Смекни!
smekni.com

Программы полового воспитания 20 5 Результаты реализации программ полового и сексуального воспитания в школах 24 (стр. 6 из 10)

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский [1].

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Уникальность педагогического значения семьи неоспорима и многогранна. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта. По широте воздействия на воспитуемого семье также нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. [3]

2.2 Современная семья: специфика, признаки, функции

Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. С точки зрения Н.Аккермана: «Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности» [2]. Таким образом, семья не есть нечто статичное, наоборот, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия.

Анализируя специфику российской семьи, А.Я. Варга указывает, что в нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:

1. сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений;

2. границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;

3. во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, где главными действующими лицами являются тоже женщины;

4. несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями;

5. идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях;

6. разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, что часто приводит к тому, что люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии» [30].

Современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.[14]

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс. браков.

Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила
17%.

Изменение семьи, как социального института, произошло под воздействием тотального кризиса в 1992 г., переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер.

Современная ситуация постепенно изменяется, в лучшую сторону: количество заключенных браков с каждым годом растет, но при этом растет и количество разводов. [29]

Годы Тысяч На 1000 человек населения
браков разводов браков разводов
2004 979,7 635,8 6,8 4,4
2005 1066,4 604,9 7,5 4,2
2006 1113,6 640,8 7,8 4,5

При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи.

Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.

Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной
(парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери). [14]

Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоеженство или двоемужество, обмен партнерами).

Некоторые ученые (например, С.И. Голод) постсовременный тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. [23] Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы детям. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети». Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями. В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго — вплоть до брака. [21]

В семье современного типа нарушен канал коммуникации между родителями и детьми. Во множестве семей нашего времени воспитание ребенка передано в руки бабушек, дедушек и образовательным учреждениям, либо улице и СМИ, полностью или частично. Родители находятся как бы в стороне, выполняют главную, по их мнению, функцию материального обеспечения семьи. Воспитательная функция самих родителей «теряется», они уже не являются носителями норм и правил жизни общества и трансляторами культуры, того общества, в котором они существуют, таким образом, теряют свой авторитет «в глазах» своего собственного ребенка. На сегодняшнем этапе развития общества, эта тема обсуждается как глобальная проблема мирового сообщества в целом. В этом году, 15 мая, в Грозном прошла научно-практическая конференция по теме «Современная семья: проблемы, задачи, перспективы», на ней обсуждались темы связанные с важностью повышения роли родителей в воспитании детей. По этому поводу четко выразилась начальник информационно-аналитического отдела Министерства образования и науки ЧР Зарета Магомадова: «Сегодня, перед нами стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. Можем ли мы быть безразличными к тому, как ребенок воспитывается в семье, когда понимаем что, воспитывая детей, родители воспитывают будущую историю нашего общества». И как один из способов разрешения этой проблемы, было приято решение о внедрении в образовательные учреждения программ, направленных на повышение общей культуры обучающихся, родителей и подготовку будущих родителей к выполнению своих обязанностей по воспитанию детей. [ 8]