжунни.

Сегодня мы знаем Конфуция таким, каким его захотели представить комментаторы и исследователи, таким, каким его хотела видеть официальная китайская историография начиная с V-VI вв. Именно благодаря их усилиям перед нами предстает величественный облик «Учителя учителей», непоколебимого в своей мудрости и нравственности.

В то же время «школа служилых» утверждала, что «любовь знает различия по степеням родства», и, как указывал Мо-цзы, она «владеет искусством определять родственные отношения с родственниками, с которыми такие отношения нужно поддерживать, устанавливает различия в правилах почитания мудрых, говорит о разнице в положении близких и дальних родственников, знатных и незнатных по положению» (Мо-цзы, гл.9). Принцип «всеобщей любви» разбивал старые родовые отношения, и видимо поэтому выдвинутый Мо-цзы принцип подвергался ожесточенным нападкам со стороны «школы служилых». Критикуя Мо-цзы, Мэн-цзы заявлял: «Всеобщая любовь г-на Мо приводит к «безотцовщине», которая бывает лишь у диких птиц и зверей» (Мэн-цзы, гл.6).

Итак, легисты были не апологетами закона как такового, а скорее практиками-администраторами, реформаторами и министрами, сутью поисков и реформ которых было стремление найти оптимальные методы и средства управления. Свой практический опыт они излагали в виде теоретических обобщений и рекомендаций прикладного характера. Именно это составило со временем основу идейного багажа легизма как одного из влиятельнейших учений древнекитайской культуры. Первым из известных, даже великих китайских реформаторов считается Гуань Чжун. Благодаря его деятельности, (он был министром циского Хуань-гуна), Китай сумел в трудных обстоятельствах вновь обрести силу и отстоять себя от натиска воинственных соседей.