СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Предыстория и рождение фотографии
Тема 1. Введение. Проблемы изучения истории фотографии.
Проблемы изучения фотографии как искусства. Связь с наукой и техникой как препятствие для признания фотографии. Проблема внедрения фотографии в сложившуюся культурную систему. “Неподконтрольность” фотографии классической истории искусства из-за доли механистического начала в ней. Вхождение фотографии в музеи с 1930-х годов (США) и её повсеместное признание к 1970-м годам.
Периодизация и различные разногласия по этому поводу, необходимость учитывать множество факторов - историю науки и техники, историю искусства, культурный контекст. Варианты периодизаций: согласно истории стран, согласно техническим изобретениям, согласно этапам в истории искусства, согласно творчеству известных фотомастеров, по десятилетиям. Зависимость от специфики страны. Невыясненность причин некоторых явлений в истории фотографии (случай с распространённостью дагерротипа в США).
Варианты подхода к истории фотографии: с точки зрения истории техники, истории развития отдельных фотографов, связи истории искусства с фотографией, истории развития жанров фото, изучение фотографии как части культуры. Важность культурологического аспекта. Трансформация взгляда фотографов на мир как ключевой акцент лекций. Важность взаимосвязи основных научных открытий и становления художественного языка фотографии. Изменения в восприятии фотографии и её статуса в культуре. Функции и роли фотографии. Фотография как источник для истории мировоззрений, для понимания духа той или иной эпохи. Отражение изменений картины мира в истории фотографии. Специфика 19 и 20 века.
Необходимость ограничивать рассмотрение материала - географически и исторически. Хронологические рубежи: от краткой предыстории фотографии до 1990-х годов. Основные этапы, согласно которым построен курс лекций: предыстория фотографии и её изобретение, 1840-е годы, 1850-1880-е годы, 1890-1910-е годы, 1920-1930-е годы, 1940-1960-е годы, 1970-1990- е годы. Географические границы: Западная Европа и Северная Америка, с включением отдельных мастеров из других стран. Рассмотрение техники и технологий в той мере, в которой это необходимо. Неполнота охвата имён и произведений в лекциях. Изобилие материала. Необходимость учитывать дистанцию между фотографией разных исторических эпох и современным зрителем.
Состояние изученности истории фотографии в России. Литература по истории фотографии. Проблемы с её использованием и необходимые рекомендации. Основные отечественные и зарубежные исследования. Интернет-ресурсы.
Тема 2. Предыстория изобретения фотографии и её появление.
Упоминания о камере обскуре ещё в 5-ом веке до н. э. - описание китайского философа Ми Ти; упоминания о камере обскуре у Аристотеля, у арабского физика и математика X века Альхазена из Басры.
Средневековые “тёмные комнаты” - первые камеры обскуры. Важность соразмерности величины отверстия с расстоянием до противоположной стены. Проекция "вверх ногами" на стене, противоположной отверстию. Отсутствие резкости изображения. Использование камеры обскуры инженерами для снятия планов местности. Леонардо да Винчи как первый, кому приписывают использование камеры обскуры для зарисовок с натуры, его описание камеры обскуры в “Трактате о живописи”. Ренессанс и интерес к визуальному миру. Развитие науки и её союз с искусством. Линейная перспектива, стремление к точности изображения, изучение законов зрения, научный подход к искусству, натуроподобие. Картина как окно в мир. Возникновение жанров, связанных с изучением натуры. Внимание к изучению света и его эффектов. Инструменты, позволяющие измерять пропорции, расстояния, масштаб, для создания иллюзии человеческого зрения.
Развитие оптики и усовершенствование объективов. Любовь к иллюзиям в 16-17 веке и огромный интерес к оптическим явлениям. Усовершенствование камеры обскуры в 1611 году немецким астрономом И. Кеплером. Оптическая система из вогнутой и выпуклой линз, позволяющая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры. Уменьшение размеров камеры обскуры (1655 г. - первая компактная камера обскура). Появление первого объектива - увеличительного стекла. Камера обскура как ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и экраном (полупрозрачной бумагой или матовым стеклом) в задней. Повышение резкости изображения за счёт уменьшения диаметра отверстия (не до бесконечности из-за эффекта дифракции). Рефлексная камера обскура Иоханна Цана (1685 г.) Помещение зеркала внутрь ящика под углом для получения прямого изображения на верхней части ящика. Современные стенопы как наследники старых камер обскур (фотокамеры с маленьким отверстием вместо объектива), служащие для получения мягкого рисунка, идеальной перспективы и большой глубины резкости.
Использование проекций камеры обскуры художниками. Удобство в точности передачи деталей и перспективы. Эффект "беспорядочных кругов" вокруг ярко освещенных участков на картинах Я.Вермера. Особенности рисунков Каналетто, связанные с использованием камеры обскуры и точность городской ведуты. Использование художниками тентов и палаток для работы с камерой обскурой.
