где преобладали больные-психотики. Его поразила универсальность символики (или архетипов),
заполнявшей их больное воображение и галлюцинации. После разрыва с Фрейдом, объявленной
причиной которого явилось несогласие по вопросу о значении сексуальности, а возможно, и из-
за соперничества "отец-сын", Юнг вновь окунулся в "творческую болезнь" (определение
Элленбергера, 1970), в процессе которой также провел самоанализ. Правда, в отличие от
Фрейда, он использовал не свободные ассоциации, а записи и зарисовки снов, придумывание
историй с продолжением и т п Позднее Юнг совместно с другими учеными активно
разрабатывал аналитическую психологию, то и дело надолго уединяясь на берегу озера, как бы
переходя из мира внешнего в мир внутренний и обратно. Его концепции интроверсии и
экстраверсии стали общепринятыми. Идеи Юнга о стремлении к сбалансированности
заложенных в человеке крайностей и упор на творческое начало и воображение представляют
собой ценный вклад в психотерапию. Существуют очень полезные вводные курсы,
описывающие взгляды Юнга (Fordham, 1978; Samuels, 1985).
Альфред Адлер (1870-1930) в отличие от Юнга, перешел от изучения
внутрипсихических процессов, в особенности на глубинном, бессознательном уровне, к
использованию более социального подхода. Адлер родился в Вене и был средним среди трех
сыновей, очень хорошо познав на практике, что такое жгучая ревность к братьям. Собственный
опыт отразился в трудах Адлера, как это было и у Фрейда, и у Юнга (Pedder, 1987). По его
мнению, причины возникновения неврозов представляют собой попытку справиться с
ощущением собственной неполноценности, иногда и физической ущербности, в результате чего
проявляется компенса-торная жажда власти. По аналогии с этим явлением Адлер ввел понятие
"мужского протеста" у женщин (реакция на их приниженное положение в обществе). Адлер
отрицал идеи раннего Фрейда о первичности сексуального влечения (либидо) и его объяснения
агрессии как реакции на фрустрацию. Он раньше Фрейда постулировал влечение к
агрессивности. Им была создана собственная школа индивидуальной психологии, некоторые из
его идей используют в своей практической работе многие психотерапевты. Влияние Адлера
сказалось и на развитии "неофрейдистского" направления (Sullivan, Homey, Fromm etc.) и
трансактного анализа (Berne). В 1957 году была издана полезная антология трудов Адлера
(Ansbacher and Ansbacher).
В то время, когда Юнг и Адлер отошли от психоанализа, идеи самого Фрейда
продолжали меняться и развиваться. К моменту написания "Печали и меланхолии" (Freud, 1917)
его меньше занимали инстинктивные влечения сами по себе, а больше интересовали внутренние
отношения с людьми, на которых направлены чувства привязанности или вражды. Фрейд
обнаружил, что депрессия часто порождается утратой (смертью, разлукой), причем утрата может
относиться и к значимому человеку, и к идеалу. Враждебные чувства, вызванные болью утраты,
могут быть направлены и на самого себя. Клинически это выражается в проявлении симптомов
болезни в годовщину утраты. Именно так Фрейд пришел к своей знаменитой идее "Я", "Сверх-
Я" и "Оно" (1923). С тех пор наблюдается развитие двух направлений в психоанализе, одно
развивает концепцию "Я", а другое - концепцию "Онр". Первое направление сосредоточило
усилия на самоорганизации "Я", адаптации "Я" к'внешней и внутренней реальности (Hartmann,
1939). Анна Фрейд (1936) описала множество способов защиты, которыми пользуется "Я",
чтобы укрыться от тревог и боли. Однако даже при серьезных неврозах многие функции "Я"
часто остаются бесконфликтными. Например, человек превосходно работает, но в личной жизни
он может оставаться весьма ущербным. Развитие функций "Я" на этапе осознания ребенком
границ своей личности, различения "Я" и "не-Я" были изучены представителями особого
направления в рамках этой же школы (Mahler et al., 1975; Stern, 1985). В последние годы данная
психологическая школа отходит от абстрактного обсуждения типов психической энергии,
постепенно углубляясь в изучение проблемы развития внутреннего представления о себе в плане
развития отношений с другими (Jacobson, 1964) - как в случаях заболеваний, так и в случаях
серьезного расстройства личности (Kernberg, 1975). Это направление развития сближает эго-
психологию с теорией объектных отношений.
