Также крупным норманистским сочинением,появившимся в нашей историографии в 20-е годы,была книга П.П.Смирнова "Волжский путь и древние руссы".Широко используя известия арабских писателей IX-XI вв.,Смирнов стал искать место возникновения Древнерусского государства не на пути"из варяг в греки",как это делалось всеми предшествующими историками,а на волжском пути из Балтики по Волге к Каспийскому морю.Согласно концепции Смирнова,на Средней Волге в первой половине IX в.cложилось первое государство,созданное русью-"русский каганат". На Средней Волге Смирнов искал "три центра Руси",упоминаемые в арабских источниках IX-X вв.В середине IX века, не выдержав натиска угров,норманны-русы из Поволжья ушли в Швецию и уже оттуда после " призвания варягов" вновь переселились в Восточную Европу, на этот раз в Новгородскую землю. Новое построение получилось оригинальным,но не убедительным и не было поддержано даже сторонниками норманской школы.
Далее в развитии спора между сторонниками норманнской теории и антинорманистами произошли кардинальные изменения.Это было вызвано некоторым всплеском активности антинорманистского учения,который произошел на рубеже 30-х годов.На смену ученым старой школы приходили ученые молодого поколения.Но вплоть до середины 30-х годов у основной массы историков сохранялось представление о том,что норманский вопрос уже давно решен в норманистском духе.Первыми с антинорманистическими идеями выступили археологи,направившие свою критику против положений концепции шведского археолога Т. Арне,опубликовавшего свою работу "Швеция и Восток".Археологичские исследования русских археологов 30-х годов дали свои материалы,противоречащие концепции Арне. Важную роль при этом сыграл выработанный советскими археологами критерий решения вопроса об этнической приенадлежности погребальных памятников.Было установлено,что решающим моментом является не наличие в погребении тех или иных вещей,а весь погребальный комплекс в целом.Такой подход позволил В И Равдоникасу на основании произведенных в конец 20-х годов раскопок курганных могильников Юго-Восточнго Приладожья подвергнуть критике утаерждения Арне о существовании в этой местности номанских колоний и установить,что могильники принадлежали местному прибалтийско-финскому племени. А.В.Арциховский подверг критике утверждение норманистов о существовании норманнских колоний в Суздальской и Смоленской землях,показав,что и здесь большинство скандинавских вещей найдено в погребальных памятниках,в которых захоронение произведено не по скандинавскому,а по местному обычаю.
Обосновывавшаяся Арне на археологическом материале теория нор-
маннской колонизации русских земель получила,как ни странно,в последующие десятилетия поддержку со стороны языковедов.Была сделана попытка при помощи анализа топонимики Новгородской земли подтвердить существование в этих местах значительного числа норманнских колоний.Это новейшее норманистское построение было подвергнуто критическому разбору Е.А. Рыдзевской,которой было высказано мнение о важности при изучении этой проблемы учитывать не только межнациональные,но и социальные отношения на Руси. Однако эти критические выступления еще не меняли общей картины.Названный ученый,как,впрочем,и другие русские иисследователи,выступали против отдельных норманистских положений,а не против всей теории в целом.
В середине 30-х годов учеными была впервые разработана "марксистская концепция" возникновения классового общества и государства в восточнославянских землях.Было установлено,что возникновение Древнерусского государства явилось результатом многовекового процесса социально-экономического развития восточного славянства и следствием глубоких внутренних изменений,происшедших в восточнославянском обществе в IX-X вв.В рамках этой концепции не находилось место для варягов-создателей русской государственности.Как указывал Б.Д.Греков,на современном уровне науки нельзя уже говорить старыми наивными взглядами о том,что государство могут создать отдельные люди в какой-то определенный год. "...государство никоим образом не представляет из себя силы,извне навязанной обществу,а является только продуктом длительного внутреннего процесса развития общества."-эта цитата из классика марксизма Ф.Энгельса совершенно точно отражает точку зрения марксистского учения.
Классики марксизма установили,что государство-"...это машина для поддержания господства одного класса над другим",создается лишь тогда,когда внутри данной страны в результате разложения первобытнообщинного строя происходит распад общества на классы и формируется экономически сильный класс,стремящийся к подчинения основной массы населения,к установлению своего классового господства.Поэтому речь могла идти лишь о какой-то степени участия норманнов в грандиозных сдвигах,происходивших на Руси в IX-X вв.
