Смекни!
smekni.com

Браун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской (стр. 25 из 90)

длительное аналитическое лечение, вслед за краткосрочной индивидуальной терапией может

оказаться целесообразным провести групповую терапию.

Групповая психотерапия

Люди живут в семьях и постоянно включаются в те или иные социальные группы. Их

проблемы, как правило, отражаются в групповом поведении. Развитие теории объектных

отношений в психоанализе способствовало пониманию разрушительного воздействия травм

раннего возраста, возникших в семье, на последующие отношения с окружающими уже в зрелом

возрасте. Влияние группы часто оказывает мощную поддержку и предоставляет благоприятную

среду для выявления и снятия проблем, возникших указанным выше образом в детстве. Иными

словами, группы в психотерапии можно использовать как на внешнем уровне поддержки, так и

на более глубоких исследовательских уровнях.

Начало терапевтического использования групп в клинической практике относится к

рубежу нашего века, когда американский хирург-пульманолог Пратт (1907) из Бостона собирал

"классы", состоящие из 15-20 больных туберкулезом, которых отказались принять

специализированные санатории. Еженедельные встречи, обеспечивающие общение и взаимную

поддержку, принесли поразительное улучшение физического и морального состояния. В 20-30-

х годах некоторые психиатры стали вводить этот метод в свою практику как способ поддержки

госпитализированных больных, страдающих психическими расстройствами (Rosenbaum, 1978;

Ettin, 1988). Термин "групповая терапия" ввел примерно в 1920 году Морено, известный в

первую очередь развитием психодрамы, в которой группы используются и как труппа, и как

зрительская аудитория. Такое активное действие, направляемое ведущим психодраму

специалистом, служило средством выявления индивидуальных проблем и их игрового

переживания как бы заново (Могепо, 1948).

К 20-м годам Фрейд применил инструментарий психоанализа к антропологии и

социальным группам. В своей работе "Тотем и табу" (1913) он исследовал универсальность

запрета на совершение инцеста, а в "Групповой психологии и анализе "Я" (1921) рассматривал

поведение толпы и отношение групп (например, армии или церкви) к своим вождям. Концепция

"Сверх-Я" (Freud, 1923) признавала личностное усвоение социальных норм. Фрейд не проводил

сам ни антропологических практикумов, ни сеансов групповой терапии, оставив это на долю

других исследователей. Интересные антропологические работы в этой области были сделаны

Рогеймом (Roheim).

Адлер, разошедшийся в 1911 году с Фрейдом во взглядах на роль инстинктов и

придававший большее значение социальному аспекту, стал основателем направления

социальной и профилактической психиатрии и оказал непосредственное влияние на создание

однодневных стационаров и терапевтических клубов (Bierer and Evans, 1969).

Обмен информацией, обучение и взаимная поддержка - вот основные фундаментальные

функции терапевтических групп в широком смысле слова. Неформальные, непрофессиональные

группы взаимной поддержки (например, анонимные алкоголики) распространяются все шире и

приносят важную помощь многим десяткам и сотням людей, страдающим от алкоголизма,

одиночества, понесшим утрату близких и т.п. (Shaffer and Galinsky, 1989). Очевидно, что такие

группы являются не столько инструментом глубокого исследования, сколько источником

взаимной поддержки.

Аналитическое направление в использовании групп началось с работ нескольких

европейских психоаналитиков, эмигрировавших в США. Примером этому может служить

деятельность Поля Шиль-дера в госпитале Бельвю (Нью-Йорк). Он обнаружил, что некоторые

пациенты "не поддавались лечению классическим индивидуальным психоанализом. Они

реагировали только в группе. Особенно это относится к страдающим социальными неврозами"

(Schi-elder, 1939). В группе пациенты "с изумлением обнаруживали, что мысли, которые, как им

казалось, изолируют их от окружающих, на самом деле свойственны каждому из них" (там же).

Ценность группового метода была блестяще подтверждена в Великобритании во время

второй мировой войны при отборе офицеров. Группа психиатров (Bion, Rockman, Foulkes, and

Main) разработала методики, вошедшие в науку как нортфильдский эксперимент, названный так

по имени Нортфильдского военного госпиталя в Бирмингеме. Из этих исследований позднее

развились направления социальной терапии (Main, 1946) и использование малых групп в

процессе лечения невротических и личностных расстройств (Foulkes, 1964). Позднее эти первые

исследования были прекрасно описаны их участниками (Main, 1977).

