На шум выстрелов к детскому саду подъехали сотрудники ГОВД и бойцы республиканского ОМОН, чья база находится на окраине Карабулака. Они потребовали, чтобы неизвестные представились, и попытались пройти к телу убитого. В ответ раздались угрозы. Нацелив оружие на ингушских милиционеров, неизвестные кричали: «Не подходите пед…ты, будем стрелять!». Противостояние продолжалось недолго: неизвестные вызвали по рации подмогу, а человек в штатском приказал кому-то по рации: «Спрячь сумку, а то сейчас подъедут местные оперативники и будут проблемы». Сотрудник местной милиции, который это слышал, полагает, что речь шла о сумке с оружием, которое намеревались подложить убитому.
У детского сада собралась толпа возмущенных горожан, послышались призывы самим расправиться с убийцами. Только благодаря решительным действиям ингушских милиционеров толпу с большим трудом удалось сдержать. Несмотря на то, что к месту убийства на машинах «Урал», УАЗ, а потом и на БТРах подъехали сотрудники федеральных силовых структур, местные милиционеры разоружили и доставили в ГОВД непосредственных виновников гибели Апти Далакова. По словам сотрудников Карабулакского ГОВД, задержанные отказались представиться и объяснить мотивы своих действий. При обыске у них обнаружили удостоверения работников ФСБ, выданных на чужие фамилии: у четверых русских в удостоверениях значились ингушские фамилии, а у единственного ингуша – азербайджанская фамилия. Вскоре в ГОВД прибыли высокопоставленные сотрудники УФСБ по Ингушетии, которые потребовали освободить задержанных, отдать им оружие и собранные на месте убийства стрелянные гильзы, что и было сделано. Проверить оружие этой группы ФСБ на предмет возможного его использования в других убийствах не удалось. Несмотря на сопротивление офицеров и рядовых сотрудников карабулакской милиции, к вечеру того же дня по приказу министра внутренних дел Ингушетии убийцы были отпущены.
Этот инцидент имел продолжение во время посещения Ингушетии 13 сентября Полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком. На совещании в столице РИ Магасе Д.Козак обрушился с жесткой критикой на МВД Ингушетии, которое, по его оценке, действует неэффективно, не координирует свои действия с федеральными «силовиками», неспособно работать с населением, держит в своих рядах пособников боевиков, коррупционеров и предателей. Особо полпред остановился на событиях в Карабулаке 2 сентября. Возмущение Козака вызвали не беззаконные действия сотрудников ФСБ, а то, что милиционеры посмели доставить тех в ГОВД. Полпред требовал наказать милиционеров за выполнение ими своего профессионального долга, запрещал им предпринимать какие-либо действия против беззаконного произвола неизвестных людей в штатском. Непонятно, как в таком случае милиционеры будут отличать сотрудников ФСБ от боевиков. И не в этом ли одна из причин успешных действий последних на улицах населенных пунктов Ингушетии?
Также весьма показательна реакция на события 2 сентября в Карабулаке органов прокуратуры. Казалось бы, они должны уделить самое пристальное внимание проверке сообщений о стрельбе на городских улицах, беспричинно открытой группой неизвестных лиц, о бессудной казни, совершенной лицами в штатском. Ведь вполне очевидно, что эти действия дестабилизировали обстановку в республике. Но нет!
На встрече с сотрудниками ПЦ «Мемориал» прокурор РИ Ю.Турыгин[43] сообщил, что органы прокуратуры прореагировали на эти события, возбудив два уголовных дела: первое по факту якобы оказанного А.Далаковым вооружённого сопротивления, второе – против сотрудников ГОВД Карабулака, задержавших убийц.
Из других источников стало известно, что уголовное дело против милиционеров возбудило управление Генпрокуратуры РФ по ЮФО по п. «а» ч. 3 ст. 286УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Двадцать ОМОНовцев выезжали на допросы к следователю в Нальчик. Двадцати шести сотрудникам ГОВД во главе с начальником А.Мурзабековым также было предписано являться для дачи показаний в Кабардино-Балкарию. Ингушские милиционеры отказались туда ездить, заявив, что не могут «оголять» Карабулак, и предложили следователю прокуратуры приехать к ним самому.
Республиканские же власти оказались совершенно не готовы выступить в защиту ингушских милиционеров, пытавшихся честно выполнить свой долг.
Родственники Апти Далакова обратились в прокуратуру с заявлением, в котором просили возбудить уголовное дело по факту убийства безоружного человека. В заявлении они указывают на свидетелей, видевших, что Апти даже не пытался оказать какое-либо сопротивление, что он был безоружен, что раненного добивали, и что ему, уже убитому, подложили оружие. Интересы родственников Далакова представляет адвокат «Мемориала». Уголовное дело по факту убийства сотрудниками ФСБ Апти Далакова не возбуждено. Более того, не проведена и проверка соответствующих заявлений.
