Смекни!
smekni.com

План. I. Вступление. «Дар души моего земляка» II. Становление писателя (стр. 1 из 4)

МОУ «Никольская СОШ»

Реферат

Дар его души.

(О писателе - земляке А.Н. Свиридове)

Выполнила: Ученица 10 класса Лаптева Юля.

Руководитель: Учитель истории Лаптева О.А.

С. Никольское. 2010 год.

План.

I. Вступление.

«Дар души моего земляка»

II. Становление писателя.

1. Детство .

2. Первые пробы пера

3. От писателя к издателю.

III. Работа в издательстве.

1. Центрально-Черноземное книжное издательство.

2. «Путешествие к человеку. Судьбы людские».

1) Интерес к творчеству Владимира Высоцкого.

2) Любимые авторы А.Н. Свиридова.

3) Любимый жанр.

3. В стремлении быть первыми.

IV. Воспоминания об А. Н. Свиридове.

1. Воспоминания одноклассницы Сушковой А.И.

(Гостевой)

2. Коллега, преподаватель факультета журналистики

ВГУ.

V. Заключение.

Счастлив ли человек, отдающий всю душу любимому делу?

I. Вступление. «Дар души моего земляка»

Совсем недавно путь мой в школу начался с мысли, которая не давала мне покоя очень давно. Согласитесь, что каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, товарищей. Ежедневно со страниц газет, из радио- и телеэфира мы принимаем их еще в большем количестве - сотни и даже тысячи. Но в селе Никольском я больше всего встречаю фамилию СВИРИДОВ, СВИРИДОВА. Однажды у меня возник вопрос : что ж это за фамилия, которую носят большинство моих односельчан? Что она означает? А есть ли люди, которые прославили эту фамилию?

Моё исследование началось с выяснения значения фамилии. Оно произошло от имени Спиридон. В переводе с греческого это означает «дар души». Оно осуществляется в дарении , отдавании. Выходит, наше село богато славными людьми, пожилыми и еще молодыми, ныне здравствующими и, увы, уже ушедшими. Да, все они разные , да, очень разные, но я поняла главное, что люди моего села готовы всегда подарить тепло своей души окружающим. Свиридов, Свиридов, Свиридова, Свиридова………. За каждой произнесённой фамилией – жизнь, отданная во благо кого-то. Одни сеяли хлеб, другие учили детей, кто-то защищал Родину на фронтах Великой Отечественной, а кто-то сложил голову в Афганистане. Кто-то восстанавливал хозяйство, а кто-то писал книги, стихи.

В школьной библиотеке, в углу на верхней полочке, книга с названием

« Судьбы людские», как будто сама просилась мне в руки. Листая книгу, я понимала , что в каждой странице - жизнь, судьба человека.Пегарьков, Шипилов, Тумаков, Свиридов …. Анатолий Николаевич….. «Родился

26 марта 1939 года в крестьянской семье села Никольского Аннинского района Воронежской области. Лауреат премии областной Думы и администрации области по журналистике и книгоизданию в номинации «Мастер», заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Неужели он как и я ходил по улицам села Никольское, купался в речке, учился в школе?!

Мне больше всего захотелось узнать, в чём заключался «дар души» моего земляка Свиридова Анатолия Николаевича.

II. Становление писателя.

1. Детство.

Начало начал жизни человека – детство. Его вхождение в жизнь. Именно в нём закладываются основы того, что будет воплощено человеком в последующие годы. Наиболее ярко это проявилось на примере Анатолия Николаевича Свиридова. Он родился 26 марта 1939 года в нашем селе Никольское Аннинского района Воронежской области.

Истоки его рода идут от государственных крестьян. Его дед Григорий Павлович Свиридов (1885-1969) с братом Фёдором были самые сильные люди на селе. Дед мог одним ударом кулака сбить стоящую лошадь, или же, подняв задок телеги, приостановить её движение. Вот почему односельчане частенько приглашали братьев на кулачные бои. На чьей стороне братья Свиридовы – там и победа. Окончив четыре класса церковно – приходской школы, дед крестьянствовал, работал полеводом. Был участником Гражданской войны. После установления советской власти вступил в колхоз, названный именем Лазаря Моисеевича Кагановича. У деда было пятеро детей, младший Николай (1911- 1943) отец Анатолия , работал в колхозе плотником, с первых дней войны ушёл на фронт. Погиб под Сталинградом в 1942. Удивляешься, почему простого сельского мальчишку, потянуло к перу, к книгам? На руках матери осталось трое детей. Жили трудно. Не во что было обуться, не во что одеться. Но росли они любознательными и трудолюбивыми. Первую книгу «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого ему подарил сосед-фронтовик. Анатолий без конца рассматривал цветные рисунки и засыпал с нею.
Отца ему заменил дед Григорий Павлович Свиридов. Он всю жизнь много работал. «Дед до глубокой старости читал без очков. Судил о каждом писателе по тому, знал ли он по-настоящему жизнь или нет. Если чувствовал фальшь, книгу откладывал в сторону и говорил: «Этот человек, видно, жил в безвоздушном пространстве и людей живых не видел». Потом повторял слова: «Видит око, да зуб неймёт». Басни И.А.Крылова любил и афоризмы из них повторял часто».
Да , тяжёлое выпало лихолетье на долю детей войны. Много горя хлебнули они. Но в том-то и смысл детства, что эти проблемы их менее всего волновали. Лишь бы был кусок хлеба, крынка молока или кружка кваса. Свободное и безмятежное было это время. Мир, который они стремились познать, был безграничен, а день почему-то безмерно мал. Для босоногого Анатолия он начинался там, в поле, откуда всходила солнце. Пока дневное светило очерчивало свой путь по небосклону, нужно было оббежать все, узнать царство природы, разворошить кучу муравьев, предварительно сунув туда оструганную палочку, и полизать их кислоту, разорить осиное гнездо, а лучше всего найти пчелиные соты и полакомиться настоящим медом. Рыбалка на речке Токай, купания, ловля раков, походы в лес за ягодами, грибами, дикими яблоками, грушами и множество других дел, которые следовало проделать за день.