Другим важным событием в развитии работ с группами стали исследования, проведенные

в знаменитом Массачусетском технологическом институте психологом Куртом Левиным,

бежавшим из нацистской Германии. Именно он запустил в оборот термин "групповая

динамика". Его теория социального взаимодействия включает идею психологического

пространства и подчеркивает, что происходящее "здесь и теперь" куда важнее проявляющихся

последствий отдаленных событий прошлого. Им был проведен классический эксперимент

сравнения воздействия авторитарного, демократического и пускающего дело на самотек

руководства (Lewin, Lippitt, and White, 1939). Дети из авторитарно руководимых клубов были

зависимы от лидера и сосредоточены на себе в отношениях с равными. При демократическом

руководстве те же дети не только проявляли больше инициативы, дружелюбия и

ответственности, но и работали лучше, причем продолжали работать и в отсутствие

руководителя. В группах, где дело было пущено на самотек, как норма проявлялась агрессия,

что, кстати, характерно и для авторитарно руководимых групп. Особенно сильным оказалось

влияние работ Левина на развитие Т-групп (групп тренинга), организованных для помощи

людям, работающим на производстве, группы для терапевтических целей и обучения не

сводятся лишь к аналитической групповой терапии и Т-группам: сюда можно отнести и группы

встреч, и гештальт-терапию, и психодраму, а также группы трансактного анализа и

поведенческой (бихевиористской) терапии. Существует прекрасная работа Галин-ского и

Шаффера, описывающая различные модели групп и форм тренинга (Shaffer and Galinsky, 1989).

Мы же ограничимся в данной книге рассмотрением аналитической групповой психотерапии, где

развивались три основные направления анализа: анализ в группе, анализ группы и анализ через

группу.

Анализ в группе менее остальных использует динамику группы. Терапевт проводит

индивидуальную терапию в групповой обстановке, как это делал Шильдер. Метод особенно

развит в США, где особенно заметны успехи Вольфа (Wolf) и Шварца (Schwartz). Часто

участники таких групп предварительно проходили индивидуальную терапию в классическом

варианте и успевали установить контакт с терапевтом. Сеансы проходили четыре раза в неделю,

причем два из них - в отсутствие терапевта. Идея состоит в использовании явления переноса,

направляемого терапевтом.

Анализ группы связан с интересом к динамике группы. Эту форму развивали в

Великобритании специалисты Тэвистокской клиники (Bion and Ezriel). Биону (1961)

принадлежит идея базовых допущений, то есть примитивных состояний сознания, автоматически

возникающих, когда люди собираются в группу. Фантазии и эмоциональные влечения,

связанные с этими базовыми допущениями, бессознательно определяют поведение группы, что

препятствует выполнению явной задачи, поставленной перед группой, и мешают позитивным

изменениям и дальнейшему творческому развитию. В случае терапевтической группы такие

базовые допущения мешают "рабочей группе" исследовать чувства и проблемы входящих в нее

индивидуумов. Бион относил к этим базовым допущениям зависимость (ожидание принятия

всех решений терапевтом), синдром "бей - беги" (стремление ввязаться в драку или, наоборот,

спастись бегством при малейшем столкновении), разбиение на парочки (надежда на появление

решения путем парного соединения усилий). Образцами подобных базовых допущений он

считал соответственно церковь, армию и аристократию. Бион работал с группами всего

несколько лет, но его идеи помогают понять примитивные факторы, разрушающие

коллективную работу. Эти явления носят особенно деструктивный характер в ситуациях, когда

"демократический" диалог невозможен или неприемлем, что часто наблюдается в некоторых

комитетах, организациях, обществах и даже при "автократично" проводимой групповой терапии

(Brown, 1985).

Эзриель (Ezriel) ввел в обиход выражение "обычная групповая напряженность"для

описания группового конфликта, возникающего в результате разделяемого всеми, желанного, но

избегаемого отношения с терапевтом, которое возбуждает страх перед последствиями, если

станет признанным (пагубное отношение). Такой конфликт разрешается принятием

компромиссного отношения с терапевтом (положенное отношение). Например, враждебность

по отношению к терапевту, продиктованная желанием каждого быть единственным

пациентом/ребенком, остается неудовлетворенным (избегаемое отношение), приводит к страху

быть брошенным (пагубное отношение) и разрешается сокрытием этого отрицательного

отношения под маской готовности к сотрудничеству (положенное отношение). Эзриель считал,

что задача терапевта состоит в том, чтобы сначала разрядить обычную групповую

напряженность, а затем показать каждому его личный вклад в решение этой проблемы и

сформировать разрешение конфликта на основе индивидуальной психопатологии. В этом

смысле он сочетал анализ группы и анализ в группе. Такие идеи могут быть полезны для многих

форм проведения групповых занятий, но особенно они необходимы в случаях, когда терапевт