21 октября в Назрани был обстрелян пост милиции на Экажевском перекрестке.
31 октября около 15:20 на ул. Осканова в Назрани был обстрелян служебный автомобиль начальника боевого отделения отряда милиции специального назначения МВД РИ подполковника милиции Магомеда Халухаева. Офицер получил ранение. Боевики с места нападения скрылись на машине «Жигули».
Вечером неизвестные совершили нападение на отдыхающих сауны в Назрани. Войдя в баню, несколько вооруженных людей в масках положили на пол всех отдыхающих и обслуживающий персонал, открыли беспорядочную стрельбу из автоматов и потребовали от людей жить по законам ислама, а не пьянствовать и развлекаться.
4 ноября в Малгобеке неизвестные обстреляли из проезжающей машины студента духовного учебного заведения, турка-месхетинца, который получил тяжелые ранения в голову.
5 ноября в с. Экажево неизвестные обстреляли из гранатомета дом бывшего начальника назрановского ГОВД Амирхана Костоева. Никто не пострадал.
8 ноября в г. Карабулак около 20:00 в результате обстрела из проезжающей машины были тяжело ранены два военнослужащих-контрактника ВВ МВД.
Через час после обстрела военных, около 21:00, в станице Орджоникидзевская боевики совершили покушение на начальника уголовного розыска Сунженского РОВД Магомеда Евлоева. Был ранен его водитель.
14 ноября около 22:00 во дворе собственного дома в станице Орджоникидзевская из автоматического оружия был расстрелян начальник назрановского линейного отдела внутренних дел на транспорте подполковник милиции Салман Арапханов. От полученных ран офицер скончался в больнице.
15 ноября в Назрани из гранатомета был снова обстрелян кинотеатр «Матрица». Никто не пострадал.
18 ноября в с. Экажево был обстрелян дом участкового милиционера. Никто не пострадал.
19 ноября в центре Назрани рядом с погрануправлением по РИ в автомашине было обнаружено взрывное устройство.
22 ноября в с. Сурхахи рядом с домом участкового милиционера взорвалось самодельное взрывное устройство. В результате взрыва лейтенант милиции получил легкое ранение.
***
В течение осени, как и до этого, силовые ведомства и прокуратура регулярно сообщали, что «комплексная профилактическая спецоперация» приносит свои плоды, боевики уничтожаются или задерживаются, их преступления раскрываются. К сожалению, у общественности нет особых оснований доверять подобным сообщениям. Очевидно, что часть убитых и задержанных людей, действительно, были боевиками или их пособниками. Но также очевидно и другое – многие из тех, кого официальные представители государственных ведомств публично называют «боевиками», «бандитами», «пособниками террористов», оказываются невиновными людьми. На расстрелянных людей силовые ведомства и прокуратура «вешают» многие громкие преступления боевиков. Преступления, объявленные «практически раскрытыми», на долгие годы, если не навсегда остаются не расследованными.
В результате появились две не складывающиеся друг с другом картины происходящего. На одной, возникающей из регулярных отчетов и заявлений «силовиков» и прокуратуры, вооруженное подполье искоренялось, а боевики вскоре после совершения каждого очередного нападения задерживались или уничтожались. На другой, получающейся из сводок нападений и обстрелов, на протяжении большей части 2007 года боевики продолжали активно действовать.
***
В начале сентября УФСБ по РИ, МВД РИ и прокуратура РИ распространили сообщения о том, что задержан ряд подозреваемых, причастных к совершению целой серии громких преступлений.
Прокурор Ю.Турыгин сообщил РИА Новости, что задержан подозреваемый в причастности к взрыву у дома культуры в Назрани 31 августа, в результате которого погибли четыре милиционера. «С ним проводятся неотложные следственные действия. В интересах следствия фамилия задержанного не разглашается» – добавил прокурор[69].
Зато фамилии еще ряда подозреваемых многократно назывались.
3 сентября появилось сообщение об очередной удачной операции:
«Сотрудники ингушского управления ФСБ провели оперативно-боевое мероприятие по задержанию членов так называемой "карабулакской" бандгруппы. Один боевик уничтожен, один задержан»[70].
Речь шла о событиях 2 сентября в Карабулаке, когда был расстрелян безоружный А.Далаков и задержан И.Долгиев (см. раздел 4.6.1. данного доклада).