Босоногое детство - безмятежная пора каждого из нас. Все мы прошли через него. С раннего утра и до позднего вечера, пока не закатит дневное светило, на воздухе, на воле, в азартной игре. И уже ноги гудят от беготни, а домой идти не хочется, ибо знаешь, что придется ложиться в постель, предварительно помыв ноги. А от теплой воды цыпки на ногах ноют, зудят больно. Уже полусонному, мать выговаривала Анатолию за то, что бросил телка, которого следовало пасти, за то, что не набрал в кадь воды для полива, не принес дров и так далее. Но более всего ругала за дырки на новой рубахе и штанах. Обмыв грязные ноги теплой водой, мать отпаривала цыпки тряпочкой, смоченной в молоке. От ласкового материнского говора засыпал Анатолий.

А утром снова с ватагой ребят в походе, в поле или лес, на речку, на природу. День хоть и велик, но и его не хватало для познания окружающего мира. Среди всех этих мальчишеских забот была у Анатолия одна-единственная страсть, которая увлекала его -ему очень хотелось научиться из букв составлять слова, предложения и научиться бегло читать и писать.

Этому научила его первая учительница Нина Ивановна Балашова. Четыре года она опекала любознательных мальчишек и девчонок. Каждый день общения с ней был для них открытием. Алфавит Анатолий освоил быстро. Помогал ему и старший брат. Перед сном, как «Отче наш», заучивал про себя буквы, их написание и, засыпая, повторял «А,Б,В,Г,Д…» Вскоре дела пошли легче. Старательно, буква к букве, подбирал он слова, сначала по слогам, а затем уже бегло стал читать. Для него это было настоящее открытие. Процесс чтения был изумительным. В ходе прочтения узнавал многое такое, чего добивался бы годами. С книгой для первоначального чтения, букварем, он не расставался, везде брал с собой; когда ложился спать, клал его под подушку, чтобы утром не расставаться с ним. От букваря перешёл к книгам с серьёзным содержанием. Их он прямо-таки «глотал», изучая основательно.

Вскоре страсть к чтению заполнила все его существо. Ему хотелось знать больше, чем другие, и он стал искать новые книги. Но их – то как раз и не было. В послевоенное время было не до издания книг.

Впоследствии, в одном из своих воспоминаний, он признавался: «С ранних лет меня неудержимо тянуло к газетам, книжкам. А где их взять? Но и тут мне помогли бескорыстные мои земляки. Наша деревянная хата стояла возле правления колхоза. Я с нетерпением ждал прихода почтальона, который приносил для начальства целую пачку газет. Зная мою любовь к печатному слову, главный бухгалтер колхоза с разрешения председателя отдавал их в первую очередь мне. И целых два часа я читал и просматривал их…» (Коммуна, 1999, 28 октября) О своём книжном увлечении Анатолий Свиридов в стихотворной форме шутливо замечал:

Из крестьянской я семьи, из простой,

Ну, а книжки полюбил – просто страсть,

И в кого я уродился такой,

Что попал под их волшебную власть!

Спустя много лет, в интервью корреспонденту «Коммуны» он вспоминал:
«Повезло мне и с первой учительницей. Нина Ивановна Балашова страстно любила книги и нам вкус к чтению привила. Она пробудила в наших душах первые ростки к творчеству. Однажды в четвёртом классе она сказала; «Опишите своё путешествие по тундре» Помню, я старательно писал, как мчусь по Заполярью на собаках, путь озаряет северное сияние…» Кто знает, может быть эти опыты и подтолкнули школьника к будущему писательскому труду? Уже в пятом классе он посылал свои заметки в «Пионерскую правду», потом в районную и областную газету. «В послевоенные годы книг было мало. А в пятом классе я уже начал собирать библиотеку. Денег у меня, разумеется, не было. Но я нашел простой выход. Наше село Никольское большое. И я ходил по всем домам. И, представьте, бескорыстные земляки, если имели книги в доме, отдавали мне их бесплатно». Зная эту тягу к книгам, одноклассник Миша Скоробогатов посвятил ему эпиграмму, опубликованную в рукописном классном журнале:

Как книга, так суёт в карман,