Паскаль (1623-1662) в своих "Размышлениях" говорил о том, что "у сердца свои резоны,
неведомые разуму". Руссо (1712-1778) писал: "Нет такого автоматического движения,
совершенного нами, причину которого нельзя было бы отыскать в нашем сердце, если только
умело взяться за эти поиски". В строках, начертанных Ницше в 1880-х годах, как бы угадывается
идея Фрейда:
"Память говорит мне: "Я это сделал", а гордость утверждает: "Я не мог сделать этого" -
и остается непреклонной. В итоге память сдается".
Заслуга Фрейда заключается в том, что он, сочетая в себе одаренность великого писателя
и ученого, сумел перевести эти идеи в контекст медицины так, что они с тех пор привлекают
неизменное и даже все возрастающее внимание. Тем не менее, еще раз подчеркнем, что Фрейду
нельзя приписывать изобретение психотерапии, как нельзя приписывать Дарвину изобретение
эволюции. И у Дарвина были свои предшественники, однако именно собранные им обширные
доказательства для объяснения естественного отбора придали дополнительную весомость уже
существовавшим эволюционньш представлениям.
Элленбергер (1970) проследил происхождение динамической психиатрии от истоков
(экзорцизм) и ее дальнейшую эволюцию через магнетизм и гипнотизм. В древние времена
всякую болезнь (как психическую, так и физическую) объясняли кознями злых духов.
Целительство должно было следовать экзорцизму, и, ра-
*Перевод Б Л Пастернака
зумеется, такое лечение осуществляли шаманы, колдуны или знахари.
С другой стороны, считалось, что болезнь возникает как наказание за нарушения табу. В
этом случае излечение могло последовать за исповедью и покаянием. Исцеление через
экзорцизм и исповедь вошло и в христианскую традицию. Однако с подъемом протестантизма
католическая монополия на исповедь ослабла. Возрос интерес врачей и к идее "патогенного
секрета", который раньше открывали лишь духовнику на исповеди. Примерно в 1775 году, когда
в Европе проходила очередная "охота на ведьм", экзорцизм, который практиковали священники
вроде Гасснера (1727-1779), породил новые методы (которые мы бы сейчас назвали
гипнотизмом) - методы, рожденные из трудов терапевта Месмера (1734-1815). Сейчас теории
Месмера и его сторонников о магнетических потоках, которыми они объясняли магнетический
сон, кажутся забавными, но зато к этим явлениям было привлечено внимание. Сходство между
магнетическим сном и естественным сомнамбулизмом (или хождением во сне) привело к тому,
что его назвали искусственным сомнамбулизмом, а позднее - гипнотизмом.
К концу XIX века произошел новый всплеск интереса к психическим явлениям, в
особенности к гипнотизму, спиритизму, ме-диумистическому трансу, раздвоению личности и
т.п. Возникло представление о том, что для понимания подсознательных процессов необходимо
проникнуть в них, погрузив при этом пациента в гипнотическое состояние. В 1882 году в
Лондоне было основано Общество психических исследований. В том же году Шарко произнес
знаменательную речь в Парижской академии наук, которая вновь вызвала почтительный интерес
к гипнозу, развеяв в значительной степени скептицизм психиатров.
В течение всего девятнадцатого столетия возрастающий интерес к подобным явлениям
нашел свое отражение в большой литературе. Особенно привлекала проблема раздвоения
личности. Одним из ярчайших проявлений такого интереса стал роман Стивенсона "Странное
происшествие с доктором Джекилом и мистером Хайдом", появившийся в 1886 году. В 1880-е
годы возникает интерес и к проблеме подавления эмоций и инстинктов в поведении людей.
Например, Шопенгауэр (1788-1860) уже предчувствовал появление идеи психоанализа. По
словам Фрейда, "он не только утверждал доминантность эмоций и высшую важность
сексуальности, но и осознал механизм подавления". Бенедикт (1835-1920), венский врач,
знакомый Фрейду и Брейеру, одним из первых объяснил причину неврозов (в особенности
истерии) болезненными патогенными секретами, относящимися к сексуальной жизни. Ницше
(1844-1900) подчеркивал значение инстинктов и их сублимации, самообмана, чувства вины,
возникающего оттого, что импульсы, которые невозможно выразить открыто, загоняют внутрь.
Достоевский и Ибсен исследовали тему страстей, скрывающихся в глубине и определяющих
поступки людей, которые пытаются обмануть себя верой в разумность собственных действий.