В УФСБ по РИ сообщали журналистам, что Апти Далаков и Илес Долгиев были ваххабитами и активными членами «карабулакского бандподполья», они причастны не только к убийству членов семьи учительницы Веры Драганчук, но и ко многим другим громким преступлениям: обстрелу в ночь с 5 на 6 июля сотрудников МВД РИ, вооруженному нападению на экипаж ГИБДД 13 августа, обстрелу 22 августа колонны боевой техники, убийству 24 августа двух выходцев из Дагестана, разбойному нападению 1 сентября на сотрудников линейного отдела внутренних дел на железнодорожной станции «Назрань»[71].
Вслед за этим представитель пресс-службы МВД РИ сообщил, что задержаны еще четверо подозреваемых в убийстве семьи учительницы. Назывались имени и фамилии подозреваемых: Юсуп Дзангиев, Казбек Матиев, Магомед Оздоев, Магомед Цолоев. [72]
Однако 13-15 сентября И.Долгиев, К.Матиев, М.Оздоев и М.Цолоев были освобождены как невиновные в совершении преступлений (см. разделы 4.5. и 4.6.1. данного доклада .
На конец октября 2007 г. следствие не располагало ни одним задержанным подозреваемым по делу об убийстве членов семьи Драганчук[73].
Насколько после этого можно доверять сообщениям «силовиков» и прокуратуры?
7 сентября «источник в штабе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе» сообщил СМИ, что в г. Малгобеке задержан Ибрагим Бекбулатов «подозреваемый в совершении целого ряда преступлений террористической направленности, в том числе в нападении на объекты Ингушетии в ночь на 22 июня 2004 года, а также убийство сотрудников правоохранительных органов».[74]
8 сентября «силовики» сообщают о том, что в с. Верхние Ачалуки задержан боевик, который подозревается в совершении нескольких преступлений. По оперативным данным, задержанный может быть причастен к взрыву заминированного автомобиля в Назрани 31 августа[75]. Речь шла о задержании Мурата Богатырёва (см. раздел 4.7. данного доклада), который затем был убит сотрудниками милиции в здании ГОВД Малгобекского района. О том, с какими нарушениями норм российского законодательства происходил обыск, в ходе которого были «найдены» якобы спрятанные Богатыревым боеприпасы, мы писали выше (см. раздел 4.7. данного доклада).
27 сентября пресс-служба сообщила, что в с. Сагопши в ходе спецоперации уничтожены два боевика, в том числе «эмир» Малгобекского района. Еще один предполагаемый участник НВФ задержан.
Речь шла о братьях Саид-Магомеде и Руслане Галаевых, которые были застрелены в своем доме. Имеются серьезные основания подозревать, что убитые братья не оказывали никакого сопротивления. Задержаны были несколько родственников убитых. В тот же день все задержанные были отпущены.
1 октября «источник в силовых структурах республики» сообщил, что в Назрани сотрудники МВД и ФСБ России во время совместной спецоперации задержали двух участников незаконных вооруженных формирований, которых подозревают в обстреле автомобиля с оперативниками управления ФСБ по РИ 20 сентября.
22 октября пресс-служба МВД РИ сообщила, что в Плиевском муниципальном округе г. Назрань сотрудниками УФСБ по РИ задержан человек, пытавшийся оказать сопротивление. При обыске у местного жителя Альмурзиева были обнаружены и изъяты: автомат Калашникова, охотничье ружье, граната кустарного изготовления, 19 патронов различных калибров и камуфляжная формах[76].
31 октября в пресс-службе прокуратуры РИ сообщили, что «в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследования уголовного дела по факту посягательства на жизнь работников Малгобекского РОВД 25 октября сотрудниками милиции был задержан мужчина. при личном досмотре у него обнаружены пистолет системы Макарова с прибором для бесшумной стрельбы, боеприпасы к нему и другие предметы.».[77]
4 ноября источник в правоохранительных органах РИ сообщил корреспонденту, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий в г. Малгобек задержаны два предполагаемых боевика. «Задержанные подозреваются в том, что в составе бандгруппы некоего Богатырева принимали участие в обстреле пункта временной дислокации внутренних войск МВД России 8 сентября этого года. В результате один военнослужащий погиб, еще двое получили ранения», – сообщил источник[78].
16 ноября правоохранительные органы Ингушетии сообщили, что в станице Троицкая задержан подозреваемый в нападениях на сотрудников правоохранительных органов житель с. Экажево Адам Чечоев[79].
23 ноября представитель пресс-службы УФСБ по РИ сообщил, что в Назрани задержан Урусхан Иналов, который подозревается в нападении 8 ноября в вооруженном нападении на сотрудников правоохранительных органов в Карабулаке[80].