Смекни!
smekni.com

Рефл-бук Ваклер 2001 (стр. 77 из 120)

"Почти все культуры были в большей или меньшей степени ориентированы на периодические силовые кон­фликты и нуждались в потенциальном противостоянии для воспроизводства своей духовной идентичности. Фи­гуры героя, богатыря, воителя, стилизованные нацио­нальными писателями XIX века в "защитников отечес­тва", относятся к числу стержневых образов едва ли не каждой традиционной культуры. Память о звенящих ме­чах и победных литаврах актуализируется в критические моменты, подсказывая испытанные способы решения проблем" [214, с. 137].

Общество сегодняшнего дня также повторяет мифоло­гемы прошлого. Так, к примеру, Александр Невский,

404

громящий немецких рыцарей, появляется в киновариан­те именно тогда, когда это необходимо. Владимир Крюч­ков, рассуждая о советско-китайском конфликте, также подчеркивает важность личностного фактора: "Все же доминирующими были именно субъективные факторы, которые мы, к сожалению, привыкли почему-то недооце­нивать. А ведь несовершенство общественно-государс­твенных систем во всем мире волей-неволей обуславли­вает первостепенную роль и значение личности, особенно оказавшейся во главе государства" [143, с. 102]. Дэвид Винтер предложил три возможных варианта мо­делей лидера [587]. Подходить к классификации следует, считает он, строя анализ лидера по таким трем составля­ющим: характеристики лидера, соответствие лидера и си­туации, соответствие лидера и его сторонников.

Характеристики лидера

В личностные характеристики лидера попадает поня­тие харизмы, введенное М. Вебером. Вебер называет та­кие факторы, которые оправдывают господство одного над другими. Во-первых, это авторитет традиционных норм. Во-вторых, это легальный авторитет, которому подчиняется современный служащий. В третьих, это харизма - авторитет уникального личного дара: "Полная личная преданность или личное доверие, вызываемое на­личием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический пар­тийный вождь" [53, с. 646].

Грег Кешмен говорит о том, что доминирующие личнос­ти, американскими примерами которых являются Линдон Джонсон, Ричард Никсон или Генри Киссинджер, скорее оправдывают применение силы, чем прилагают усилия, направленные на примирение [47, р. 41]. Анали­зируя предполагаемые действия американских президен­тов на основании этого параметра, в 77% случаях удалось правильно предсказать, применит ли силу данное лицо.

405

Другим таким параметром, который проверялся в ас­пекте отношений Америки к Советскому Союзу, стало следующее наблюдение: экстраверты скорее выходили на политику сотрудничества, чем интроверты. Сочетание та­ких двух факторов, как доминирование и экстраверт, соз­дает самое взрывоопасное сочетание. В американском списке таких лиц стоят Джон Даллес, Вудро Вильсон, Герберт Гувер.

Еще один параметр — нарциссизм — это эгоизм, экс­плуатация других, чувствительность к оценкам других. Нарциссизм также коррелирует с агрессивностью и враж­дебностью. Такой особенностью обладает Саддам Хусейн, ставящий себя в список выдающихся личностей типа Нассера, Мао, Кастро. В этом аспекте характерно приводимое Фушем [150, с. 131] высказывание Гитлера: "Я не могу ошибаться. Все, что я делаю и говорю, при­надлежит истории".

Соответствие лидера и ситуации

Эрик Хоффер [493] считал, что массовое движение возглавляет последовательный ряд типов лидеров, обра­зующий своего рода цикл. Сначала его возглавляют люди слова, затем идеи материализуются фанатиками и, нако­нец, движение консолидируется людьми действия.

"Обычно плюс для движения и, возможно, предпо­сылка его продолжительности, если эти роли играют раз­ные люди, последовательно сменяющие друг друга, когда этого требуют условия. Если же одно лицо или лица (или тот же тип лиц) ведут движение от его начала до зрелос­ти, это обычно завершается бедствием" [493, р. 134].

С этой точки зрения смена человека слова (Горбачев) человеком действия (Б. Ельциным) в случае России была лучше, чем снова человеком слова (Л. Кравчук) в случае Украины.

В число фанатиков Э. Хоффер вписывает Сталина и Гитлера. Некоторые люди проходят подобные изменения в себе. К примеру, Л. Троцкий как человек слова сменил­ся Л. Троцким-фанатиком.

406

Дж. Барбер в своей книге "Пульс политики" [587] пос­троил модель выборов американских президентов в виде следующего цикла: сначала идет акцент на конфликте сил, затем — на совести, а потом — на примирении всех сил. В год конфликта в выборах президента побеждает тот, кто выглядит победителем, в год примирения — тот, кто пообещает посадить всех вместе за стол переговоров. Интересно, насколько быстро после своего переизбрания президент России Б. Ельцин заговорил о примирении всех сил, признав даже подобным праздником 7 ноября. Вспомним, кстати, как и в период перестройки возник мотив покаяния, которого стали требовать предположи­тельно от власти с подачи академика Д. Лихачева.

