Смекни!
smekni.com

4 Проверки домовладений в ходе адресных профилактических» операций и «зачисток» населенных пунктов (стр. 17 из 28)

Реакция властей РИ на произошедшую трагедию последовала через трое суток.

12 ноября появилось сообщение пресс-службы президента Ингушетии:

«Президент Ингушетии Мурат Зязиков провел сегодня в Магасе встречу с прокурором республики Юрием Турыгиным и министром внутренних дел Муссой Медовым. Глава республики заслушал доклады прокурора и министра внутренних дел по происшествию в селении Чемульга.

Прокурор Юрий Турыгин доложил главе Ингушетии о том, что по данному происшествию возбуждено уголовное дело, расследованием которого занимается военная прокуратура.

Президент указал руководителям правоохранительных органов на необходимость принятия самого активного участия в тщательном расследовании случившегося и подчеркнул, что возьмет расследование дела под личный контроль. Президент также отметил, что правительством республики оказана материальная помощь семье погибшего ребенка».

13 ноября отец Рахима, Рамзан, был признан потерпевшим по данному уголовному делу.

Власти не оставили вниманием тех, кто пытался предать гласности события в Чемульге, или же противодействовал фабрикации выгодной «силовикам» версии этих событий.

В ночь с 23 на 24 ноября в г. Назрань из гостиницы «Асса» сотрудниками силовых структур были похищены и избиты журналисты телекомпании РЕН-ТВ, снимавшие репортаж об убийстве ребенка в с. Чемульга. Все отснятые материалы были похищены.

15 декабря по звонку «сверху» был уволен с работы Аслан Амриев[53], который в течение последних лет исполнял обязанности главы администрации села Чемульга. Рамзан Амриев уверен, что Аслан уволен за отказ лжесвидетельствовать по делу об убийстве его сына.

4.9. Акции протеста в Ингушетии

Произвол «силовиков» толкал мирных жителей Ингушетии на организацию акций протеста, а подчас прямо провоцировал их на прямое противостояние представителям государственной власти. Это опасный симптом полной потери доверия к государственным институтам у населения республики.

25 июня около 10:00, в с. Сурхахи около 150 местных жителей собрались рядом с центральной мечетью на несанкционированный митинг. Поводом для схода людей послужили противоправные действия сотрудников силовых ведомств на территории РИ, в том числе и в этом селе. Непосредственным поводом для митинга стала прошедшая здесь 17 июня спецоперация (см. раздел 4.4 данного доклада).

Ближе к полудню митингующие сменили место проведения акции и переместились к зданию средней школы № 1. Сюда же подъехали некоторые депутаты Народного собрания РИ. Перед митингующими выступил один из депутатов, Баматгири Манкиев. В своем выступлении он обвинил власти Ингушетии в бездействии, что, по его мнению, является основной причиной нарушения прав человека на территории республики. После 14:00 митинг завершился. Участники акции протеста приняли обращение к президенту РИ М.М.Зязикову, в котором потребовали от него прекратить на территории республики практику похищения людей и вывоза их в соседние республики.

27 июня жители с. Сурхахи предотвратили похищение своего односельчанина.

Около 4:30 группа вооруженных людей в масках ворвалась в с. Сурхахи в дом 40 по ул. Овражная и схватила проживающего там Халита Баматгириевича Аушева, 1980 г. р.. Его затолкали в автомашину и намеревались увезти. При этом вооруженные люди не предъявляли каких-либо документов и ничего не объясняли. Выехать им из села не удалось – местные жители, вооруженные вилами и топорами, перекрыли дорогу. Подъехавшие вскоре милиционеры потребовали у неизвестных «силовиков» предъявить документы. Выяснилось, что это сотрудники УФСБ по РСО-А, однако никакой санкции на арест Аушева у них нет. Они вынуждены были отпустить Х.Аушева и уехать. Днем родственники Х.Аушева сами привезли его в здание МВД РИ и передали сотрудникам милиции. Перед этим они заручились обещанием министра внутренних дел РИ М.Медова, что он лично разберется, в чем обвиняют Халита Аушева, и того не будут вывозить за пределы Ингушетии.

29 июня в 9:30 в г. Назрань родственники похищенных, «исчезнувших» и пропавших без вести людей перекрыли трассу Ростов-Баку в районе Экажевского перекрестка. Митингующие развернули плакаты «Не трогайте наших детей!», «Зязиков, не давай убивать наших сыновей!». Акция была направлена против произвола сотрудников силовых структур, которые по ночам врываются в дома, похищают и бессудно убивают людей, проводят незаконные обыски, сопровождающиеся грабежами, увозят задержанных в Северную Осетию, где к ним применяют жестокие пытки.

По обеим сторонам трассы «Кавказ», проходящей через перекресток, скопилось много автомашин. К месту происшествия подъехал автобус с сотрудниками ГИБДД. Участники акции протеста вступили в перепалку с офицером, приказавшим им разблокировать перекресток.

