В современной картине мира прокладывает себе дорогу новая неклассическая и неонеклассическая рациональность. Она уже не так строга и не так непримирима, демонстрирует открытость сознания к разнообразным подходам. Познание уже не просто обязательное приближение к абсолютному знанию, но расширение области и границ доступного, увеличение соприкосновения с непознанным. Неравновесная термодинамика, нелинейный анализ, бифуркационный механизм развития явились той парадигмальной основой, которая привела к развитию теории самоорганизации (синергетики), описывающей поведение сложных открытых, нелинейных, неравновесных систем в разных сферах (живая и неживая природа; социальные системы;…).
Рассмотрим вопросы становления нового типа рациональности в связи с новой парадигмой образования. Современное образование не может не восходить к современной науке, и не задаваться вопросами – какая она, каковы особенности современной мысли, мыслительной деятельности, мыслительной культуры?
Образование содержательно и технологически неизбежно обращается к познавательным нормам и идеалам, соотносится с их переосмыслением. Именно система знаний, познание и организация познавательной деятельности объединяют образование и науку. Когда говорится о науке, соответствующей рациональности, при этом понимается вполне определенная исследовательская и мыслительная культура – способ постановки проблем, приемы исследования, описание предметных областей и пр.
Современная школа в этом вопросе во многом еще стоит на позиции 17-18-х веков, тяготея к классическому образованию.
Наконец, в информационной сфере фиксируется, что прежде информация была дефицитным ресурсом, владение информацией обеспечивало успешность и благосостояние. В настоящем она стала легкодоступной, избыточной, информационный ресурс подешевел. Таким образом, доступность информации требует от школы переосмысления традиционной задачи по ее передаче.
Такое обилие перемен требует использования технологии перемен, когда важно рассматривать как собственно систему образования и то, что находится вне системы, но имеет образовательный эффект.
Обозначив в общем виде проблемы, с которыми соприкасается старшая школа, подчеркнем, что в центре нашего внимания стоят, прежде всего, педагогические проблемы старшей школы.
1. Современное образование и изменения в нем с точки зрения парадигмального подхода
Начать разговор о старшей школе можно по-разному: социологически, культурологически, философски, педагогически, административно; со стороны вуза, школы, министерства, родителей, учителей, учащихся и т.д. Важно, что этот разговор необходимо вести. Почему? Чем это вызвано? Почему речь идет собственно о старшей школе? Начнем отвечать на вопросы с заведомой провокации: «Сегодня специалисты ВУЗов с горечью отмечают отсутствие кругозора у выпускников школ. Не простроена персоносфера, ассоциативные связи недостаточные или непрочные, нет исторического контекста, не выражены этические и эстетические предпочтения, не сформирована интерпретативная культура и культура диалога» [1].
Эти слова можно подкрепить данными, опубликованными на основании тестирования PISA, что и читают не так, и смыслы не определяют, и задачи решают не в полноте их постановки и т.д.
Это внешняя оценка школы. А если обратиться к собственному педагогическому мнению и поставить такие, например, вопросы:
- высока ли педагогическая эффективность?
- действительно ли школа показывает высокие результаты?
- успешен ли в дальнейшем выпускник школы и кто за это несет ответственность?
- легко ли он адаптируется к вызовам времени?
- во всей ли полноте используются ресурсы?
- соответствует ли концепт современной школы уровню требований, обращенных к ней?
Скорее всего, положительные ответы не будут получены, но все эти вопросы вызовут живейший интерес, желание обсуждать, поделиться своими мыслями, обидами, опасениями, рассуждениями и, наконец, идеями.
Целью пособия является не разговор о школе, ведущийся в мажоре или миноре, а разговор о проблемах, ее противоречиях, претензиях и ожиданиях.
Российское общество находится в условиях трансформации, возникают серьезные изменения.
