достичь большей аутентичности и большего согласия с самими собой в результате полученной
возможности быть до конца откровенными, а также многое узнав благодаря обратной связи в
группе.
Некоторые эзотерические "культовые" движения используют смесь методов из групп
встреч, групповой поддержки и директивного лидерства, для того чтобы повысить самооценку
индивидуума и дать ему почувствовать себя хозяином своей судьбы. Но открытость и
поверхностное изменение отношения сами по себе еще не означают просветления и преодоления
глубоких бессознательных конфликтов. Более того, следует проявлять осторожность в
отношении лиц с неустойчивой и травмированной психикой, как уже говорилось выше.
Противоположные желаемым результаты чаще всего возникают в группах, где занятия ведет
более склонный к директивным методам и провокациям харизматичный руководитель.
Психодрама
Психодрама - детище Якоба Морено (1892-1974) Он родился в Румынии и вырос в
Вене, где не только изучил философию и медицину, но и глубоко погрузился в мир искусства и
даже издавал литературный журнал В начале 20-х годов Якоб Морено проводил занятия с
детьми в игровых группах парков Вены, а затем создал импровизированный "Театр
спонтанности" (Могепо, 1948) Дэвис (1976) описывает, как Морено обнаружил, что актриса его
театра, создававшая на сцене мягкие, наивные образы, выйдя замуж, повела себя в семье как
фурия Морено стал давать ей роли отвратительных персонажей, что значительно переменило к
лучшему ее поведение в семье
Эмигрировав в США в 1925 году, Морено использовал свои идеи при лечении
эмоциональных расстройств. Он применил групповую психотерапию (поговаривают, что сам
этот термин пустил в обращение именно он), где участники с помощью ролевых игр изучали
конфликты, лежавшие, по его мнению, в основе их неврозов. Например, молодой женщине
приходилось играть роль нежного беспомощного создания в угоду отцу и в то же время -
сильного и уверенного человека, каким хотела ее видеть мать, всю жизнь мечтавшая о сыне,
которого у нее никогда не было Распространенным примером подобного конфликта является
часто встречающаяся ситуация, когда женщина пытается сочетать в себе традиционную роль
жены и матери, выполняющей ответственную работу.
Направляющая роль терапевта сродни роли режиссера в театре В некоторых заведениях
занятия психодрамой проводятся на специальном круглом подиуме, чтобы подчеркнуть
сходство с театральной сценой. Группа из 6-12 человек в течение полутора-двух часов по
очереди разыгрывает свои проблемы Тот, кто является в данной ситуации "главным героем" -
протагонистом, помогает остальным правильно сыграть отведенные им роли, подробно
описывая свою психодраму в мельчайших деталях. Временами руководитель поручает кому-то
выступить в роли протагониста (поменяться с ним ролями), чтобы подстегнуть процесс
идентификации и импровизации. Затем все участники группы обмениваются мнениями (на
основе собственного жизненного опыта), как преодолеть конфликт. Наглядное изображение и
доброжелательное обсуждение помогают увидеть новые подходы к решению проблемы,
рассмотреть ее под различными углами и справиться с ней
Метод психодрамы может быть полезен и в курсе более аналитической индивидуальной
и групповой терапии, когда он используется для преодоления "блока" в выражении чувств и
общении Особенно необходим этот метод в условиях стационара для тех, кому трудно выразить
свои проблемы словами (Jennings, 1987) С помощью психодрамы можно полностью раскрыть
потенциал эк-стравертированности пациента, неслучайно особенной популярностью этот метод
пользуется у терапевтов-экстравертов. В некоторых психиатрических лечебницах врачи
специально осваивают эту методику, чтобы включить ее вместе с другими творческими
методами, такими, как изобразительное искусство и музыка, в единый комплекс, помогающий
пациентам раскрепоститься (Jennings, 1983). Аналогичные ролевые игры используются и в
семейной терапии, а также при обучении специалистов, работающих с психическими и
эмоциональными расстройствами Наконец, эти методы включены в гештальт-терапию
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была разработана Фредериком (Фрицем) Перлзом (1893-1970) Это
был человек неиссякаемой и безудержной энергии, неутомимый и неугомонный, бунтарь и
синтезатор Он переехал из Германии в Южную Африку, затем в Нью-Йорк, потом в
Калифорнию и, наконец, в Ванкувер, где основал геш-тальт-коммуну Он получил образование
психоаналитика в Германии, но психоанализ показался ему недостаточно гибким Как и один из
основателей групповой терапии, Фулкс, Перлз работал с невропатологом Куртом Гольдштейном
Гольдштейн расширил представления гештальт-психологии о мотивации, рассматривая
личность не как собрание дискретных привычек, а как устремленность к единству
Перлз рассматривал неврозы как раздробление гештальта (геш-тальт означает единство,
объединяющее тело и разум, или, как еще говорят, объединяющее человека и его окружение)
Тревога понимается как проявление борьбы организма за объединение, а не как реакция на
внутреннюю опасность (классический психоанализ). Подобно Фрейду (в отличие от Роджерса),
Перлз (Peris et al., 1951) рассматривал неврозы как порождение запретных направлений и
блокированных потребностей организма в целом (разума и тела).
