б). Отрицательные отзывы и критические замечания;
в). Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д). Оскорбления, упреки обвинения;
е). Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.
Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.
Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:
· Ярость, вспышка гнева;
· Гнев
· Полная пассивность, страх;
· Сознательный уход от деятельности;
· Скука;
· Депрессия – длительно подавленный гнев;
· Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
· Эгоцентризм, гордыня.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.
Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
1.1.1. АГРЕССИЯ КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДННИЕ:
Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения.
В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни – это отрицательные эмоции – злоба, ненависть, деструктивность. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.
РАЗРУШЕНИЕ СОХРАНЕНИЕ
ТАНАТОС Я ЭРОС
ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГИИ
АГРЕССИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДРУГИХ.
З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к себе самому и по отношению к другим, к внешнему миру. В аспекте концепции Я, Сверх – Я, насилие, агрессия является результатом конфликта Я и Сверх - Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего. Противоположностью между влечением к жизни и к смерти объясняется, что любовь к объекту свидетельствует о полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее свое начало в присущем человеку инстинкте смерти, но, и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить вероятность появления более опасный действий. Этот аспект в теории З. Фрейда (положение о катарсисе) совершение эмоциональных/экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у Фрейда соотносятся со стадиями детского развития. Отмечается, что фиксация на оральной стадии может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму, сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, которое переходит в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности. . [54,114].
1.1.2. ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К. Лоренц писал: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях также, как и они, служат сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично хотя не столь драматично обстоит дело с другими инстинктами». [19,56]. Человек должен признать, что его поведение подчинено природе. Исследуя агрессию, он рассматривал ее как часть общего животного мира, законы природы объясняют поведение и действия. Итак, согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживания, который присутствует у людей как и у других живых существ. Этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции: а) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов; б) агрессия помогает улучшать генетический фонд вида за счет того, что оставить и сохранить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы; в) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, агрессивнее действия являются совместной функцией: 1) количество накопленной агрессивной энергии и 2) наличие силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Чем большое количество агрессивной энергии имеется в данной момент, тем меньший силы стимул требуется для того, чтобы агрессия «выплеснулась» во вне. У людей, в отличие от большинства других живых существ, распространено насилие по отношению к представителям своего собственного вида. К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Итак, К. Лоренц рассматривал агрессию, как неизбежное следствие врожденных сил. Он говорил о возможности ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях , несвязанных с причинением ущерба, может предотвращать накопление агрессивной энергии до опасного уровня и, таким образом, снизить вероятность вспышек насилия. Угроза вспышек, выплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться не совместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.
1.1.3. ПОДХОД К АГРЕССИИ Э. ФРОММА
Агрессия – это мазохистское влечение к смерти, к страданию. Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли, иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается в комперсаторное – это результат искаженной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия – увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил. Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником, разрушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойственно определенным индивидам так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, культурным обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано не на реальной данности, а на манипуляциях. [48,99].