Смекни!
smekni.com

Программы полового воспитания 20 5 Результаты реализации программ полового и сексуального воспитания в школах 24 (стр. 9 из 10)

Неожиданным открытием для нас стал тот факт, что в зоне ближайшего развития старшеклассника нет идеи (образа) его будущей семьи, его будущих детей. У современных подростков не сформировано чувство ответственности, они живут «сегодняшним днем» и не мыслят на перспективу. Подтверждение этому мы нашли в статье «О молодежи: исторический возраст и периодизация». В ней идет речь о возрастном периоде под названием «молодость», это студенческий возраст. Как показывает исследование, проведенное автором, «ответственность за собственную жизнь» является новообразованием именно этого возраста. Исходя из этого, мы предполагаем, что отсутствие такого качества личности, как «ответственность», возможно, блокирует восприятие подростков относительно того факта, что их ближайшее будущее это семья и дети. И поэтому в подростковом (юношеском) возрасте, всю информацию о семье, браке и о будущих детях школьник воспринимает, как «рассказ» о его родительской семье. Следовательно, учебно-воспитантельный материал такого рода, адекватен только возрастному периоду «молодость», создание семьи и рождение детей «лежит» в зоне ближайшего развития этого возраста. [4]

Следовательно, необходимо менять содержание курсов по трем причинам: 1- отрицательные результаты введения курсов полового воспитания в школах; 2- изменение целей государственной политики в сторону нравственного воспитания, повышения уровня здоровья нации, выход из демографического кризиса и т.д., требует изменения сферы образования и воспитания, соответственно этому курсу; 3- прежнее содержание этих курсов, не подходит для изучения учениками подросткового возраста. Следовательно, образование, в лице школы, должно заниматься воспитанием в учащихся соответствующих качеств: ответственному отношению подростка к себе, как участнику процесса смены поколений, продолжателю своего рода. Это именно то, о чем должны говорить со старшеклассниками на занятиях по половому воспитанию. Это именно то, чего нет в сознании современных старшеклассников.

В подтверждение последнего, нами было проведено пилотное исследование, в средней общеобразовательной школе № 32, в нем участвовали 40 учеников старших классов (9-10 классы). Нами было предложено, школьникам, ответить на вопросы анкеты. Целями исследования являлись:

1. определить отношение учеников старших классов к браку, семейным отношениям и рождению детей;

2. определить степень осознанности и «окраску» отношения старшеклассников к своему будущему, как продолжателю рода человеческого (непосредственного участника процесса смены поколений);

3. определить возможные причины негативного отношения старшеклассников к себе, своему будущему, будущему своих детей.

Исследование дало следующие результаты:

9 класс:

16 человек – «не видят» образ своего собственного будущего; не задумывались о том, что у них будут дети; «не видят» в себе будущего родителя своих детей.

3 человека – думали о том какими будут их будущие дети, но не видят своего будущего дальше чем окончание школы и тем более себя, как родителя.

10 класс:

15 человек – «не видят» образ своего собственного будущего; не задумывались о том, что у них будут дети; «не видят» в себе будущего родителя своих детей. Так же следует отметить, что 5 девочек ответили: «я ненавижу детей и, надеюсь, что их у меня никогда не будет».

6 человек – не понимают каким будет их будущее, но «видят» себя в нем родителями своих будущих детей.

Как показывает исследование, современные подростки, в большинстве своем, не имеют образа себя родителями своих будущих детей, они хотят казаться взрослыми, но еще не готовы к этому, в них нет внутренней позиции взрослого. То есть они не понимают своего участия в жизни страны и процессе смены поколения, и, следовательно, не могут оценить влияние своих поступков и пагубных привычек на их собственное будущее. Именно поэтому, все существовавшие формы полового воспитания и курсов этики и психологии семейной жизни, не приносили положительных результатов – в них идет речь о том, чего для учащихся этих курсов, не существует. Для достижения поставленных государством перед образованием целей, необходимо заняться организацией или созданием ответственного отношения к себе у учащихся старших классов, образа их как будущих родителей и образа их будущих детей. Такое воспитание должно происходить именно с подростками, так как в силу своего возраста он еще не готов к взрослой жизни, принятию серьезных решений, так как не имеет четкого образа своего будущего, в который включен подросток-родитель, организация воспитания относительно зоны ближайшего развития подростка (33).