Гештальт-терапия проводится индивидуально и чаще - в группах. При этом участники
не используют для себя групповые процессы активно, а просто наблюдают, как бы отстраняясь
на задний план, в то время как одному из участников помогают обрести большую цельность
путем лучшего и более полного осознания самого себя. При этом не поощряется явление
переноса, но зато используется действие (разыгрывание) для исследования и более полного
выражения "здесь и теперь" в определенных рамках и по определенным правилам игры.
Левицкий и Перлз (1972) определили несколько базовых правил. Принцип "теперь",
поскольку речь идет о чувствах в настоящий момент, о внимании, сосредоточенном на "что" и
"как", а не на "почему" (имеется в виду, если прошлое требует внимания, его нужно перенести в
настоящее, а не "беседовать о нем"). Кстати, в аналитической терапии тоже существует такое
отношение, только "здесь и теперь" и "там и тогда" рассматриваются в динамическом
взаимодействии, а чрезмерное внимание к одной из пар существует в форме защиты. Другой
принцип, "я и ты", используется для достижения более непосредственного контакта: важнее
говорить на людях, чем с людьми. Третий принцип состоит в создании специального языка: все,
что относится к частям, переносится на "я" в целом: не "у меня напряглись ноги", а "я в
напряжении". Четвертый принцип - "не сплетничать" - состоит в том, что все должно быть
высказано прямо тому, о ком идет речь, а не так, будто этот человек отсутствует.
Игры в гештальт-терапии являются способами подстегивания непосредственного
контакта и более полного осознания. Диалог:
пациенту предлагается составить беседу между разными частями своей личности.
Например, между мужским и женским началом или всезнающим началом и началом,
сопротивляющимся осознанию каких-либо фактов. Можно составить воображаемый диалог
между самим собой и значимым для вас человеком. Пациент попеременно играет две роли.
Кружение-, пациент, вместо того чтобы оценить группу целиком, должен как-то выразить свое
отношение к каждому в отдельности. Иногда это бывают словесные замечания, иногда - жесты
и действия. Незавершенные дела: в процесс лечения переносятся ситуации, где пациент ставится
лицом к лицу с нерешенными конфликтами и двойственными чувствами, перешедшими из его
предшествующей жизни (например, по отношению к родителям или братьям/сестрам).
Преувеличение: пациенту предлагают изобразить чувства, беспокоящие и тревожащие его, но в
гротескной форме. Обратное изображение: предлагается изобразить чувства, противоположные
реальным.
Гештальт-терапия, таким образом, направлена на интенсивное и непосредственное
самопознание. Словам не доверяют, называя их защитными "враками" ("bullshit" - весьма
характерное выражение), отдавая предпочтение чувствам и жестам как заслуживающим
большего доверия. Психоаналитики также согласны с тем, что слова выполняют защитную
функцию, в чем убеждает нас психоаналитическая практика, но чувства они считают столь же
ненадежными и выполняющими защитную функцию.
Биоэнергетика
Эту область часто называют "биофункциональной терапией", основанной на
предположении, что неврозы связаны с фундаментальными проявлениями природы человека и
что задача терапии состоит в том, чтобы снять последствия этих связей. Данное направление
опирается на представления Фрейда, в своей первой теории нервных расстройств
рассматривавшего один из классов неврозов как актуальные неврозы. Неполная разрядка
либидо, согласно этим представлениям, превращалась в тревожное состояние, возникающее из-
за неестественной сексуальной практики, такой как прерванный половой акт. Вильгельм Райх
(1897-1957), один из последователей Фрейда, занялся изучением того, как поза отражает и
поддерживает психологический характер защиты (Reich, 1933). Часто поза позволяет понять и
интерпретировать подавляемые чувства и фантазии до того, как те будут высказаны. Эти
представления вошли в теорию психоанализа и повлияли на представления Анны Фрейд (1936)
о защитных механизмах. Правда, взгляды самого Райха уводили его все дальше от психоанализа
и приобретали все более революционный аромат, приравнивая свержение фашизма к