Смекни!
smekni.com

Департамент образования администрации города перми (стр. 14 из 24)

Вся возникающая полнота нового не может не затронуть оснований образования. Ростки этого нового можно увидеть во многих школах. В гимназии, где ведется целенаправленная работа по освоению нового, внесению его в существующую жизнь, это новое становится четким, выпуклым и осязаемым. Так

в области содержания образования:

- наличие концептуализма;

- реализация программ повышенной сложности, фундаментализация образования;

- введение спецкурсов – философия, эстетика, политология, социология;

- внимание к аксиологической антропологии;

- создание условий для развития авторского творчества, консолидации педагогического сообщества;

- развитие форм интеграции образования;

- плюрализм и позиционирование;

- рассмотрение вероятностных процессов, неравновесных, нелинейных систем.

в области воспитания:

- «человекосберегающая» функция воспитания как сбережение и укрепление физического и психического здоровья;

- воспитание личности разумно-гуманной, свободной и ответственной, с гражданской позицией;

в сфере ведения учебного процесса:

- разработка новых демократических принципов управления ОУ;

- расширение классно-урочной системы или развитие альтернативы к ней;

- развитие и укрепление знаний, ведущих к самостоятельным усилиям учеников, развивающих ассоциативность и креативность мышления;

- введение учеников в культурные контексты предметных знаний;

- поддержка индивидуальности, развитие индивидуализации образования;

- обучение исследовательским навыкам, широкое использование перспективных информационных и коммуникационных технологий;

- толерантная педагогика.

Много и плодотворно говорится в педагогической среде о современном уроке, его многозначности, о традиционном и ином подходах к нему в рамках «незыблемой» классно-урочной системы. Но при этом у зрелых и молодых педагогов при анализе ее эффективности возникают мысли о необходимости изменения данной системы. Причины, лежащие в основе такой необходимости, можно указать следующие:

- индивидуализация образования требует адекватной организации учебного процесса;

- классно-урочная система тяготеет к фронтальным формам работы;

- ей свойственно применение процесса обучения вместо развития процесса учения;

- управление учебной деятельностью, как правило, принадлежит учителю, ученик не научается управлению собственной деятельностью;

- процесс усвоения материала строится на восприятии малых доз;

- обучение ведется в сравнении полученных учебных результатов с известным « правильным» результатом или ответом и т.п.

Возникающий соблазн разрушения классно-урочной системы сменяется поиском путей и форм ее расширения в соответствии с конкретной задачей. Как пример такого подхода можно привести работу по элективному курсу «Эстетика».

Принимается решение о проведении своеобразного эксперимента – «погружения» в эстетику для учащихся 10-х классов». Учащиеся не изучали эстетику, не слушали пропедевтического курса. Однако, изучение профильно-ориентированных курсов предполагает наличие сформированный системы эстетических знаний, ценностей, вкусов у учащихся, построенного культурного пространства, собственных траекторий в нем.

Погружение состоит из 4-х циклов и осуществляется в режиме: установочная лекция, индивидуальные занятия-консультации с преподавателями, заключающий цикл-семинар, проводящийся в той или иной, но эмоционально-наполненной, оригинальной форме, усиливающей качество восприятия и изучения.

Большой объем осваиваемого материала, небольшой промежуток времени, сложность задач и многоцелевые установки потребовали продуктивно концептуальной идеи формирования содержания и организации курсов в целом. Выбирается концепт: «Эстетика в процессе развития – классика, модерн, постмодерн». Не просто выделение трех структурных частей, а отслеживание процесса развития культуры – от классики к модернизму, от модернизма к постмодернизму. При таком подходе учащиеся создают систему координат, позволяющую не только получить достаточно обширный материал, а построить объемное культурное пространство с исторической ретро- и перспективой, населенное героями, образами, персоналиями, пронизанное сложными связями.

Первый цикл «Введение в классическую эстетику» начинается с видео- слайд- лекции.

После лекции учащимся предлагается перечень оригинальных тем для собственной разработки. Выбрав тему, они получают индивидуальное задание для работы над ней. Темы посвящены эстетическим категориям – прекрасное, выразительное, возвышенное, низменное, ужасное, трагическое и комическое и т. д; художественному образу; человеку в искусстве.

На индивидуальных консультациях тема проблематизируется, подбирается литература и видеоряд. Заканчивается цикл семинаром-обсуждением.

В целом этот цикл является научно-философским, знакомит учащихся с эстетикой, частью философской науки.