Обобщая все вышесказанное, мы заключаем, что главная проблема полового и семейного воспитания, то есть их участия в процессе смены поколений, является несоответствие этих курсов возрастным возможностям учеников старшей школы. Эта проблема и стала причиной неуспешности программ воспитания, связанных с ролью молодежи в процессе смены поколений.

Следовательно, исходя из определенной нами проблемы полового и семейного воспитания, можно сделать предположение об основах содержания таких курсов.

Основами курсов воспитания связанных со сменой поколений должны стать: духовность, нравственность, проблемы будущего человека, правовые и экономические вопросы семейной жизни, темы связанные с полоролевой идентичностью. Мы предполагаем, что подобное содержание курса соответствует возрастным возможностям учеников старших классов, и они имеют практическую значимость и полезность для подростков, так как дают первоначальное представление об институте брака и семьи, безотносительно самого учащегося, и повышает его духовно-нравственный уровень. А так же, постепенно, приведет к формированию у подростка образа его будущего ребенка, не с точки зрения его «производства», а с позиции нравственности и духовности.

Заключение.

Создание и включение в школьное образование курсов полового и семейного воспитания было вынужденной мерой, как показано в первой главе. Но результаты, к которым привело такое воспитание, были отрицательными, что привело к запрету на половое образование. Но, так как ситуация в обществе нашей страны не оставалась прежней: демографический кризис и кризис семьи, то снова возникала необходимость в воспитании школьников, относительно ответственного и бережного стиля взаимодействия с противоположным полом. Поэтому правительство опять же принимало решение возобновления этих программ в семья, школах и других воспитательно-образовательных учреждениях. И так происходило три раза на протяжении 30 лет: возобновляли воспитание молодежи в половом смысле, не меняя содержания и не пытаясь найти причины неуспешности этих курсов. В этом мы находим диалектическое противоречие.

Анализ современной ситуации показывает, что воспитание старшеклассников в вопросе смены поколений необходимо в нашей стране, так как все еще существует кризис демографии и семьи. А так же, это связано с кризисом современной семьи, который заключается в частичном или полном отказе родителей от исполнения своей воспитательной функции.

Проблема полового и семейного воспитания заключается в том, что содержание этих программ не соответствует возрастным особенностям и даже возможностям старших школьников:

· нет личностно приемлемой, сформированной внутренней позиции взрослого;

· в зоне ближайшего развития старшеклассника нет семьи (нет идеального образа себя, как семьянина, себя, как родителя; есть только физиологическая готовность и идеальная полоролевая форма);

· не сформировано чувство «ответственности за свою собственную судьбу», это новообразование следующего возрастного периода;

В связи с этим, мы делаем вывод, что вся информация, касающаяся семьи, детей и т.д., воспринимается подростком как информация об его родительской семье или полоролевой функции, безотносительно его самого и его будущего, в качестве родителя, это подтверждают результаты, проведенного нами, пилотного исследования. Что приводит нас к выводу о необходимости поиска нового содержания курсов воспитания школьников, связанных с их ролью в процессе смены поколений.

Это приводит нас к определению основ курса воспитания, связанного со сменой поколений. Анализ содержания, ранее существовавших и недавно созданных курсов воспитания «молодых родителей», привели нас к определению основ содержания этих программ: духовность, нравственность, проблемы будущего человека, правовые и экономические вопросы семейной жизни, темы связанные с полоролевой идентичностью. Мы предполагаем, что подобное содержание курса соответствует возрастным возможностям учеников старших классов, и они имеют практическую значимость и полезность для подростков, так как дают первоначальное представление об институте брака и семьи, безотносительно самого учащегося, и повышает его духовно-нравственный уровень. А так же, постепенно, приведет к формированию у подростка образа его будущего ребенка, не с точки зрения его «производства», а с позиции нравственности и духовности. А так же эти курсы соответствую запросам современного общества. Следовательно, выполняет свое предназначение.

Список литературы:

1. Baumrind, D. Parenting styles and adolescent development. In R. Lerner, A. C. Peterson, & J. 1991. – 204с..

2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000. – 184с .

3. Бенин В.Л. Педагогическая культура : филос.-социол. анализ. -Уфа : Башкир. пед. ин-т, 1997. – 144 с.

4. Богданов Д.А; Васильев В.Г; Ермаков С.В. О молодежи: исторический возраст и периодизация//Перемены - 2007.-№6

5. Бойцов Л. «Отцы и дети: корневой вопрос современной жизни». [Электронный ресурс]//(www.russia-today.ru)

6. Борисов И. «Запретный плод для российской школы. Управление школой»// (http://upr.1september.ru/1999/upr37.htm)