гипнотизмом) - методы, рожденные из трудов терапевта Месмера (1734-1815). Сейчас теории
Месмера и его сторонников о магнетических потоках, которыми они объясняли магнетический
сон, кажутся забавными, но зато к этим явлениям было привлечено внимание. Сходство между
магнетическим сном и естественным сомнамбулизмом (или хождением во сне) привело к тому,
что его назвали искусственным сомнамбулизмом, а позднее - гипнотизмом.
К концу XIX века произошел новый всплеск интереса к психическим явлениям, в
особенности к гипнотизму, спиритизму, ме-диумистическому трансу, раздвоению личности и
т.п. Возникло представление о том, что для понимания подсознательных процессов необходимо
проникнуть в них, погрузив при этом пациента в гипнотическое состояние. В 1882 году в
Лондоне было основано Общество психических исследований. В том же году Шарко произнес
знаменательную речь в Парижской академии наук, которая вновь вызвала почтительный интерес
к гипнозу, развеяв в значительной степени скептицизм психиатров.
В течение всего девятнадцатого столетия возрастающий интерес к подобным явлениям
нашел свое отражение в большой литературе. Особенно привлекала проблема раздвоения
личности. Одним из ярчайших проявлений такого интереса стал роман Стивенсона "Странное
происшествие с доктором Джекилом и мистером Хайдом", появившийся в 1886 году. В 1880-е
годы возникает интерес и к проблеме подавления эмоций и инстинктов в поведении людей.
Например, Шопенгауэр (1788-1860) уже предчувствовал появление идеи психоанализа. По
словам Фрейда, "он не только утверждал доминантность эмоций и высшую важность
сексуальности, но и осознал механизм подавления". Бенедикт (1835-1920), венский врач,
знакомый Фрейду и Брейеру, одним из первых объяснил причину неврозов (в особенности
истерии) болезненными патогенными секретами, относящимися к сексуальной жизни. Ницше
(1844-1900) подчеркивал значение инстинктов и их сублимации, самообмана, чувства вины,
возникающего оттого, что импульсы, которые невозможно выразить открыто, загоняют внутрь.
Достоевский и Ибсен исследовали тему страстей, скрывающихся в глубине и определяющих
поступки людей, которые пытаются обмануть себя верой в разумность собственных действий.
Элленбергер (1970) называет это явление "тенденцией срывания масок", преобладавшей в 1880-е
годы. Отец Ибсена был шахтером, и на его надгробии изображен отбойный молоток: сын хотел
подчеркнуть, что продолжает шахтерскую традицию извлечения спрятанного в недрах, подобно
той археологической метафоре, которую так любил приводить Фрейд.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Моравии. Когда ему было четыре года, семья
перебралась в Вену. Начал было учиться на юриста, но, как он писал в своей автобиографии,
"идеи Дарвина, представлявшие в то время огромный интерес, сильно привлекли меня тем, что
давали надежду на мощное продвижение в познании мира" (Freud, 1925:8). Ему самому
довелось, вслед за Коперником и Дарвином, нанести новый сильнейший удар по самооценке
человека и его представлениям о своей центральной роли во Вселенной. На его решение изучать
медицину повлияло услышанное в старших классах эссе Гете о природе.
Фрейд поступил в медицинскую школу в Вене в 1873 году и закончил ее только в 1881
году, поскольку несколько лет проработал в лаборатории физиолога Брюке. Это было время
надежды, что все язвы человечества исчезнут с развитием естественных наук. Брюке был уверен,
что "в организме нет других сил, кроме физических и химических" (Jones, 1953:45). Фрейд в
юности разделял этот взгляд и в некотором смысле так и не отказался от него, что проявилось, в
частности, в его предсказаниях расширенного применения лекарственных препаратов в
психиатрии.
Имя Фрейда так тесно связано с психоанализом, что часто забывают: у него была
блестящая репутация в нескольких других областях, прежде чем он (уже ближе к 40-м годам)
совершил свои психоаналитические открытия. Еще будучи студентом, Фрейд проделал
оригинальную работу по нейрогистологии, в области неврологии - внес значительный вклад в
изучение афазии и детского церебрального паралича, а в офтальмологии имя Фрейда известно в
связи с использованием кокаина как средства местной анестезии.
Пытаясь занять университетскую кафедру, Фрейд столкнулся с проявлениями
антисемитизма. Он был помолвлен уже в течение нескольких лет и собирался жениться и вести в
Вене частную практику невропатолога, но непосредственно перед этим, в 1885 году, получил
грант на поездку к Шарко в Париж.