Соответствия лидера и его сторонников

Подойдем к проблеме как бы с обратной стороны, с исключений. Д. Винтер считает, что Абрахам Линкольн, являвшийся одним из двух величайших американских президентов, был избран из четырех основных кандида­тов с небольшим преимуществом. Это говорит о том, что его мотивационный профиль не совпадал с ожиданиями большинства населения в 1860-х. Ряд других американ­ских президентов, таких как Вашингтон, Рузвельт, Тру­мэн и Кеннеди, также далеко не во всем совпадали с ожиданиями своего населения в период выборов, в то же время очень высоко оцениваются историками. Трое из четырех президентов, чьи мотивационные профили сов­падали с ожиданиями населения (Бухенен, Грант, Хардинг, Кулидж), считаются наихудшими президентами США в истории.

Аналогично Э. Эриксон, изучая личности таких лиде­ров, как Лютер, Ганди, Гитлер, предложил теорию, в со­ответствии с которой требуется совпадение (конгруэн­ция) характеристик лидера и характеристик его последователей.

Рассмотрев общие проблемы политического поля, в котором функционирует лидер, перейдем теперь к неко­торым конкретным видам анализа его личности.

407

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Тексты призваны дать нам выход на личность лидера, что является особо важным при таких четырех условиях [сформулированных Ф. Гринстайном цит. 586]:

1. Когда действующее лицо занимает стратегические позиции.

2. Когда ситуация является неоднозначной и неста­бильной.

3. Когда нет четких прецедентов или рутинных требо­ваний к роли.

4. Когда требуется импровизационное поведение.

Реально, занимаясь изучением текстов, мы хотим предсказать поведение лидера на основании его прошло­го поведения. Кстати, так можно определить и все это направление — попытка выйти на невербальные характе­ристики лидера, опираясь на вербальные характеристики его текстов. Особенно это важно для нас, конечно, тогда, когда лицо занимает стратегические позиции, и когда в неоднозначной ситуации у него не будет подсказок в ви­де рутинных операций.

Дэвид Винтер строит следующую таблицу личностных характеристик лидеров, ведущих к войне или миру [586, р. 93]:

Предрасполо­женность к войне Предрасположен­ность к миру
Мотивы Мотив власти Мотив отношений
Когнитивные представления Национализм Самоуверенность Самооценка
Когнитивный стиль Интегративная сложность
Темперамент и межличностные характеристики Доминирование Соревнователь­ность Недоверие Экстраверт Доверие

408

Одной из первых работ по политической психологии лидеров стал анализ американского президента Вудро Вильсона, проделанный классиком психоанализа 3. Фрей­дом и американским послом Уильямом Буллитом" [351]. Буллит знал Вильсона лично и работал под его руководс­твом, что особо подчеркивает в своем предисловии 3. Фрейд. В книге достаточно много интересных фактов, раскрывающих характер президента. Вплоть до таких подробностей, что он отказался позировать художнику Орпену, после того как обнаружил, что художник не так изобразил его уши. Вильсон не мог простить Теодору Рузвельту его слова, что он слишком похож на аптекаря, чтобы быть избранным президентом США. Авторы, к примеру, описывают его внешность следующим образом:

"Его уродливые черты еще больше портили очки, которые не примыкали ни к одной стороне его выдающе­гося вперед носа, и удивительно плохие зубы. Он никог­да не курил, но его зубы быстро разрушались; так что, когда он улыбался, выставляя их напоказ, были видны желтые, коричневые и голубые пятна с проблесками зо­лота тут и там. Его кожа по цвету напоминала замазку, к тому же она была покрыта нездоровыми пятнами. Его ноги были слишком короткими для его тела, так что си­дя он выглядел лучше, чем стоя" [351, с. 47].

В психологический портрет президента вписываются такие характеристики:

а) Вильсон отождествлял себя с Христом, а отца с Богом;

б) у него было сильное Супер-Эго: "Супер-Эго никог­да не удовлетворяется достигнутым. Оно постоянно тре­бует: ты можешь сделать невозможное возможным! Ты являешься любимым сыном Отца!" [351, с. 56];

Все это приводит к оправданности любого поступка:

"Томми Вильсон мог оправдать многие свои странные действия вследствие такого бессознательного убеждения. Что бы он ни делал, должно было быть правильным, так как это делал Бог. Иногда он признавал, что заблуждал­ся. Но никогда не признавал, что поступал несправедли­во" [351, с. 75];

409

в) отсюда вытекает определенная пассивность Вильсо­на по отношению к отцу. И становится ясно, почему Вильсон так любил произносить речи. "Когда он говорил, он делал то, что хотел от него отец, но, посредством отождествления, он становился также своим отцом" [351, с. 77]. И еще: "Всю свою жизнь он наслаждался ежеднев­но актами подчинения Богу: утренние молитвы, вечерние молитвы, хвалы Богу перед каждым принятием пищи и ежедневное чтение Библии" [351];