Смекни!
smekni.com

Программы полового воспитания 20 5 Результаты реализации программ полового и сексуального воспитания в школах 24 (стр. 8 из 10)

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – современные семьи, в большинстве своем, не могут. [19;12]

Так как современная семья находится в кризисной ситуации, и в силу этого практически не способна справиться со своей первоочередной функцией воспитания подрастающего поколения, то активно обсуждается вопрос о введении в школы и другие образовательные учреждения курсов подготовки будущих родителей, которые формировали в молодежи понимание своей ответственности перед будущим, еще не рожденным поколением своих детей.

Но, не следует забывать о том, что в прошлом, в мире, уже был опыт внедрения программ полового и семейного воспитания в школах. И, ни одна из этих программ не принесла ожидаемого результата, а даже наоборот ухудшила сложившуюся ситуацию. Практически во всем мире эти курсы были признаны вредными и запрещены.

Так же следует отметить, что в процессе реализации проекта организации полового и семейного воспитания в российских школах видно четкое противоречие. Оно заключается в том, что на протяжении всей истории существования курсов полового и семейного воспитания в нашей стране, эти программы неоднократно отменялись, но затем вводились снова, но в той же форме, в какой были представлены раньше. Курсы полового воспитания некоторое время практиковались в школах, но не приносили позитивных результатов, признавались вредными, после чего были отменены. Но, затем с течением времени, снова вставал вопрос о необходимости изменения демографической ситуации в стране, и половое воспитание опять же вводили в образовательную программу школ, и как следствие негативные показатели эффективности. И это повторялось неоднократно. Встает вопрос: почему правительство не проводила анализа программ полового воспитания, для выявления причин их неуспешности?

На сегодняшний день, тема выделения полового и семейного воспитания школьников «широко» обсуждается в обществе. И, как показывает анализ, современных разработанных программ такого воспитания: причины неудач такой практики не были найдены, новая форма воспитания, связанного с ролью молодежи в смене поколений, не была найдена. Наша страна снова рискует не получить желаемый результат.

Гипотеза нашего исследования звучит так: ситуация сложившаяся в обществе демонстрирует, что современной молодежи воспитание в семейном и половом смысле, связанное с их ролью в процессе смены поколений, абсолютно необходимо, но форма в которой такое воспитание было реализовано в истории нашего мира, не подходит, а дает лишь негативные результаты, и, следовательно требует полной переделки и смены акцентов с физиологической стороны взаимоотношений полов, на нравственно и духовно-ценностную, как того требует направление развития общества, на современном этапе.

Акцент в содержании на физиологию взаимоотношений полов и такие цели курсов полового воспитания и этике семейной жизни, было навеяно тем временем, той ситуацией в обществе, в которой они создавались (70-80 гг.). Но, уже на рубеже ХХ – XXI веков, общественная ситуация и цели, которые поставило перед собой общество, изменились. В прошлом, главной целью создания и внедрения программ полового воспитания и этике семейной жизни были: информирование подростков об угрозе эпидемий венерических заболеваний, способах индивидуальной защиты от заражения и нежелательной беременности. Современное общество вкладывает в них уже совершенно новые цели: возрождение или взращивание в молодежи нравственных, духовных, семейных ценностей и идеалов, организация понимания у подростков того, что их собственное здоровье – это здоровье их будущих детей, семья – основа общества и необходимый атрибут жизни каждого человека, а рождение детей - это счастье и нужно не только им самим, но государству, в котором они живут. Это значит, что курсы полового воспитания ХХI века должны сформировать в современном молодом человеке понимание того, что он является участником процесса смены поколений, что его будущее – это не что-то недостижимо далекое, оно формируется его поступками уже сейчас, что его будущее – это будущее нашей страны, всего мира, так как он уже сейчас, в свои 15-18 лет, уже является родителем своих детей, но пока еще не рожденных. Найти этому подтверждение можно в многочисленных нормативно-правовых документах государственных программ развития страны, многочисленных акциях в СМИ: «Молодая семья», «4Д», «Год семьи». Подобные цели уже пытались реализовать в курсах полового воспитания школьников, например, программа «Этика и психология семейной жизни», но как ни странно цели этих программ менялись, а содержание, методы преподнесения материала и преподаватели оставались неизменными. А отрицательные результаты, которые они показали, дают нам понимание того, что проблема всех программ и курсов, связанных с воспитанием молодежи в половом смысле, заключается именно в содержании того материала, который они давали своим слушателям. [28;12]