Шарко в это время выступал с театрализованной демонстрацией невропатологических
расстройств, демонстрируя пациентов-истериков с параличом, анестезией и нарушением
движений. Фрейд отметил, что Шарко мог вызывать под гипнозом состояния, идентичные
спонтанно возникающим у больных истерией и что вид нервного расстройства отвечал в
большей степени представлениям самого пациента, чем анатомическим образцам. Он пришел к
выводу, что если истерические расстройства могут появляться под гипнозом, то, возможно, они
и возникают в результате спонтанного самовнушения в ответ на бессознательно появляющиеся в
мозгу пациента представления.
В 1886 году Фрейд вернулся в Вену и женился. В его частной практике было немало
пациентов, страдающих истерическими расстройствами. Сначала Фрейд использовал гипноз для
их лечения, пытаясь обнаружить симптомы внушения. Вместе с Брейе-ром он написал работу
"Исследования истерии" (Breuer and Freud, 1895), где описано, как, вводя пациентов в состояние
легкого гипнотического транса, можно услышать от них воспоминания и идеи, подавляемые и
вытесняемые в область бессознательного в силу их невосприимчивости к сознательным
установкам. Так появился метод, названный одним из пациентов Брейера "целительными
беседами" - talking cure. Вскоре Фрейд отказался от гипноза как прямого вмешательства и чуть
позже - даже как от средства облегчения контакта, полностью полагаясь на свободные
ассоциации. Далее последовал отказ от роли активно лечащего врача, она сменилась ролью
держащегося в тени спутника в путешествии пациента к самопознанию. К тому времени Фрейд
избавил пациентов от публичных демонстраций в духе Шарко и создал интимное пространство
аналитических приемных-консультаций, где можно было увидеть необъяснимые и неосознанные
аспекты своего собственного внутреннего мира. Симптомы, которые раньше считались
бессмысленными побочными явлениями и еще неизученными соматическими процессами,
теперь стало возможно рассматривать по-новому - как осмысленное сообщение о внутренних
состояниях конфликта.
Понятие конфликта
В психодинамике центральной является идея конфликта, вызванного неприятием тех или
иных сторон собственной личности. Само выражение "динамика" заимствовано Фрейдом из
физики XIX века для передачи представления о конфликте двух сил, результирующей которых
является третья сила, направленная в другую сторону.
Поскольку студенты-медики изучают лишь анатомию и физиологию (или их отдельные
части - гистологию и биохимию), немудрено, что врач пытается понять жалобы пациента как
симптомы анатомических или физиологических нарушений и, соответственно, найти
медикаментозный путь лечения. Общепризнанно, что около трети больных страдают прежде
всего от проблем эмоционального характера, которые таким путем излечить невозможно.
Именно в этом и кроется причина отчаяния, в которое приходят от бесплодных попыток такого
лечения и врачи, и пациенты. Чересчур романтичным можно назвать представление о том, что
именно наше время породило новые явления в этой области: в 1723 году лондонский врач Чейн
писал, что примерно треть его пациентов не страдает органическими заболеваниями.
Если принять во внимание, что (как в случае с миссис А.) жалобы пациента могут не
являться симптомами конкретного заболевания, вызванного внешними причинами, а указывать
на внутренний конфликт, то появится возможность во всеоружии разобраться в странных
жалобах некоторых пациентов. Открытие в прошлом веке микроорганизмов позволило сильно
продвинуться вперед в понимании природы заболеваний, но в то же время привело к
концентрации внимания на внешних причинах. Это вполне отвечает потребности человека
находить виноватых вовне (в своем роде обновленная теория о дьявольских кознях как причина
болезней).
Значение внутреннего конфликта в человеческих несчастьях имеет важное значение не
только для психиатрии, но и для всей медицины. Если ребенок жалуется на боли в животе, это
означает или какую-то реальную болезнь, например, аппендицит, или нежелание по какой-то
причине идти в школу, не назьшаемое из-за боязни вызвать отрицательную реакцию у взрослых.
Женщина, жалующаяся на болезненность интимной близости, страдает от каких-то
соматических расстройств (например, от эрозии шейки матки) или просто не хочет этой
интимной близости, но шо каким-то причинам не считает возможным сказать об этом пряма.
Проблема может быть сокрыта не в состоянии организма, а во взаимоотношениях. Уровень, на
котором возникает конфликт, может оказаться сравнительно осознанным или глубоко
бессознательным.
Молодая одинокая женщина пожаловалась своему семейному врачу на острое
отвращение, которое вызывает у нее собственный нос. Врач принял все это за чистую монету и
отправил пациентку к хирургу на пластическую операцию. Хирург, не видя никаких особых
отклонений в форме носа, посоветовал женщине сначала проконсультироваться с психиатром.
Однако та настаивала на своем: ей просто не нравится нос (лежащий в основе конфликт был