Смекни!
smekni.com

Программы полового воспитания 20 5 Результаты реализации программ полового и сексуального воспитания в школах 24 (стр. 2 из 10)

Глава 1: Половое и сексуальное воспитание в школе.

1.1 Понятия полового и сексуального воспитания.

Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генными структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола». Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». [31]

Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.

Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и "секс". Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово "секс" в европейских языках буквально означает "пол", и понятием "сексуальный" таким образом, определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке этому значению соответствуют понятия "пол", "половой". Так, под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма, связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие "половой" употребляется и как синоним понятия "сексуальный". Укоренившееся в русском языке понятие "секс" принято для обозначения специфических отношений между полами, выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие "секс" стало ассоциироваться с пороком и развратом, что, безусловно, неоправданно. [24]

1.2 История полового воспитания в контексте развития общества

Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было, прежде всего, связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.

Необходимые с точки зрения общественной целесообразности ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления целесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными инстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала в качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений", выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.

Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как, безусловно, вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получить от родителей незадолго до вступления в брак.

В Средние века образ ребёнка был неоднозначным. С одной стороны, ребёнок считался воплощением чистоты и невинности, а с другой - из-за деревенского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных впечатлений. Да никто, за исключением, разве что, монахов, и не пытался этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно.

В Европе резкой границей понимания сущности полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В дворянских семьях, например, стали отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям.

На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Оформление концепции полового воспитания в советской педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился в частности в открытую проповедь "новой половой морали", а точнее - полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А. Б.Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправе строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться"). [9]

Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как "заместителей" полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по сути "бесполой": не принимались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.

В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной отечественной педагогики и в вопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.