Тогда новое образование – это системное самоопределение со следующих позиций: «Я – в мире», «Я – с другими», «Я – для других», что созвучно идеям М.М. Бахтина, опередившего свое время и помогающего осмыслить его сегодня в понимании человека, культуры, ее диалогичности. При переводе этих философских и культурологических оснований в педагогическую деятельность возникают собственно педагогические задачи, которые призвана решать старшая школа.
Педагогически будет верно, если мы обратимся к самому старшекласснику, главному субъекту образования. Определим его социальный статус.
Старшеклассники – социальная группа молодежи 16-18 лет. В педагогической, психологической литературе их относят к старшей подростковой группе, юношеству. Каковы же его особенности? Прежде всего, это большое разнообразие. Целостность социальной группы сочетается с многообразием проявлений групповых свойств молодых людей, при этом усиливаются дифференцирующие факторы. Основной социальный ресурс старшеклассника – образовательный и социально статусный.
Статус – это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через призму прав и обязанностей. Статус подростка неразрывно связан с другими статусами родителей, родственников, учителей, друзей и осуществляется в процессе взаимодействия с ними. Каждый подросток обладает множеством статусов, статусным набором. Но главный его статус, тот, с которым он сам себя идентифицирует – это статус, связанный с его возрастом, т.е. его главный статус относителен. Именно этот возраст определяет стиль, образ его жизни, его манеру общения, знакомства.
Статус подростка, как и любой другой, уникален. В чём же заключаются особенности этого статуса? Прежде всего, переход из детства в мир взрослых сам по себе противоречив. Факторы, которые обычно исследуются, связаны с двумя переломными моментами этого возраста: психофизиологическим – половое созревание и все, что с ним связано и социальным – конец детства. Происходит процесс перехода от одних социальных ролей к другим. Все дело в том, что подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этом возрасте наиболее остро звучит противоречивость проявлений личности и социальности. Это противоречие связано с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме,…оно создает ведущее противоречие в жизни подростка. [5]
Подросток находится на границе: он и хочет быть взрослым и одновременно боится этого, боится брать на себя ответственность. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. В этом возрасте возникает множество вопросов: где продолжить обучение; и стоит ли его продолжать; как получить хорошую специальность и сделать карьеру; как пробиться через толпу таких же, как я?
Этот период сопряжен с мучительно трудным процессом самопознания, самовыражения, обретения собственного Я. Старшекласснику нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе.
Проблема возникает тогда, когда кристалл взросления не взращен (прежде всего, в учебной деятельности) ни школой, ни родителями, ни самим подростком. Это почва реального конфликта с взрослыми. Рождение и укоренение «самостроительства » в учебной деятельности возможны лишь при условии, что содержание деятельности старшеклассника составляет проблему, в решении которой участвуют ученик, родители, учителя. Совместно со взрослыми построение новой старшей школы – это новая деятельность, на основе которой формируется веер других деятельностей, которые присущи данному возрасту.
Как вырастить таких учеников, которые уже в средней школе выдвигают собственные образовательные инициативы? Сегодня в педагогической литературе и практике упор делается на организацию предпрофильного обучения (8-9 классы), где формируется умение делать выбор и нести ответственность. Не подвергая сомнению, значимость такой программы обучения, мы ставим проблему несколько иначе. Речь идет о изменении содержания, а главное средств обучения, начиная с 5 класса. Здесь мы ссылаемся на опыт школы «диалога культур». [6]
Современному подростку, для его самоопределения, необходимы такие черты характера:
- уверенность в себе, постоянное расширение своих возможностей и отсутствие боязни их реализовать;
- умение действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни;
- способность к профессиональной мобильности;
- способность к непрерывному самообразованию;
- умение адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
- умение принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
- умение брать на себя ответcтвенность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;
- умение быть терпимым к людям, не похожим на него;
Главным является то, что именно в этот период должен быть мощно запущен механизм «само», механизм самостроительства.
С другой стороны, социологи предупреждают педагогов, что современной молодежи свойственна потребность в возрастающем самоутверждении и самостоятельности. У них уже практически сложилась ориентация на выбор образа жизни, профессии, референтной группы. Молодежь «стремится к партнерским отношениям со взрослыми, к независимости от родителей в источниках дохода. В ее действиях усилилась роль прагматической мотивации». [7]
Таким образом, педагоги должны одновременно учитывать стремление к академической и профессиональной мобильности и способствовать ее развитию.
Возвращаясь к образованию как социальному институту, важно подчеркнуть, что кризисные черты его связаны, прежде всего, с тем, что школа перестала быть единственным источником обучения. Это же свидетельствует и о снижении престижа учителя. В первой главе было показано, каким огромным арсеналом обладает учитель. Сейчас необходимо построить новые цели образования, выйти на индивидуализацию в обучении, построить новые модели обучения, оценить новые роли ученика и учителя, использовать накопленный педагогический потенциал, а самое главное понять, что образование есть ответственность и нести ее учителям, ученикам, родителям и государству.
Программа социологического исследования
Тема исследования: отношение к современному образованию (его реальное состояние, изменения и возможные перемены).
В наше время о школьном образовании пишут и говорят очень много, причем оценки состояния, эффективности образования даются порой прямо противоположные.
Концепция советской школы была единой, научной и авторитарной. Современная российская школа практически унаследовала от советской школы ее содержание и многие организационные, методические элементы, но ситуация кардинальным образом изменилась. Конечно, следует признать, что Россия по сравнению с Советским Союзом потеряла ряд существенных позиций в образовании. Но восполнить эти потери простым возвращением к прежней системе образования невозможно: та система была приспособлена к потребностям другого государства. Для того чтобы создать новую модель школы, необходимо заново переосмыслить ее цели.
В образовании произошли кардинальные перемены, являющиеся следствием изменения типа и кризиса культуры и тех конкретных социальных изменений, которые переживает российское общество. Школьное образование не может не учитывать социальные процессы (как российские, так и мировые) и не отвечать им.
Прежде всего, возникла новая установка на образование как ценность («его должно быть много, и оно должно быть у всех»). Другой важной задачей является индивидуализация образования, разработка систем динамического, вариативного образования, отвечающих основному предназначению человека – максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать «тем, что я есть», то есть исполнить свое всеобщее и индивидуальное предназначение.
Однако школа все больше характеризуется усиливающимися противоречиями, порождающими кризисную ситуацию, и разрешение которых связано с путями выхода из кризиса. Эти противоречия касаются внутренних противоречий, связанных с собственной природой школьного образования (субъект-объектные отношения в образовании, трансформации связей между учеником, учителем и родителями и др.), консерватизм учителей, малоэффективные формы организации учебного процесса, предметоцентризм и.т.д.
Не менее трудны и внешние противоречия, складывающиеся между образованием и обществом или его отдельными структурами.
Наиболее заметными и проявляющимися в жизни являются такие внешние противоречия как:
- между потребностями школы в превращении ее в приоритетный институт и не соответствующий этой потребности социальной политики государственных органов;
- между необходимостью социальной защиты школы в условиях рыночной экономики и отсутствием реальных механизмов этого, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- между стремлением школы к финансовой и хозяйственной самостоятельности и жесткой, централизованной регламентацией ее деятельности;
- между пониманием социокультурной значимости профессии учителя и устойчивым падением престижа данной профессии. [8]
Перечисление противоречий можно продолжить. Важно, что, обе группы противоречий (внутренние и внешние) взаимосвязаны и активно влияют друг на друга. При этом внешние противоречия больше воздействуют на внутренние. Школа должна понимать, какие социообразовательные тенденции существуют в мире.