Применение камеры люциды (изобретенной в 1807 г. английским физиком Волластоном). Конструктивные особенности - четырехгранная призма, при определенном угле зрения совмещающая видимое глазом изображение пейзажа с листом бумаги, на котором делается зарисовка.
Зеркало Клода Лоррена как оптический прибор. Панорама Роберта Баркера (патент 1787), использование её эффектов в более раннем театре. Зал с системой верхних окон, куда помещалось большое полотно по кругу. Изменение вида картины (пейзажа) в зависимости от естественного освещения (принцип витража).
Диорама и усовершенствования Л.-Ж.М.Дагерра в этой области (1822 г.) Двойная система освещения полотна, написанного прозрачными (передняя часть) и непрозрачными (оборотная сторона полотна) красками. Воспроизведение эффектов смены времени суток и изменения в сюжете и мотиве изображения. Диорама "Ночная месса в Сент-Этьен-дю-Мон" (1834). Зрелищность и популярность диорам. Романтические мотивы (изображения церквей). Связь с транспарантной живописью эпохи романтизма и поэтика света в эту эпоху. Тема мистерии. Ритуалы показа транспарантных акварелей (Фридрих). Стремление к синтезу искусств. Романтические сюжеты транспарантов.
Химическая предыстория фотографии. Попытки вести феномен фотографии от оттиска (печать), Туринской плащаницы. Открытие Иоганна Гейнриха Шульце в 1725 году: обнаружение, что свет вызывает потемнение солей серебра. Нестабильность полученного потемнения. Эксперименты с буквами и фигурами, приложенными к бутылке со смесью (мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворенного серебра). Опыты владельца английских керамических мануфактур Томаса Веджвуда (1800 г.) с пропиткой кожи и бумаги раствором азотнокислого серебра - ляписа и попытка получить изображения растений и насекомых. Намерение с помощью трафарета наносить орнамент на керамическую посуду для экономии на труде художников. Неудача с закреплением изображения.
Предсказание феномена фотографии в литературе: Тифэнь Де Ла Рош , книга-сказка 'Giphantie'. Потребность культуры в появлении фотографии. Поиски в искусстве реалистического и натуралистического. Интерес к науке в 19 веке. Живопись как наука. Социальные предпосылки возникновения фотографии. Массовый вкус и его роль. Информативность и развлекательность как требования к качествам объектов искусства. "Предчувствие фотографического видения" у некоторых художников (фрагментированность, дотошность в передаче натуры, крупные планы и т.п.). Интерес к видимому в XIX веке, доверие к зрению.
Рождение фотографии. Опыты Жозефа Нисефора Ньепса (1765-1833) и Луи-Жака Манде Дагерра (1787-1851). Попытка Ньепса в 1827 году представить свой доклад, посвящённый новому открытию, Королевскому обществу в Лондоне. Эксперименты с механическим размножением гравюр. Получение оттиска с промасленного для большей прозрачности рисунка на сирийском асфальте (смола), затвердевавшем в зависимости от степени освещенности. Отмывка изображения лавандовым маслом, смывающим затемненные части. Получение рельефа для оттисков типографской краской. Гравировка изображения на оловянной пластине. Ньепсотипия (гелиография) как основа фотомеханических репродукционных процессов в полиграфии. сокращение выдержек Первая ньепсотипия на асфальте в 1826 году (выдержка 6 часов).
Содружество Ньепса с Дагерром с 1829 по 1833 г. Опыты Дагерра с йодистым серебром и нежелание знакомить компаньона с их результатами. Переименование после смерти Ньепса “Ньепсотипии” в “Дагерротипию” (договор с наследником Ньепса). Попытка создания акционерного общества для получения выгоды от изобретения пластинок с серебром и неудача Дагерра. Обращение к секретарю Парижской академии наук Луи Араго в 1839 году. Доклад Араго 7 января 1839 года, посвящённый рождению дагерротипии. Доступность изобретения всем желающим (раскрытие секрета по инициативе Дагерра). Способ, основанный на использовании посеребрённых пластин, окуренных в парах йода (для получения галоидного серебра) и помещённых в камеру обскуру. Проявление изображения с помощью паров ртути. Закрепление изображения с помощью хлористого натрия или железосинеродистого калия. Джон Гершель и его закрепление дагерротипа с помощью гипосульфита (тиосульфата натрия). Особенности дагерротипа: уникальность, позитивное зеркально перевёрнутое изображение, точность деталей, нежность рисунка.
Метод Ипполита Байяра (публикация 1839 г.). Получение прямого позитива на бумаге, пропитанной хлоридом серебра и затем йодидом калия. Длительность экспозиции (12 минут). Первая фотографическая выставка 24 июня 1839 года. Проигрыш Дагерру и разочарование в методе.