Я знаю, что вы можете не согласиться с тем, что я сейчас говорю, но в каждом из вас живет эта любовь, и вы ничего не сможете с ней сделать.
Однако существует одна проблема. Ваша злость друг на друга, обиды, возмущение и разочарование могут испачкать полотенца-отношения, которые у вас есть. Если вы позволите грязи скопиться на вашем полотенце и не станете счищать ее, вы никогда не познаете любви, которая живет в нашей семье».
Затем я повернулся к 5-летнему Мейсону и спросил: «Что ты почувствовал, когда твой старший брат Остин забрал у тебя игрушку?»
«Я разозлился», - быстро ответил Мейсон.
«Что ты ощущал перед тем, как разозлиться, в тот момент, когда он забирал твою игрушку?», - спросил я ещё раз.
«Мне стало грустно».
«Мейсон, ты сказал Остину, что он обидел тебя?»
«Нет, - ответил Мейсон. – «Я просто разозлился и ударил его».
Затем, я спросил Остина: «Что ты почувствовал, получив удар?»
Остин ответил: «Я обиделся, а потом я разозлился ещё больше и тоже ударил Мейсона».
Я продолжил: «Значит, вы затеяли драку. Я позвал Мейсона, он нагрубил мне, тем самым обидев меня. Итак, что если теперь ваша сестра Джанаки (моя 12-летняя дочь) придет ко мне и попросит денег, чтобы пойти в кино? Что я ей скажу?»
Дети ответили одновременно: «Ты не дашь ей».
Я сказал: «Возможно, я даже нагрублю ей безо всякого на то основания, просто потому что Мейсон нагрубил мне».
Я переключил их внимание на кухонные полотенца: «Теперь посмотрите на полотенца, которые вы держите. Остин испачкал то, что соединяет его с Мейсоном, когда отобрал у брата игрушку. Чувства Мейсона были задеты, но вместо того, чтобы сказать об этом Остину, он испачкал полотенце ещё больше, испортив отношения с Остином. Чем больше грязи, тем меньше общения. Скоро ваши отношения полностью нарушились, и вы начали драку.
Когда я позвал Мейсона, чей голос я услышал, он нагрубил мне, тем самым испачкав полотенце между Мейсоном и мной. Это полотенце представляет собой наши с ним отношения».
Я сказал: «Теперь из-за этой грязи задеты и мои чувства. Я не отличаюсь от вас и тоже могу обидеть кого-то!
Как я почувствую себя, обидевшись?» - спросил я.
«Ты разозлишься», – ответили дети.
Я продолжал говорить с ними на эту тему: «Итак, если бы Джанаки попросила у меня денег, чтобы пойти в кино, я бы разозлился на нее и испачкал бы полотенце наших с ней отношений. Теперь грязные полотенца соединяют меня с Мейсоном и Джанаки, но моя обида ещё не прошла.
Итак, я все ещё обижен, и тут подошла бы мама и попросила бы меня вынести мусор. Как бы я отреагировал?»
Они сказали: «Ты бы разозлился на нее».
«При том, без причины, - добавил я. – Что мне нужно было сделать, когда Мейсон нагрубил мне?»
Они ответили: «Ты должен был рассказать Мейсону о том, что ты почувствовал».
«Точно», - сказал я. «Теперь, Остин, - задал я вопрос, - Если бы Мейсон сказал тебе, как сильно ты его обидел, забрав его игрушку, как ты думаешь, стали бы вы драться?»
«Конечно, нет», - сказал Остин.
«Почему?» – спросил я.
Он ответил: «Потому что мои чувства не были бы задеты, а Мейсон почувствовал бы себя лучше».
Я сказал: «Уверен, что Остин забрал игрушку в первую очередь потому, что кто-то обидел его до этого, и обида заставила его разозлиться на весь мир».
Тонкая рамка
Скоро мои дети осознали связывающие нас отношения и выбор, имеющийся у каждого из нас: мы можем сказать правду о наших отношениях, основанных на любви, или мы можем грубо отреагировать на обиду, которую причинили нам другие.
«В такой большой семье, как у нас, - сказал я им, - мы должны научиться выражать свои чувства и уважать чувства других».
Я спросил их: «Вы думаете люди начинают войны, потому что хотят убить друг друга или вы считаете, что это происходит из-за чьей-то обиды? Когда людей обижают снова и снова, как вы думаете, что они чувствуют?»
Дети ответили: «Люди злятся и начинают воевать».
Я задал ещё один вопрос: «Что вы будете делать, чтобы избежать подобных войн?»
«Мы будем просить обиженных людей, чтобы они рассказали нам о своих чувствах».
«Как вы думаете, люди, наносившие обиды, понимали, что задели их чувства?»
Дети сказали: «Наверное, нет. Если обе стороны были бы честны друг с другом и рассказали о том, что они действительно ощущают, может быть, они бы даже подружились».
«Трудно быть честным и рассказать о своих чувствах, не правда ли? А теперь сравните свои ощущения теперь и во время драки и расскажите мне о них».
Мальчики ответили, что чувствуют себя намного лучше. «Ты любишь своего брата?» - спросил я Мейсона: Он ответил: «Да».
«Я тоже тебя люблю, Мейсон. Мы - друзья» - отреагировал Остин.