Элленбергер (1970) называет это явление "тенденцией срывания масок", преобладавшей в 1880-е
годы. Отец Ибсена был шахтером, и на его надгробии изображен отбойный молоток: сын хотел
подчеркнуть, что продолжает шахтерскую традицию извлечения спрятанного в недрах, подобно
той археологической метафоре, которую так любил приводить Фрейд.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Моравии. Когда ему было четыре года, семья
перебралась в Вену. Начал было учиться на юриста, но, как он писал в своей автобиографии,
"идеи Дарвина, представлявшие в то время огромный интерес, сильно привлекли меня тем, что
давали надежду на мощное продвижение в познании мира" (Freud, 1925:8). Ему самому
довелось, вслед за Коперником и Дарвином, нанести новый сильнейший удар по самооценке
человека и его представлениям о своей центральной роли во Вселенной. На его решение изучать
медицину повлияло услышанное в старших классах эссе Гете о природе.
Фрейд поступил в медицинскую школу в Вене в 1873 году и закончил ее только в 1881
году, поскольку несколько лет проработал в лаборатории физиолога Брюке. Это было время
надежды, что все язвы человечества исчезнут с развитием естественных наук. Брюке был уверен,
что "в организме нет других сил, кроме физических и химических" (Jones, 1953:45). Фрейд в
юности разделял этот взгляд и в некотором смысле так и не отказался от него, что проявилось, в
частности, в его предсказаниях расширенного применения лекарственных препаратов в
психиатрии.
Имя Фрейда так тесно связано с психоанализом, что часто забывают: у него была
блестящая репутация в нескольких других областях, прежде чем он (уже ближе к 40-м годам)
совершил свои психоаналитические открытия. Еще будучи студентом, Фрейд проделал
оригинальную работу по нейрогистологии, в области неврологии - внес значительный вклад в
изучение афазии и детского церебрального паралича, а в офтальмологии имя Фрейда известно в
связи с использованием кокаина как средства местной анестезии.
Пытаясь занять университетскую кафедру, Фрейд столкнулся с проявлениями
антисемитизма. Он был помолвлен уже в течение нескольких лет и собирался жениться и вести в
Вене частную практику невропатолога, но непосредственно перед этим, в 1885 году, получил
грант на поездку к Шарко в Париж.
Шарко в это время выступал с театрализованной демонстрацией невропатологических
расстройств, демонстрируя пациентов-истериков с параличом, анестезией и нарушением
движений. Фрейд отметил, что Шарко мог вызывать под гипнозом состояния, идентичные
спонтанно возникающим у больных истерией и что вид нервного расстройства отвечал в
большей степени представлениям самого пациента, чем анатомическим образцам. Он пришел к
выводу, что если истерические расстройства могут появляться под гипнозом, то, возможно, они
и возникают в результате спонтанного самовнушения в ответ на бессознательно появляющиеся в
мозгу пациента представления.
В 1886 году Фрейд вернулся в Вену и женился. В его частной практике было немало
пациентов, страдающих истерическими расстройствами. Сначала Фрейд использовал гипноз для
их лечения, пытаясь обнаружить симптомы внушения. Вместе с Брейе-ром он написал работу
"Исследования истерии" (Breuer and Freud, 1895), где описано, как, вводя пациентов в состояние
легкого гипнотического транса, можно услышать от них воспоминания и идеи, подавляемые и
вытесняемые в область бессознательного в силу их невосприимчивости к сознательным
установкам. Так появился метод, названный одним из пациентов Брейера "целительными
беседами" - talking cure. Вскоре Фрейд отказался от гипноза как прямого вмешательства и чуть
позже - даже как от средства облегчения контакта, полностью полагаясь на свободные
ассоциации. Далее последовал отказ от роли активно лечащего врача, она сменилась ролью
держащегося в тени спутника в путешествии пациента к самопознанию. К тому времени Фрейд
избавил пациентов от публичных демонстраций в духе Шарко и создал интимное пространство
аналитических приемных-консультаций, где можно было увидеть необъяснимые и неосознанные
аспекты своего собственного внутреннего мира. Симптомы, которые раньше считались
бессмысленными побочными явлениями и еще неизученными соматическими процессами,
теперь стало возможно рассматривать по-новому - как осмысленное сообщение о внутренних
состояниях конфликта.
Понятие конфликта
В психодинамике центральной является идея конфликта, вызванного неприятием тех или
иных сторон собственной личности. Само выражение "динамика" заимствовано Фрейдом из
физики XIX века для передачи представления о конфликте двух сил, результирующей которых
является третья сила, направленная в другую сторону.
Поскольку студенты-медики изучают лишь анатомию и физиологию (или их отдельные
части - гистологию и биохимию), немудрено, что врач пытается понять жалобы пациента как
симптомы анатомических или физиологических нарушений и, соответственно, найти
медикаментозный путь лечения. Общепризнанно, что около трети больных страдают прежде
всего от проблем эмоционального характера, которые таким путем излечить невозможно.
Именно в этом и кроется причина отчаяния, в которое приходят от бесплодных попыток такого