«Наши требования соблюдение конституционных прав. Если человек виноват – задерживайте, судите его. В республике есть милиция, ФСБ, Президент. Почему ребят убивают? Почему забирают и калечат, а потом отпускают – значит, не виноват? Почему вывозят в Северную Осетию, где они пропадают. Они провоцируют обострение межнациональных отношений, толкают молодежь к боевикам» – возмущались митингующие.

Около полудня к перекрестку приехал М.Медов, только что вступивший в должность министра внутренних дел РИ. Он пообещал предпринять все возможное, чтобы оградить жителей Ингушетии от противоправных действий «силовиков» и найти похищенных людей. В результате протестующие люди, поверив обещаниям нового министра, разблокировали перекресток.

19 сентября известие об очередном похищении двух жителей РИ привело к массовым беспорядкам в Назрани. Два жителя с. Сурхахи, М.О.Аушев и М.М.Аушев, были похищены 18 сентября, когда они возвращались из Грозного к себе домой. Вооруженные люди в камуфляжной форме без объяснений затолкали мужчин в машину и увезли в неизвестном направлении (см. раздел 4.5 данного доклада).

На следующий день после похищения несколько сотен человек, в числе которых были жители с. Сурхахи, родственники многих похищенных людей, жертвы произвола, сочувствующие им люди, перегородили бетонными блоками один из перекрестков Назрани. Они потребовали найти и вернуть Аушевых, расследовать другие похищения и убийства жителей Ингушетии, наказать преступников. Во второй половине дня бойцы республиканского ОМОН, выполняя приказ начальства, попытались разогнать идущий митинг и разблокировать перекресток. Начались столкновения, сопровождавшиеся избиениями митингующих, забрасыванием милиционеров камнями, стрельбой из автоматического оружия и пулеметов подошедшей бронетехники поверх голов. ОМОН был вынужден отступить.

Около двух часов ночи митингующие узнали, что оба похищенных освобождены. Люди разблокировали перекресток и разошлись по домам.

В итоге, власти ясно показали жителям Ингушетии, что закон и право не имеют никакого значения. А жители Ингушетии показали властям, что их терпению наступает конец.

Акции протеста проводили не только родственники и односельчане похищенных.

21 июня в 11 утра у здания администрации президента РИ в Магасе состоялся несанкционированный пикет родителей и детей, пострадавших от массового отравления, произошедшего 28 февраля 2007 года у учащихся профессионального училища № 1 г. Назрань, аналогичного массовому отравлению школьников в станице Шелковская ЧР в 2006 году. У всех детей, отравленных в Ингушетии, продолжаются приступы неизвестной болезни, иногда по несколько раз в день приходится вызывать «Скорую помощь». До сих пор врачи не поставили ясного диагноза. Участники пикета требовали от властей обеспечить квалифицированную помощь пострадавшим, чтобы приступы прекратились. Митингующие хотели видеть президента РИ. Их принял заместитель руководителя администрации президента Асхаб Мякиев. Он взял заявление от родителей и пообещал передать его президенту. Прямо в здании Администрации президента у детей снова начались приступы удушья, была вызвана «Скорая помощь», и их госпитализировали в республиканскую больницу.

Надо отметить, что все имевшие место акции протеста были несанкционированны. Проведение официальных митингов и пикетов в Ингушетии было фактически запрещено, о чем глава республики неоднократно заявлял прессе.

9 ноября в с. Чемульга в ходе спецоперации, проводимой сотрудниками ФСБ, был убит шестилетний ребенок Рахим Амриев. В тот же день на оппозиционном сайте «Ингушетия.Ru» было размещено «Воззвание к народу Ингушетии» анонимного «Оргкомитета» с призывом выйти на общенациональный митинг 24 ноября, чтобы «всем вместе обсудить сложившуюся в республике ситуацию и обратиться от имени народа Ингушетии к президенту России». В обращении говорилось о происходящих в республике беззаконных убийствах, о равнодушии и бездействии республиканских властей.

В последующие дни на том же сайте регулярно появлялась новая информация о предстоящем митинге. Между тем, начиная с 12 ноября, выход на этот сайт пользователям с территории Ингушетии был заблокирован. Более того, при открытии сайта «Ингушетия.Ru» происходило автоматическое перенаправление на порносайт.

Как рассказал корреспонденту «Газета.Ru» владелец сайта «Ингушетия.Ru» Магомед Евлоев, доступ к ресурсу был отключен по личному распоряжению президента Ингушетии. По его словам, 12 ноября руководители фирм интернет-провайдеров были вызваны к министру внутренних дел РИ Мусе Медову. От них потребовали перекрыть пользователям на территории республики доступ на сайт. Руководство компаний было вынуждено подчиниться и внести изменения в настройку DNS-сервера, сообщил Евлоев[54].