На вопрос сотрудников «Мемориала» о том, намерены ли органы прокуратуры проверять сообщения о совершенном в отношении Далакова преступлении, прокурор Ю.Н.Турыгин отвечал[44], что давать оценку действиям сотрудников ФСБ правомочна лишь военная прокуратура. Но не является ли обязанностью прокуратуры РИ обратиться к коллегам из военной прокуратуры с тем, чтобы они озаботились такой оценкой, поскольку для этого имеются серьезные основания? Прокурор ответил, что это теперь должны делать сотрудники Следственного комитета при прокуратуре. Не удалось добиться от него ответа, готов ли он сам, как должностное лицо, осуществляющее надзор за расследованием уголовных дел, что-либо предпринять в этом направлении.
В противоречие со словами прокурора РИ, его подчиненный и.о. прокурора города Карабулак дает-таки оценку действиям сотрудников ФСБ, утверждая, что они не совершали ничего противозаконного в отношении Далакова. Он пишет: «… сообщаю, что прокуратурой г. Карабулака изучены материалы уголовного дела № 27520028, из которых установлено, что Далаков А.О. был уничтожен сотрудниками УФСБ РФ по РИ при оказании вооруженного сопротивления <…>. По данному факту прокуратурой г. Карабулака в тот же день возбуждено уголовное дело по ст. 317 УК РФ и ч.1 ст. 222 УК РФ[45]. Сведениями о факте совершения убийства Далакова А.О. следствие не располагает»[46].
Сотрудники ПЦ «Мемориал» попытались выяснить у прокурора РИ, почему же его подчиненный все же дает оценку действиям сотрудников ФСБ? «Можете направить мне жалобу на этот ответ, я разберусь,» – все, что посчитал нужным ответить прокурор.
Прокуратура РИ и лично прокурор Ю.Н.Турыгин не желают даже касаться вопроса о правомочности действий сотрудников ФСБ, впрочем, как и сотрудников иных силовых ведомств, на территории республики и тем самым способствуют дальнейшей дестабилизации обстановки.
Как мы писали выше, вместе с Апти Далаковым убегал Илез Долгиев. Его задержали сразу же после убийства Далакова, объявили «участником незаконных вооруженных формирований» и доставили в ГОВД Карабулака. Здесь его пытались обвинить в том, что он вместе с Апти Далаковым совершил убийство семьи Драганчук.
«Взят под стражу подозреваемый в убийстве семьи учительницы в Карабулаке. <…> по решению суда житель города Карабулака Республики Ингушетия Илес Долгиев, 1984 года рождения, задержанный по подозрению в совершении убийства Анатолия Драганчука и его сыновей Михаила и Дениса <…>, заключён под стражу. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры РФ.
По мнению следствия, к совершению данного преступления был причастен также местный житель Апти Далаков, 1986 года рождения, который 2 сентября 2007 года уничтожен сотрудниками УФСБ России по Республике Ингушетия в Карабулаке. Будучи вооружённым гранатой, он оказал сопротивление сотрудникам ФСБ, проводившим оперативно-разыскные мероприятия, и был застрелен»[47].
На следующий день, 3 сентября, опять же по подозрению в совершении убийства семьи Драганчук были задержаны еще двое: Магомед Гириханович Оздоев, 1986 г.р., проживающий по адресу: Карабулак, ул. Рюмакова, 50, и Казбек Макшарипович Матиев, 1978 г.р., проживающий по адресу: Назрань, ул. Казбеги, 15, которых в СМИ также назвали подозреваемыми по делу.
«Прокуратура ингушского города Карабулак просит суд арестовать еще двух подозреваемых по делу об убийстве семьи русской учительницы, сообщил РИА Новости по телефону прокурор Ингушетии Юрий Турыгин.
По его словам, эти подозреваемые "задержаны после проведения спецоперации в Карабулаке" в воскресенье. Во время спецоперации сотрудники правоохранительных органов уничтожили одного боевика и задержали второго.
Следствие считает, что оба боевика также причастны к убийству семьи русской учительницы в Карабулаке 31 августа.
Прокурор Ингушетии также не исключил, что они могли участвовать и в подготовке взрыва в Назрани, прогремевшего в канун 1 сентября у городского Дома культуры, от чего погибли четыре милиционера»[48].
Магомед Оздиев и Казбек Матиев попали в поле зрения правоохранительных органов, когда пошли на похороны своего приятеля Апти Далакова. Возле средней школы № 1 они встретили знакомых ребят и стали расспрашивать, как произошло убийство. При разговоре молодые люди показывали в сторону, где это произошло убийство. Напротив группы ребят через дорогу стоял сотрудник милиции, который долго смотрел в их сторону, а затем с кем-то связался по мобильному телефону. Через пять минут к группе подъехали несколько легковых автомобилей. Матиева и Оздоева задержали и доставили в ГОВД Карабулака, где допрашивали в течение двух суток о причастности к НВФ и убийстве семьи Драганчук. Затем их перевели в ИВС ОВД Сунженского района. 13 сентября около 18:00, Оздоев и Матиев были освобождены из-под стражи. Вскоре был освобожден и Илез Долгиев.