Второй цикл «Основные направления в мировой культуре» в этом курсе играет интегральную роль, основываясь на знаниях учащихся по истории, литературе, музыуке, изобразительному искусству, МХК. Рассмотрение эстетических устремлений античности, средневековья, художественных стилей – романский и готический, погружение в бурную эпоху Возрождения, сравнение и анализ барокко, рококо, классицизма, романтизма и, наконец, полистилизма ХХ века позволяют учащимся увидеть единый культурный процесс в развитии.

На семинаре представляется мини-справочник «Основные направления в мировой культуре», созданный совместными усилиями учащихся и педагогов. Каждое направление презентуется группой учащихся по следующим позициям: направление – период - особенности эпохи – характеристика направления – образцы. В игровой форме определяется порядок исторического следования культурных эпох и выбирается символ эпохи. Этот цикл в отличие от других в большей степени является историко-культурологическим.

Третий цикл посвящен малознакомой учащимся, малоизучаемой в школе эпохе модернизма. Модернизму присуще авторское начало, прогрессизм, спроецированный в культуру, идеология нового, идея личности. Самоутверждение личности достигает вершины.

Лекция по этой теме начинается с широкого философского анализа смены рациональности как культуры мышления, перехода от классики к неклассике. Учащиеся знакомятся с художественными манифестами великих творцов и широкой палитрой разноообразных художественных направлений в изобразительном и прикладном искусстве, музыке и литературе.

По результатам самостоятельной работы создается учебный справочник «Модернизм», включающий описание направлений в виде таблиц (импрессионизм, неоимпрессионизм, примитивизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм. сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство и др ) в следующих позициях: направление-время-эпоха- характеристика -персоналии-знаковая фигура-цитата.

Цикл заканчивается имитационно – ролевой игрой «Парижское кафе на Монмартре». Каждый посетитель получает буклет оформленный копиями графических работ Марка Шагала – трогательный скрипач, составляющий со своей скрипкой единое целое и художник со своей музой. К учащимся- посетителям кафе – обращены слова:

«Мы рады принять Вас в кафе «Модерн» на Монмартре, в Париже, в Художественной Мекке мира.

Встречаясь с Вами здесь и сейчас, мы проносим встречу сквозь годы и столетия и одновременно общаемся с нашими знаменитыми завсегдатаями – Поэтами и Писателями, Художниками и Музыкантами. Их имена: Г.Апполинер, Э.Мане, Э.Золя, К. Моне, К. Писарро, Ж.Сера, А. Сислей, П.Пикассо, А. Модильяни, М.Шагал, М.Равель…

Мы гордимся этими великими гражданами мира и никогда не забываем, что именно здесь рождались художественные идеи Модернизма с его неуемной жаждой новизны и разрушения канонов. Они были молоды, влюбчивы и любимы, блестящи и остроумны, шутливы и серьезны, живы и озорны, вдумчивы и гениальны, остро воспринимали трагизм и величие времени. Надеемся, что Вам у нас будет хорошо. Благодарим за радость общения».

Благодаря игре и знаниям участников этого проекта, оживают великие завсегдатаи этого стилизованного кафе, они говорят о своих произведения, творческих устремлениях, исканиях, сложностях судьбы. Антураж кафе тоже соответствующий – мягкая драпировка, портреты, картины, стихи. В целом этот цикл можно назвать эмоционально-выразительным.

Четвертый цикл « Постмодернизм» оказывается для учащихся настоящей революцией в понятиях, представлениях, идеях. Это и не удивительно, так как даже методологи называют постмодернизм «лингвистической революцией». На лекции учащиеся знакомятся с переоценкой ценностей эпохи модерна, им раскрываются предпосылки эпохи постмодернизма:

- потребность в глобальной мировоззренческой переориентации человечества;

- ХХ век – век мировых катастроф; человечество подошло к грани самоуничтожения.

В ходе беседы ведется обсуждение процесса трансформации общества, фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления. Соотносятся модернизм и постмодернизм, рассматривается переход от ценностной иерархии модернизма (новое всегда лучше старого) к постмодернистскому отказу от иерархии, оценок, сравнений… Заканчивается лекция описанием постмодернистских претензий и его новых правил, очерчиваются особенности философии постмодернизма.

После лекции, выбрав задание – тему доклада, все начинают готовиться к гимназической конференции «Постмодернизм – современная культурная эпоха» по уже описанному алгоритму. Заканчивается весь проект проведением конференции. На ней обсуждается большое число вопросов, таких как: интерпретативный разум, новое мышление, новое представление о пространстве и времени, деконструкция как метод, плюрализм как философская стратегия, герои и идеи постмодернизма. Демонстрируются тщательно подготовленные видеоматериалы с использованием электронного проектора. Этот заключительный цикл проекта можно назвать научным, а весь проект – мировоззренческим, способствующим формированию современной художественной картины мира у учащихся.