Первая проблема содержания курсов полового воспитания, которая «лежит на поверхности», заключается, в выборе неправильного метода преподавания, в том, что вместо опережающего и профилактического характера изложения использовался сексуально-стимулирующий, взамен ориентации на норму и положительные аспекты взаимоотношения полов, акцент смещен на отклонения как средство запугивания. По этому поводу высказалась председатель комиссии Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова: «Разработчики большинства программ делали акцент исключительно на том, как подростку правильно пользоваться средствами контрацепции, и ребята воспринимали это как официальное одобрение школой ранней половой жизни, своего рода индульгенцию на беспорядочные связи, а запугивание наоборот разжигает интерес, в силу противоречивости подростковой натуры».[24]

Вторая проблема, и самая глобальная, с нашей точки зрения, состоит в некорректности содержания материала относительно возраста воспитанников. Предположительно подросток просто не готов воспринимать и понимать информацию, связанную с половыми отношениями, взаимоотношением полов и венерическими заболеваниями, с физической стороны он готов, но с психической и социальной нет, так как физическое развитие опережает все другие его формы. Но тема взрослости и взросления безусловно волнующая для них в силу возраста. Старший школьник – это переходный период от подростничества к юношеству. Это период характеризуется формированием идентичности подростка самому себе (идеальный образ себя настоящего), обществу и выстраиванием долгосрочных планов на будущее (идеальный образ взрослости). Тема сексуальных взаимоотношений цепляет подростка своей значимостью, так как она «имеет свои корни» во взрослой жизни, которую он еще пока не знает, но безумно сильно хочет познать. Поэтому любая информация такого рода разжигает интерес и фантазию подростка, что провоцирует его на действия как «по указке». Именно поэтому прежние методы, используемые в программах полового воспитания, и темы, обсуждаемые в них, ведут к усугублению сложившейся ситуации: рост уровня заболеваемости венерическими заболеваниями и СПИДом, подростковых беременностей и абортов, сексуальному насилию и т.д. Как доказательство этому, можно привести опыт стран, где курсы полового воспитания в школах были запрещены и взят государственный курс на пропаганду целомудрия: США – снижение количественного показателя по всем параметрам, исламские страны (половое просвещение запрещено) - практически нет абортов, а количество половых инфекций и бесплодных пар близко к нулю.

Еще следует отметить тот факт, что подросток очень хочет стать взрослым, но еще не готов (он еще только строит планы). В связи с этим подросток не готов становиться родителем и иметь детей, по той же самой причине – отсутствие идеального образа родителя, идеального образа будущего ребенка. Здесь мы проводим аналогию готовности подростка к взрослости, созданию семьи и т.д. с немаловажным фактором личностной готовности дошкольника к школе, описанного в книге под редакцией Д.Б. Эльконина «Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.». Одним из факторов определения готовности ребенка к школе – наличие образа школы, образа учительницы, образа деятельности которую он будут осуществлять, то есть должна сформироваться внутренняя позиция школьника (когда ребенок понимает, что школа это тот образ жизни который он искал). То же можно наблюдать и в возрасте подростка и юноши, у них есть призрачный образ взрослости, а когда он получит свое наполнение и будет принят ребенком, как искомый и единственно верный, тогда можно говорить о готовности к взрослой жизни. И только тогда старшеклассник будет готов обсуждать и понимать темы, связанные с ним, как родителем и с его будущими детьми. [20]