Можно сказать, что свое дальнейшее развитие школа психологии, изучающая "Я",
получила в трудах Мелани Кляйн (1882- 1960). Она родилась в Вене. В 1926 году по
приглашению Эрнста Джонса, создавшего в 1919 году Британское психоаналитическое
общество, она перебралась из Берлина в Великобританию (Grosskurth, 1985). Как и Анна Фрейд,
она была одним из первых исследователей детской психики, используя игру как средство
общения для выявления детских фантазий и конфликтов. Таким образом ей удавалось изучать
психоанализ даже двухлеток (Klein, 1932). Она проникала в их жизнь, наполненную мощными,
неосознанными фантазиями, которые, по ее мнению, возникают непосредственно из
инстинктивных влечений. Мелани Кляйн считала сексуальность и агрессивность врожденными
качествами, развивая таким образом противоречивые идеи Фрейда об инстинкте смерти. Работая
с маленькими детьми, Мелани пришла к выводу об огромном значении роли матери на раннем
этапе развития ребенка. Этот вывод как бы дополнял мысль Фрейда о значении роли отца;
возможно, не случайно взгляд на роль отца принадлежит мужчине (Фрейду), а взгляд на роль
матери - женщине (Мелани Кляйн). По мнению Мелани, Эдипов комплекс возникает много
раньше, чем это было принято считать.
Кляйн особенно подчеркивала примитивные психические механизмы интроекции,
проекции и расщепления. В первые месяцы жизни, прежде чем ребенок четко усвоит разницу
между фантазией и реальностью, между тем, что находится внутри, и тем, что снаружи,
инстинкт смерти, по мнению Кляйн, ведет к возникновению деструктивной ярости независимо
от того, пришлось ли младенцу испытать фрустрацию. Образ плохой матери расщепляется и
проецируется вовне. Добрые чувства и образы интроеци-руются и сохраняются внутри,
несмотря на страх возврата проецируемой "плохой" матери (так называемая параноидно-
шизоидная позиция). Когда ребенок выясняет, что его мать несет и доброе, и злое, ему
приходится учиться любить и ненавидеть одно и то же существо. Более зрелое депрессивное
состояние соответствует такому сосуществованию любви и ненависти, что вызывает желание
изгладить ущерб, нанесенный воображению маленького ребенка. Неадекватно пережитое
депрессивное состояние приводит к тому, что во взрослой жизни у человека рождается
беспочвенное опасение и страх, что всякая ненависть может разрушить и уничтожить любимого
человека. Этот взгляд объясняет и клинические наблюдения ситуаций, когда смерть родителя
или другого ребенка в се-vibe, пережитая человеком в раннем возрасте, выражается
впоследствии в возникновении глубокого чувства вины (Pedder, 1982). Аналитики школы
Мелани Кляйн, сконцентрировав внимание на примитивных функциях мышления и фантазиях,
меньше, чем другие психоаналитики, уделяли внимание реальным обстоятельствам развития
ребенка и считали, что плохой материнский уход можно отнести к проективным образам
"плохой" матери, созданным ребенком (Segal, 1964).
В психоаналитических кругах шла продолжительная дискуссия о том, что важнее в
процессе развития - навязанное извне или воображенное изнутри. Зигмунд Фрейд
первоначально предполагал, что первопричиной неврозов были травмы и соблазны, но
впоследствии пришел к выводу, что они могут оказаться воображаемыми, и решил, что
внутренняя психическая реальность важнее. (Недавние исследования в области насилия над
детьми привели к пересмотру подобной точки зрения: теперь внешнюю и внутреннюю
реальность рассматривают как одинаково важные и взаимодействующие.) Позднее в своей
структурной теории Фрейд вновь подчеркивал значение внешних фигур в процессе их усвоения
"Сверх-Я". Аналитики школы Мелани Кляйн придавали чрезмерное значение роли внутренних
фантазий, вплоть до пренебрежения внешней реальностью. Отчасти в ответ на это были
проведены исследования воздействия распространенной травмы - разлуки с матерью (Bowlby
1952, 1969, 1973, 1980) - и изучение значения материнского присутствия и "благоприятного
окружения" (Win-nicott, 1965). Теория объектных отношений рассматривает развитие личности в
неотрывной связи с загнанными вовнутрь ранними впечатлениями и ассоциированными с ними
чувствами, плохими и хорошими.
Дональд Вудс Винникотг (1896-1971), пришедший в психоанализ из педиатрии, о чем
напоминает название сборника его трудов (Winnicott, 1975), на протяжении всей своей
деятельности сохранял живой интерес к ранним отношениям "мать-дитя". Он разработал
концепцию "достаточно хорошей матери" (1965), подчеркнув необходимость наличия для
младенца определенной дозы материнской заботы, без чего невозможно нормальное развитие.
Винникотг писал (1975): "Нет младенца вне пары с матерью (или с тем, кто его вскармливает)".
Без материнского ухода младенец погибает. Мать нужна не только для кормления и физического
ухода, но и для удовлетворения эмоциональных потребностей, так как она способна разделить с
младенцем его чувства и модифицировать их благодаря лучшему пониманию реальной жизни. В
идеале мать должна сначала стать для младенца воплощением всемогущества (пусть
иллюзорного), а потом обязана помогать ему постепенно избавляться от иллюзий. На
последующих стадиях развития ребенка присутствие матери необходимо для того, чтобы
ребенок ощущал безопасность и испытывал помощь, чтобы он, играя, творил самого себя. Эта