Положения классиков марксизма явились необходимой основой для разработки советской концепции происхождения Древнерусского государства.,нанесший решающий удар по норманнской теории.Примечательно,что даже сами ученые,разрабатывавшие ее,не сразу осознали,что эта концепция подрывает основы,на которых базируется учение норманистов.
После завершения коренных сдвигов в русской историрграфии первым с прямой критикой основных положений норманской теории выступил В.А.Пархоменко.Он разобрал основные доводы норманистской школы и показал,что эти доводы не основываются на серьезном анализе всей совокупности источников,и поэтому совершенно не убедительны. Уже к сороковым годам позиции русских ученых по норманнскому воп-
росу сформулировал М.И.Артамонов:варяги рано проникли на Русь,но они стояли на той же стадии общественного и культурного развития,что и восточные славяне, и поэтому не могли принести на Русь ни более высокой культуры,ни государственности;они лишь влились в местный процесс образования государства.Да,марксистския наука признает,что в IX-X вв.,как об этом свидетельствуют достоверные источники,в русских землях неоднократно появлялись наемные отряды норманнских воинов,служившие русским князьям,а также норманские купцы,ездившие с торговыми целями по водным путям Восточной Европы.Однако,основываясь на всей совокупности письменных,археологических и фольклерных и некоторых других источников,марксистская наука утверждает,что формирование классового общества,образование древнерусского государства,начало развития феодальных отношений,формирование русской народности и ее материальной и ду-
ховной культуры-результат глубоких и длительных процессов внутреннего развития восточнославянского общества,без значительного воздействия норманнов.Процесс возникновения государственности на Руси был также исследован в сороковых годах В.В.Мавродиным,в частности был рассмотрен вопрос об участии норманнов в формировании государства на Руси.Хотя автор признавал зафиксированное многими источниками участие норманнов в этом процессе,но в то же время показал достаточно ограниченный характер этого участия.В книге признавалось норманнское происхождение княжеской династии,но вместе с тем указывалось,что династия "потому удержалась на Руси...быстро слилась с русской,славянской правящей верхушкой" и стала бороться за ее интересы. В то же время следует отметить,что в тексте монографии имелось несколько формулировок,которые преувеличивали роль норманнов в процессе образования Древнерусского государства.
В послевоенные годы антинорманистское течение получило свое развитие.Прежде всего это-статьи Б.Д.Грекова с критикой норманистских работ Т.Арне и финского филолога В.Кипарского:"О роли варягов в истории Руси" и "Антинаучные измышления финского "профессора",последняя из которых вышла в 1950 году.
Еще более детальная критика норманской теории содержалась в работах С.В.Юшкова.
В то же время в нашей историографии в первое послевоенное десятилетие имелись некоторые недостатки.Некоторые ученые,полемизируя с норманистами,вообще отрицали все,что связано с деятельностью норманнов на Руси в IX-XI вв. Дело дошло до другой крайности:некоторые историки вообще отрицали научность норманнской теории.Например,по мнению В.П.Шушарина,в настоящее время норманнская теория "...превратилась в средство фальсификации истории,то есть стала концепцией,лежащей вне науки .К счастью,существовала и иная точка зрения,представленная,в частностности,Шаскольским:норманская теория- "...научная теория,опирающаяся на длительную...научную традицию,и критика этой теории должна носить характер серьезной,глубоко обоснованной научной полемики."Принимать норманнскую теорию только как чей-то злой умысел и не имеющее под собой никаких оснований явленеие,тогда,когда наука уже начала неминуемый процесс ее разоблачения,было бы по крайней мере неумно-ведь были реальные письмеенные источники,на которые опирались сторонники норманизм.
Общее изложение норманской проблемы с позиций советской науки дано в книге В.В.Мавродина.Автор заново подверг критическому анализу аргументацию норманистов,отметил все основные сведения источников,свидетельствующих о различных формах участия норманнов в формировании государства на Руси,но в то же время показал ограниченный характер этого участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе,явившимся результатом многовекового общественного развития восточных славян.