Я попросил детей взглянуть на полотенца, которые мы держали, и сказал:
« Если мы будем оставлять грязь на этих полотенцах, сможем ли мы любить друг друга и наслаждаться временем, проведенным вместе? Когда вас обижают, сердце, источник ваших чувств, закрывается. Не ощущая любви в своем сердце, вы становитесь злыми и неосознанно обижаете друг друга так же, как Мейсон обидел меня, потому что став слишком грязными, ваши отношения уже не смогли бы стать прежними. Любовь и желание общаться, живущие в вашем сердце, уходили бы все глубже и глубже, пока вы не ощутили бы себя старыми и гнилыми».
Остин крикнул: «Группа, обниматься!!!» и кризис завершился большой давкой и чистыми полотенцами.
Я постоянно использую этот метод и другие известные мне методики, включающие и сказки на ночь, и футбол на заднем дворе, для того, что иметь возможность показать детям, как их действия влияют на других. Наши занятия футболом бывают довольно напряженными, и всякий раз во время игры, мы получаем урок, как общаться друг с другом, и, что ещё важнее, как понять чувства друг друга. Каждый хочет быть любимым, моя цель показать детям, как замечательно бывает проявить свою любовь.
Запоминание наизусть.
Дети испытывают напряжение не только на игровой площадке. Многие дети считают, что учеба может быть ещё худшим «медведем в лесу». Концентрация на уроке и сохранение полученной информации стали настоящей проблемой современной образовательной системы.
Исследования показали, что дети сохраняют в памяти:
- 10% того, что они читают,
- 20% того, что они слышат,
- 30% того, что они видят,
- 50% того, что они слышат и видят,
- 70% того, что они проговаривают,
- 90% того, что они проговаривают или делают.
Большая часть преподавания в американских школах сводится к простому вербальному общению, поэтому у детей нет возможности запоминать столько, сколько от них ждут. В странах, где все ещё сильны традиции, обучение происходило на примере и на деле. Дети могли, посмотрев на плотницкую работу своего отца, захотеть повторить ее. Они могли подобрать несколько инструментов, как это всегда делают мои дети, и «поиграть» с ними. Делая что-то в атмосфере игры, дети обучаются. Дело заключается в том, что не все дети воспринимают информацию одинаково. Разные типы детей, по Аюрведической классификации, так же имеют свои особенности восприятия.
Ребенок зимнего типа - слуховая память,
Ребенок летнего типа - визуальная память,
Ребенок весеннего типа - моторная память.
У всех детей развита слуховая, визуальная и моторная память, но зная тип своего ребенка, вы сможете понять то, каким способом он легче всего воспринимает информацию. Далее в этой главе вы найдете эти и другие различия и некоторые способы лечения нарушений восприятия, но помните, что лучше всего ребенок запоминает и учится в атмосфере игры, имитируя ваши действия.
«Зимний» слух.
Ребенок зимнего типа или Вата бывает беспокойным и легко перевозбуждается, поэтому иногда его нелегко успокоить, заставить сконцентрироваться и выучить что-то. По своей природе их ум очень чувствительный и легче всего воспринимает информацию на слух, потому что это самая быстрая система передачи знаний. Когда у таких детей нет нарушений, они легко и быстро запоминают новое, но с трудом удерживают его. У них очень развита краткосрочная память.
«Летнее» зрение.
У ребенка летнего типа или Питта чаще всего не бывает трудностей с учебой. Они горячи, энергичны и стремятся к лидерству. Они прекрасно ощущают себя в нашем вечно спешащем и яростном обществе. Лучше всего они воспринимают информацию визуально, поэтому им достаточно прочитать книгу или посмотреть на школьную доску, чтобы извлечь пользу из своей способности. Так как их натура стремится к умеренности во многих вещах, и расположены они между зимой и весной, эти дети хорошо владеют как краткосрочной, так и долгосрочной памятью.
«Весеннее» движение.
Обычно дети весеннего типа отличаются склонностью к лени, медлительностью и методичностью, что отражается на их манере восприятия. Часто они не справляются с быстрым темпом обучения в классе, основанном на звуках. Если они что-то запомнили, они хранят эту информацию всю жизнь, но запоминание нового дается им с трудом. Это особенно сильно проявляется в то время, когда они находятся в весеннем цикле жизни (до 12 лет). Лучше всего они учатся, когда в процесс обучения включено движение, модели или предметы, которые они могут передвигать, так как использование всех чувств позволяет им полностью запомнить полученный опыт. Они обладают тем, что можно назвать безлимитной долгосрочной памятью, но часто страдают от проблем с краткосрочной, отчего окружающие часто считают их забывчивыми.
Помните, дети, представляющие собой один тип, встречаются редко. Обычно они сочетают в себе характеристики двух типов, которые смягчают и сглаживают острые углы характера каждого из них.
Нарушения восприятия у детей.
Западная наука различает два типа нарушения восприятия: СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Если говорить в общем, то дети весеннего типа чаще склонны к СДВ, а дети зимнего и, возможно, летнего типа – к СДВГ. До вступления в подростковый период, дети переживают (по ведической классификации) «тяжелый» и «медленный» жизненный цикл, поэтому именно в это время они больше всего склонны к неправильному питанию, отсутствию упражнений и высокому уровню стресса. Все эти факторы приводят к развитию дефицита внимания.