А. Адлер описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного; человеческую жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуума как творческого и самоопределяющегося. Люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, борясь за превосходство. Каждый вырабатывает свой уникальный стиль жизни. Стиль жизни личности проявляется в ее установках, поведении, направленных на решение трех основных задач: работа, дружба, любовь. Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, избегающий, получающий, социально- полезный тип. [54,207].
К. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами, где заключается опыт всего человечества. Наиболее значительными архетипами являются персона, тень, анима, анимус, самость. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации: экстраверсия и интроверсия; также выделил четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности. Рассматривая вопрос о развитии личности, К. Юнг особо выделял движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. [54,208].
1.4.2. Модификация ортодоксального психоанализа в теории личности
Э. Эриксон рассматривал личность, как автономную личностную структуру. Выделял личность - как объект влияния социальных и исторических сил. В его теории акцент делается на качествах эго. Эго проходит в своем развитии несколько стадий: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия - стыд и сомнения; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие - неполноценность; 5) эго – идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность - застой; 8) эго – интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов. [54,262].
Э. Фромм особое внимание уделял влиянию на личность социальных и культурных факторов. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Непродуктивные типы характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный. В основе продуктивного характера лежат разум, любовь, труд.
К. Хорни утверждала, что отношения между родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности и затем к базальной тревоге. [54,263].
1.4.3. Поведенческие теории личности
Научающе-бихевиоральный подход к личности касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Б.Ф. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиологическим объяснением поведения. Он отрицал все внутренние источники поведения.
А. Бандура описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к социальной среде факторов. Люди, согласно этой концепции, не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые делают все, что им захочется. Основная теоретическая концепция Бандуры – научение через наблюдение, которое регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения, мотивации. [54,422].
1.4.4.Гуманистические теории личности
Личность представляет собой единое целое. В процессе развития в личности как целом выделяется свойства, как части, определяемые целым и представляющие различные стороны его многообразия. Всякое существование есть раскрытие сущности. Сущность предшествует существованию и лишь проявляются в нем. Существование – это история бытия, в котором каждый неопределенный «кусок материи» становится определенным объектом, а человек – объектом и субъектом, т.е. личностью. Не личность предшествует существованию, а бытие создает личность.(А. Маслоу, В. Франкл . [34, 204]).
К. Роджерс сформулировал теорию личности, в которой подчеркивал тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости. В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Единственная реальность – субъеткивная реальность – личностный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я- концепции. [54, 568]
1.4.5. Диспозиционные теории личности
Г. Олпорт рассматривал личность, как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное поведение и мышление. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Черты могут быть классифицированы как кардинальные, центральные вторичные. Первые - это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку. [54, 322].
Р. Кеттел рассматривал личность как то, что позволяет представить действия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением R=f (S, P). Черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению. Структуру личности он описал состоящую из 16 факторов – исходных черт. Кеттел различал общие и уникальные черты. [54, 324]. Он указал на три аспекта личности: интересы, способности, темперамент. [34, 205].
Г. Айзенк свою теорию основывал на факторном анализе. Его иерархическая модель личности включает типы, черты личности привычные и специфические реакции. Айзенк видел два типа, лежащих в основе структуры личности: интроверсия- экстраверсия, стабильность – нейротизм. [54, 324].
1.4.6. Когнитивные теории личности
1.4.7. Подходы отечественных психологов к теории личности
Понятие личности следует отличать от понятия индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретный социальных и психологических характеристик. Понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психический особенностей, отличающих одного индивида от остальных. Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных функций (ролей)… личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание – продукт общественного развития. (Кон И.С.) . [34, 53]. В отечественной психологии выделяют уровни, характеризующие структуру личности. Н.В. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности. [34, 75]. Л.И. Божович рассматривала формирование личности в онтогенезе. Она считала критические периоды в качестве формирования, становления личности ребенка – кризис одного года, кризисы трех, семи лет, кризис подросткового возраста. [34, 142]. А.Н. Леонтьев писал, личность = индивиду; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество…[46, 344]. Б.С. Братусь говорил о роли биологического в формировании личности. Психическое всегда действует, протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических, организмических) условий. Для постоянства и «самостоятельности» логики развития психики (т.е. ее относительной независимости от перипетий жизнедеятельности организма) необходимы обеспечения нужного диапазона этих условий, их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Причем надо ясно осознавать, что это именно две реальности, которые можно различить, с одной стороны, как класс условий, а с другой стороны, как процесс, протекающий в этих условиях. Реальность внешняя, социальная – это мир предметов, явлений, общения, борьбы, в котором живет человек. «Внутренняя» - есть собственно душевная, психическая реальность. Формула - «внешнее через внутреннее» описывает в основном характер воздействия на психику внешних, социальных причин, бытия – на сознание. В этом взаимодействии биологическая природа участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Изменение физиологических параметров изменяет характер протекания психических процессов, что может сказываться на формировании сложных психических образований, включая и личность человека.[54, 400].