В образовании идет, прежде всего, процесс модернизации: вводятся новые формы контроля, порождая многочисленных как сторонников, так и противников этого, и не только в педагогической среде. Вводится профильное обучение в старшей школе, подушевое финансирование, грядут новые формы оплаты педагогического труда. Идут процессы информатизации в школе. Растет рынок дополнительных образовательных услуг. И все же общественная атмосфера пронизана неудовлетворенностью российской школой. Среди недовольных и вузы, и родители, и учителя, и сами ученики. Общественное мнение ставит современному образованию, его состоянию диагноз – «кризис оснований, целей и ценностей образования». Причем специалисты утверждают, что речь идет не только о состоянии российского образования, а и о состоянии образования в мире.
Говоря о будущем образовании, необходимо остановиться на его исторической картине, на оценке обширного педагогического арсенала и ресурсов. Получается по И.Бродскому: «настоящему, чтобы оно обернулось будущим, потребуется прошлое».
Изменения, кризисы, парадигмальные сдвиги в образовании на протяжении своего развития общество переживало не раз. Так исторические эпохи – античная, средневековье, новое время, объединенные эпохой классики, имели две парадигмы образования: катехизическую и эпистемологическую (знаниевую). Новейшее время, охваченное модернизмом, имело инструментально-технологическую парадигму. В настоящее время, время культуры постмодернизма, рождается ценностная парадигма. Менялись картины мира и культурные эпохи, типы рациональности (таблица 1)
Таблица 1
Парадигмы образования и типы обучения
Эпохи исторические | Эпохи культурные | Парадигмы образования |
Первобытная | Классика | Катехизическая Эпистемологическая (Знаниевая) |
Античная | ||
Средневековье | ||
Новое время | ||
Новейшее время | Модернизм | Инструментально-технологическая |
Настоящее время | Постмодернизм | Ценностная |
Изменились и типы обучения, перешедшие от цели получения знаний к развитию мышления и, наконец, к готовности осуществлять эффективное социальное действие. Эти соответствия приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Типы обучения
Цель | Основания технологий | Форма деятельности | Форма организации обучения |
Знание | Готовое знание | Репродуктивная | Фронтальная |
Мышление | Мышление + рефлексия | Продуктивная, | Индивидуальная |
Эффективное социальное действие | Понимание + рефлексия | Проектная | Интерактивная |
Таблица 3
Анализ образовательных парадигм
Парадигма | Цели | Результаты | +(плюсы) | -(минусы) | Что Используется |
Катехизи-ческая (авторитарная) | Введение в систему отношений: Бог – церковь –общество -человек. Передача знаний, привитие норм. | Высокая норматив-ность. Моральная регуляция. Знания – абсолют. | Массовое образование. Все знают одинаково. Человек – часть системы | Знание – абсолют. Отсутствие выбора, творчества. Репродук-тивный уровень. Зубрежка. | Репродукция знаний. Следование образцам. Признание авторитетов. |
Эпистемологическая (знаниевая) | Познание природы. Профессиона-лизм. Развитие человека – творца. Обучение всех | Знание-сила. Передача знаний. Ценность знания. Развитие науки | Строится система знаний. Овладение системой культур. Предмет-ность. | Абсолютиза-ция знаний. Фронталь-ность в обучении. | ЗУНы, Культура систематиза-ции. Эпистема. Передача суммы готовых знаний |
Инструмен-тально – технологичес-кая (способы деятельности) | Оспосабливание Человек – деятельностный. Усиление профессиональ-ных знаний, навыков | Упакованные знания. Жесткая связь: знание -предмет-навык-ситуация | Глубокие знания по предмету. Активное преобразую-щее начало. | Предмето-центризм. Цель – оправдывает средства. Технокра-тизм. | ЗУНы, способы, предмето-центризм |
Аксиологии-ческая (ценностная) | Развитие гуманитарного мышления. Целеполагание. Ценностное образование. Креативность | Целостный человек. Эффективное социальное действие | Гуманитар-ное мышление. Ценности. Индивидуализация. | Находится в стадии развития, но в условиях кризиса образования. | Одновременно используются все парадигмы. |
Все они ставят собственные цели, ориентированные на получение определенных результатов. Главное то, что, несмотря на смену парадигм, все они встречаются в современной педагогической практике. Современный период характеризуется полипарадигмальностью. При возрастании роли концептуальной функции педагогической деятельности понимание парадигмальных вопросов важно для учителя.